04 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBokjx
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/tonnage/6m/ по данной ссылке.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/arenda/bulldozer/ тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Виктор Кудрявый: Почему отрасль, от которой зависит жизнь граждан, должна быть рыночной?

Недавно премьер-министр России Виктор Зубков заявил, что реформа электроэнергетики в стране проходит успешно, угроза веерных отключений осталась в прошлом и развитие экономики страны электроэнергетическая составляющая уже не сдерживает. Чуть позже это высказывание несколько скорректировал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, заявивший, что эта радужная картина ожидает страну только после 2010 года. Вслед за ним глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс вообще пообещал возможность ограничения подачи электроэнергии чуть ли не десятку регионов. Однако сухие цифры иногда значат гораздо больше слов - с начала года было удовлетворено только 36% заявок на подключение новых потребителей в сетях, таким образом, большая часть дефицита электроэнергии в стране сохраняется. Да и прогноз по росту электропотребления корректируется не в лучшую сторону, а многие эксперты полагают, что едва ли не большую роль в "успехе энергореформы" сыграли теплые зимы последних лет. О ситуации в российской электроэнергетике, о том, почему Европа и США пошли путем, противоположным российскому, о государственном контроле за стратегическими отраслями и весомом вкладе погоды в интервью Накануне.RU рассказал профессор Московского энергетического института, бывший заместитель министра энергетики РФ Виктор Кудрявый.

Вопрос: Виктор Васильевич, несмотря на оптимистичные прогнозы Правительства и руководства РАО ЕЭС, в стране по-прежнему остается весьма ощутимым дефицит электроэнергии, в некоторых регионах возможны даже возможны ограничения. Как бы Вы могли прокомментировать эту ситуацию?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Виктор Кудрявый: В европейской части страны, на Урале, включая Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, очень большой дефицит электроэнергии. И потом, дефицит энергии не нужно рассматривать только в сегодняшних условиях, когда на улице минус пять градусов, и мы говорим – нет дефицита. Есть общий стандарт, когда смотрится дефицит энергии; есть ГОСТ на то, какая температура для какого региона считается расчетной. Допустим, для Москвы – это -26°C, а для Екатеринбурга, предположим, -30°C. Это та температура, которая в зимние месяцы может держаться, например, больше семи дней. И вот тогда резко возрастут нагрузки. Имеются четкие зависимости, как пересчитать нагрузки. Сегодня дефицит мощности в зимний максимум можно оценить в 10 млн кВт. Из последних 11 лет десять были беспрецедентно теплыми. Не учитывая это, мы занимаемся самообманом. Но даже несмотря на потепление, любая зима, и мы видим это по другим регионам Земли, может быть очень холодной.
билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Вы правильно сказали, что тот же Христенко дезавуировал премьера и сказал, что все эти прогнозы касаются не этого года, а только начиная с 2010 года, сказал, что в прошлом году 16% новых потребителей подключили, а сейчас уже 36%. Но разве 36% новых потребителей – это достижение? Напротив, это провал. Что такое новый потребитель? Это новые технологии энергосберегающие, нового качества продукция, новая производительность труда. И получается, что мы как раз российской экономике, которая может быть конкурентоспособной, не даем подключиться.

10 лет эта команда руководила энергетикой. И вот результаты ее деятельности. Но давайте разберемся в этом. Во-первых, сегодня лоббисты реформ получили гарантии преемственности курса реформ с потерей роли государства, курса, который начал Михаил Касьянов. Во-вторых, это гарантии завершения самой масштабной и грабительской приватизации после залоговых аукционов. В-третьих, это гарантии получения сверхприбыли для новых собственников ОГК и ТГК, так как по планам реформ нас ожидает полная либерализация цен на электроэнергию с ростом тарифов в два-два с половиной раза.

Но нам-то надо смотреть на другое. У нас сейчас нигде нет нормативного резерва мощности, при этом у нас и года не проходит без серьезных аварий. Только вот в Европе и США аварии бывают летом, из-за загрузки кондиционеров. У нас максимум нагрузки приходится на зиму. Но если авария случится зимой, то каждый должен понимать, что это не лампочка погасла в квартире. Это прекращение всего теплоснабжения, подача холодной воды тоже прекратится, остановятся канализационные и очистные станции, управление дорожным движением, телефонная связь и весь электрифицированный транспорт (железнодорожный, трубопроводный). Для нас это катастрофа. И этот момент оказался за бортом рассмотрения. К отрасли отнеслись как к вторичному сектору экономики. Все-таки энергетика – основная отрасль жизнеобеспечения.

Вопрос: В такой важной отрасли должно быть место для государства даже в рыночной экономике?

Фото: Александр Иванишин www.itogi.ruВиктор Кудрявый: Мы сейчас видим, в каких отраслях есть место для государства, где оно присутствует. В тех отраслях, где требуется большой вклад инвестиций, чтобы добиться технологического прогресса. В тех отраслях, где постоянно надо вкладывать в науку, потому что отдача будет через годы, и никакой частный бизнес не будет так рисковать. В тех отраслях, от которых зависит и экономика, и обороноспособность, и социальная стабильность общества. Когда государство принимает решение создать госкорпорацию в базовых отраслях: авиастроении, судостроении, внешней торговле, банковской деятельности, в добычи нефти и газа, в обеспечении транспорта углеводородов, это все понимают. Это, кстати, общемировая тенденция. Но почему отрасль, от которой зависит все, сама жизнь граждан, должна быть рыночной? Это непонятно. Что значит продать тепловую генерацию? Это значит продать все. Щит управления и линии электропередач не создают электроэнергии. И вот об этом почему-то не говорят. Тепловые генерации – это две трети энергетического потенциала электроэнергетики. Если мы генерацию отдаем в частные руки, она будет работать только на прибыль. Потеря ее для государства (я имею ввиду федеральный, региональный и муниципальный уровень) я считаю, неправильным. Мне кажется, что надо бы прояснить, почему информация по ходу реформы идет без оценки последствий этой реформы, без оценки мирового опыта, без оценки отечественного опыта.

Почему 18 стран Европы до сих пор, несмотря на то, что еще 12 лет назад приняты решения по либерализации, идут на присутствие государства? Канцлер Германии, например, защищает вертикальную интеграцию немецких компаний. Потому что она видит, что это влияет на экономику страны, на надежность потребителей. Почему сейчас все страны приняли решение об ограничении иностранных вложений в стратегические отрасли, прежде всего, в энергетику. И в Соединенных Штатах, и в европейских странах, теперь уже и Китай. А наша страна, которая находится в самых северных широтах, где 80% всех налоговых поступлений определяют энергоемкие отрасли, делает все наоборот.

Вопрос: Получается, что мы двигаемся в противоположном направлении?

Виктор Кудрявый: Реформа проходит удачно в отношении тех, кто работает против российской экономики. В отношении тех решений, которые ставят под угрозу социальную стабильность. Что значит разделить на 10 частей "Мосэнерго" – район, где переплетаются все системы управления, вся экономика, где мегаполис с населением больше 10 миллионов? Это удивительный случай, когда российские эксперты, специалисты академических, отраслевых институтов, просто специалисты, руководители регионов – оказались в стороне от этих реформ. Их просто не стали слушать.

Вопрос: Но согласно поправкам в тот же закон "Об электроэнергетике" государство получает контроль над некоторыми моментами, например, над ценообразованием тарифов на подключение к сетям.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Виктор Кудрявый: Самое мощное право - право имущества. Оно автоматически нивелирует все неточности законодательства, создает вертикаль управления. Мы, разрушив имущественное право, создав десятки компаний, разделив вертикальную интеграцию в какие-то бизнесы, теперь хотим что-то регулировать. Создаем какие-то советы рынка и штабы в регионах, полностью лишенные права влиять на текущие и перспективные проблемы. Абсурд! После реформ сверхприбыль будет обеспечена для новых собственников генерации, только экономика России не будет развиваться. Если она не будет развиваться, то упадет потребление внутри России и в интересах того, кто смотрит на нашу страну как на поставщика на мировой рынок дополнительной нефти, будет хорошо. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС