От простого к элитному: кто удержится на косметическом рынке Екатеринбурга?
Как говорил Оскар Уайльд, есть только два вида женщин: некрасивые и хорошо накрашенные. Не секрет, что от качества косметики во многом зависит внешний вид. Осознание этого, а также рост покупательского спроса привел к тому, что киоски с дешевыми тональными кремами, тушью и парфюмом в подземных переходах и на рынках почти ушли в прошлое, на смену им в крупных городах и, в частности, в Екатеринбурге, заступили фирменные косметические магазины и супермаркеты. Вместе с крупными федеральными игроками, пришедшими повсеместно на региональные рынки, пытаются сосуществовать местные сети, но, если они слабы, то, как считают эксперты, обречены. Впрочем, экспансия федералов происходит так медленно, что вымирание мелких игроков – вопрос долгого времени.
Парфюмерно-косметический рынок Екатеринбурга достаточно насыщенный, поэтому новые точки продажи косметики, если и открываются, то не в том количестве как, например, продовольственные. На сегодняшний день в городе около 70 магазинов, специализирующихся на продаже косметики и парфюмерии и около 150-и таких же отделов. Как рассказала Накануне.RU начальник торгового отдела комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Надежда Клинова, в течение четырех лет количество спецмагазинов почти не меняется.
При этом потенциал для роста еще есть. Об этом свидетельствует то, что, как минимум, два крупных федеральных игрока планируют открыть новые магазины: Рив Гош и Иль де Боте. Открытие последнего, как сообщила Накануне.RU директор магазина Иль де Боте в Екатеринбурге Эмиля Турченко, состоится 15 декабря, сейчас федеральная сеть представлена в Екатеринбурге двумя магазинами. Столько же торговых точек и у Рив Гош, но, как дала понять Накануне.RU управляющая магазином Рив Гош в Екатеринбурге Мария Месилова, на этом компания останавливаться не намерена, правда точное количество новых магазинов, а также сроки их открытия она назвать отказалась.
По некоторой информации Рив Гош в скором времени собирается купить холдинг "Алькор", развивающий сеть "Л`Этуаль". Правда, как считает аналитик ИК "Антанта-Капитал" Андрей Верхоланцев, эта покупка вовсе не означает, что завтра все магазины Рив Гош сменят вывески. "Л′Этуаль облагает раскрученным брендом, это может стать причиной для ребрендинга магазинов Рив Гош, но, опять же, собственник может решить, что в том или ином регионе оставить прежнюю торговую марку будет более целесообразно", - говорит Андрей Верхоланцев.
Покупка "Алькором" Рив Гош, если она состоится, без сомнения, усилит и без того сильные позиции "Л`Этуаль" среди федеральных и тем более региональных игроков. Сегодня в Екатеринбурге 11 магазинов этой марки. Как рассказала Накануне.RU директор одного из них Наталья Загайнова, сеть и в дальнейшем планируется расширять, даже без учета того, что должна состояться покупка Рив Гош. Тенденция поглощения крупными сетями более мелких станет еще более очевидной.
Экспансию федеральных сетей нельзя назвать агрессивной, поскольку они пришли на екатеринбургский рынок достаточно давно и планомерно расширялись, из новых имен для уральской столицы за последние два года - лишь Иль де Боте да московская сеть "Для души и душа". Но все равно федеральные сети доминируют за счет большого ассортимента, большего бюджета для продвижения своей сети, в этом некоторые местные игроки не могут тягаться с федеральными. |
"Думаю, что тренд, однозначно, на укрупнение, мелкие игроки будут вытесняться. Крупные игроки займут большую долю рынка как раз за счет поглощения мелких магазинов", - уверен аналитик ИК "Антанта-Капитал". Директор сети "Млечный путь" Дмитрий Трещев признался Накануне.RU, что давление федеральных сетей чувствуется: "Они могут демпинговать, мы нет. У них цель – захватить рынок, у нас – работать. Покупатели уходят, это особенно остро стало ощущаться в последний год".
Хотя не все представители местных сетей согласны с этим мнением. "Федеральные сети, которые пришли на региональный рынок, конечно, развиваются. Но достаточно просто прийти и сравнить ассортимент, сравнение будет не в пользу федеральных игроков. Это требует времени, а они не так давно присутствуют на рынке", - заявил Накануне.RU директор торговой сети "АтлантКосметик" Алексей Исаев. Он отметил, что очень много направлений, например, детская, мужская косметика, в Екатеринбурге представлены достаточно слабо. Алексей Исаев добавил, что на сегодняшний день существует 15 магазинов "АтлантКосметик", открытие новых также планируется.
А сеть Ив Роше решила остановиться на существующих пяти магазинах. "Мы подошли к оптимальному количеству", - подчеркнула в разговоре с Накануне.RU директор магазина Ив Роше в Екатеринбурге Дина Южная.
Таким образом, расширение количества магазинов той или иной компании является доказательством лишь того, что все потенциальные покупатели еще не завоеваны и данная фирма не представлена в полном объеме. С другой стороны, как отметил, директор сети "Млечный путь" Дмитрий Трещев, его сеть планирует расширяться, но как только появится такая возможность. Дабы не конкурировать с известными брендами, новые магазины предполагается расположить не в центре города, а в спальных районах – как магазины шаговой доступности. Покупатели будут привлекаться за счет того, что косметику и парфюмерию они смогут купить рядом со своим домом. Федеральные же сети, наоборот, если места в центре заняты, выбирают торговые центры, где большой поток покупателей.
На парфюмерно-косметическом рынке Екатеринбурга, да и, наверное, всей России, есть одна интересная тенденция: ассортимент одного парфюмерно-косметического магазина, за редким исключением, похож на другой, как две капли воды, цены сопоставимы, поэтому постоянных покупателей приходится "заманивать" всевозможными подарками и скидками – без них сегодня не обходится ни один крупный игрок. |
"Сейчас все зависит от того, как руководители торговых предприятий будут встречать покупателей, какие услуги будут оказывать: скидки, акции, подарки, дисконтные карты, презентация новинок. Покупатель активно реагирует на знакомые бренды, реклама все равно должна быть", - говорит начальник торгового отдела комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Надежда Клинова.
Несмотря на то, что представители существующих сетей отрицают серьезную конкуренцию друг с другом, именно для того, чтобы завоевать потенциальных покупателей они делают эксклюзивные предложения и проводят различные акции. "Пять лет назад конкурентов, конечно, было меньше. Сегодня конкуренция средняя, но ее нельзя назвать жесткой. Каждый предлагает что-то свое эксклюзивное. У нас, во-первых, представлена такая продукция, как живая греческая косметика, во-вторых, постоянно проходят различные акции", - заявила Накануне.RU управляющая магазином Рив Гош в Екатеринбурге Мария Месилова.
Сеть "Арбат-Престиж" привлекает покупателей картами VIP-клиента, которые предоставляют скидку до 30%. "Л`Этуаль", кроме постоянных скидок на парфюм, предлагает накопительные карточки, по которым можно получить максимальную скидку в 25%. Екатеринбургская сеть "Пигмалион" предоставляет всем, пожелавшим сделать покупку до полудня, скидку в 3%. "Но, к сожалению, все приходится оформлять вручную, у нас нет системы штрих-кодирования", - отметила директор одного из магазинов Елена Василенко.
Ив Роше для привлечения покупателей использует накопительные карты, проводит по две акции в месяц, когда 30% товаров охвачены скидками. "Нельзя сказать, что у нас есть конкуренты, поскольку работаем на совершенно разных полях. В нашей нише нет других магазинов. Фирма Ив Роше заявлена по всему миру как фирма, сориентированная на среднего покупателя. Мы были первым западным магазином в Екатеринбурге", - подчеркнула директор магазина Ив Роше в Екатеринбурге Дина Южная.
Еще одно отличие Ив Роше от других сетей, как говорят представители этой компании, эксклюзивность товара, он продается только в магазинах Ив Роше и больше нигде. Однако другие участники рынка для распространения своей марки используют не фирменные магазины, а аптеки (например, Vishy) или дистрибьюторов, как небезызвестные Oriflame или Avon.
"Но сейчас нужно привлекать уже не товаром, а сервисом, какими-то опциями, дисконтными картами, с помощью эмоционального восприятия привлекать покупателей. Это показатель того, что рынок находится на достаточно высоком уровне. Компании, которые являются лидерами рынка, таким образом завоевывают все новую территорию", - считает аналитик ИК "Антанта-Капитал" Андрей Верхоланцев.
Повышению благосостояния владельцев торговых сетей способствует рост доходов населения. "Если у нас за последние два года удельный вес в структуре товарооборота непродовольственной торговли начал превышать продовольственную, это говорит о том, что покупатель может себе позволить выделить деньги на то, чтобы выглядеть красиво", – говорит Надежда Клинова. Вся торговля, в среднем, растет на 30% в год, в данной сфере обороты и темпы роста сопоставимы. Сегодня екатеринбургский парфюмерно-косметический рынок насыщен, но, вместе с тем, продолжает динамично развиваться. Не количественно, но качественно.