Кто дверью громче хлопнет, или самый громкий развод года
Новейшая российская экономика знает немало примеров того, как бизнес-партнеры на паритетных началах создавали огромные состояния, но вот примеров того, как подобный бизнес разделить, доселе было не слишком много. Можно, конечно, вспомнить Олега Дерипаску и Романа Абрамовича, которые были партнерами по "Русалу", можно привести в пример Андрея Мельниченко и Сергея Попова, Владимира Иориха и Игоря Зюзина, но первым по-настоящему крупным (если не сказать глобальным) "разводом" в отечественном бизнесе стал раздел активов давних партнеров (а знакомы они уже более 10 лет) – Владимира Потанина и Михаила Прохорова.
Их "развод" соответствует всем канонам жанра: тут и интриги, и недоговоренности, и даже "треугольник" складывается (в роли третьей стороны готов выступить Олег Дерипаска). В общем, эксперты, аналитики, да и просто интересующиеся граждане следят за происходящим едва ли не с большим интересом, чем любительницы светской жизни за разводом супругов Абрамовичей, который случился в нынешнем году. Ну, а если говорить серьезно, то раздел совместно нажитого имущества Прохорова и Потанина, продолжающийся без малого год, может стать хорошей школой для остальных российских бизнесменов, поскольку, как ни крути, расходится эта пара вполне себе цивилизованно. И если некоторым кажется странным поведение Михаила Прохорова, который, выражаясь на сленге, вроде как "кидает" бывшего партнера, то им можно возразить – это вполне нормальное поведение бизнесмена, всего лишь желающего провести сделку в оптимальных для себя условиях. Это у нас удивляются: "Ну, как так! Все же не чужие друг другу люди!", а на Западе просто сухо заметили бы: "Да это же бизнес. А в бизнесе не может быть ничего личного". И все-таки мы живем в России. Поэтому и кипят вокруг "развода года" нешуточные страсти.
Бизнес по расчету
Началось все в далеком 1991 г. За два года до знакомства молодой выпускник Московского государственного финансового института Михаил Прохоров пришел работать в Международный банк экономического сотрудничества. А в 1990 г. туда же пришел и Владимир Потанин. В 1991 г. партнеры отправились в совместное плавание по молодой да бурной российской экономике. Потанин становится главой внешнеэкономического объединения "Интеррос", а Прохоров консультирует новую структуру. В следующем, 1992-ом они начинают выстраивать банковский холдинг. В банке МФК Михаил Прохоров становится председателем
правления, Потанин занимает пост президента. Затем Прохоров становится председателем правления и в "Онексимбанке". Через четыре года после знакомства партнеры участвуют в залоговых аукционах и приобретают целый ряд активов, в том числе и госпакет акций "Норильского никеля", которому суждено стать жемчужиной их совместного бизнеса. В 1998 г. управляющей компанией промышленных активов Прохорова-Потанина становится холдинг "Интеррос". В 2000 г. Прохоров возглавил "Росбанк", в 2001 г. – "НорНикель". В начале 2007 г. партнеры объявляют о намерении разойтись и разделить бизнес. Под это разделение Прохоров создает группу "Онексим". Изначально предполагалось, что в результате реструктуризации "НорНикеля" и "Полюс Золота" Прохорову отойдут энергоактивы, благо он намеревался заняться энергетикой и нанотехнологиями. Потанину бы отошли остальные активы "Интерроса". Сложность разделения заключалась в том, что практически всем имуществом партнеров управлял "Интеррос", и для разделения нужно было достаточно много времени и средств. Однако уже после нескольких месяцев "разводного процесса" стало понятно, что все идет не столь гладко, как хотелось бы. По крайней мере, как хотелось бы Потанину.
Активы | Доля, $ млн |
"Норильский никель" | 15278,4 |
"Полюс Золото" | 4688,7 |
"Открытые инвестиции" | 1211,3 |
"Росбанк" | 3387,6 |
"Проф-Медиа" | 1450,0 |
Прочие (включая "Агрос", "РУСИА Петролеум" и энергетические активы) | 2184,7 |
Итого |
28 600,2 |
Слухов о причине развода было множество. Довольно подробно об этом писала газета "Ведомости": "Источники, близкие к обоим предпринимателям, утверждают, что конфликта между ними не было, они по-прежнему друзья. А предстоящий развод они объясняют разногласиями по стратегии развития находящихся под управлением "Интерроса" компаний: Прохоров хотел активнее инвестировать в водородную энергетику, а Потанин стремился агрессивнее развивать "НорНикель" и "Полюс", говорит инвестбанкир, знакомый с предпринимателями. Переговоры длились около года, рассказывают источники из окружения Потанина и Прохорова, но скандал с недавним задержанием главы "Норникеля" в Куршевеле ускорил процесс".
Действительно, после скандального задержания российского бизнесмена по делу об организации международной сети проституции многие заговорили, что разговоры о разводе – это только пиар-ход.
Однако все сложилось так, как сложилось. Прохоров, вопреки изначально заявленным желаниям, воспротивился реструктуризации "НорНикеля". А совету директоров, на котором предполагалось решение вопросов о разделении актива, предшествовали слухи о скупке с рынка свободных акций "НорНикеля". Слухи вообще сыграли в истории с разводом большую роль. Одни из них позже подтвердились, другие вызывают сомнения и по сей день. Например, предположения о том, что партнеры ищут покупателей активов "на стороне". К последним приписывали и государственную "АЛРОСУ", которая якобы интересовалась "Полюс Золотом", и Олега Дерипаску, который, какмы теперь знаем, положил глаз на долу в ГМК. Однако и Потанин, и Прохоров все подобные слухи опровергали.
Третий – не лишний
"Раздел проходит вполне цивилизованно, однако далеко не в дружественной форме. Прохоров выдвинул Потанину довольно жесткие условия, но при этом не нарушал никак корпоративных норм или стандартов. Он поступил как грамотный бизнесмен, который желает осуществить сделку по лучшему предложению. Отказ проголосовать за выделение энергетических активов я бы также не назвал враждебным ходом. Господин Прохоров дал понять, что состав активов не является оптимальным с его точки зрения, а ведь именно он является инициатором самой идеи. Он намерен оставить принятие этого стратегически важного решения новому владельцу", - рассказал нашему агентству старший аналитик аналитического управления компании "АТОН" Вячеслав Буньков. Кстати, все, что касается, например, раздела медиа-активов, проходит вполне спокойно. Накануне в интервью программе "Вести" Владимир Потанин подтвердил, что выкупает долю Михаила Прохорова в "Проф-Медиа".
Предполагается, что подробности сделки станут известны в течение этой недели после совета директоров компании "КМ инвест", которая управляет "Проф-Медиа". Напомним, в холдинг "Проф-Медиа" входят телеканалы "ТВ3", "MTV Россия" и "2 × 2", издательские дома "Афиша" и B2B Media, интернет-холдинг "Рамблер", кинокомпания "Централ партнершип", кинотеатры "Синема-парк" и радиостанции "Авторадио", "Юмор FM", NRJ, "Алла". А вот с "Норильским никелем" ситуация с каждым днем все сложнее. Дело в том, что на долю Прохорова появился реальный претендент – "Русал" Олега Дерипаски. И Прохоров, судя по всему, очень не против объединения двух металлургических компаний. Однако перед тем, как начать договариваться с Дерипаской и Ко (в "Русале" Олегу Дерипаске принадлежит лишь 66% акций, еще 22% - у Виктора Вексельберга и его партнеров, 12% принадлежат швейцарской компании Glencore), группа "Онексим" была вынуждена предложить оферту на покупку доли Прохорова Потанину.
Однако условия выкупа весьма суровы: во-первых, "Онексим" хочет получить средства живыми деньгами, во-вторых, на поиск этих средств Потанину отпущено всего 30 дней, что существенно усложняет задачу. Хотя накануне появились слухи, что Потанин ищет деньги за рубежом, аналитики все равно сомневаются в том, что ему удастся собрать необходимую сумму к 21 декабря. А вот у Дерипаски, напротив, уже все готово.
"На мой взгляд, Потанин в существующих условиях просто не сможет собрать требуемую сумму денег в $15,7 млрд, особенно учитывая тот факт, что финансовые рынки испытывают сейчас кризис ликвидности. Кроме того, Прохоров установил крайне жесткие временные рамки, обязав принять решение в течение 30 дней после оферты (то есть до 21 декабря). Таким образом, бизнесмен с одной стороны создал видимость свободной борьбы за актив, но с другой стороны выдвинул просто неприемлемые условия для одного из претендентов. Так что наиболее вероятным я рассматриваю обмен пакета в "Норильском Никеле" на 11% акций "Русала" и денежные средства. Кроме того, представители "Базэла" уже заявляли о том, что видят покупку доли в ГМК как первый шаг к получению полного контроля в компании", - полагает Вячеслав Буньков. Надо полагать, что не самым лучшим образом на настроении Потанина сказалось и официальное сообщение "Русала", сделанное на прошлой неделе. "Русал", группа "Онексим" и ГМК "Норильский никель" сообщают о подписании соглашения, в соответствии с которым "Русал" приобретет 25% плюс одна акция ГМК "Норильский никель", принадлежащие "Онексиму", а "Онексим" получит 11% акций "Русал" и денежные средства, а также войдет в совет директоров "Русала", - говорится в сообщении.
Кроме того, в нем оговариваются конкретные сроки проведения сделки (завершение в первом квартале 2008 г., после получения разрешений от российских и зарубежных антимонопольных органов) и источники финансирования, гарантиями которых уже заручился "Русал" (ABN Amro, BNP Paribas, Credit Suisse и Merrill Lynch). Эксперты сходятся в четырех моментах: во-первых, пакет Прохорова, скорее всего, достанется Дерипаске, а не Потанину; во-вторых, такая сделка может пойти на пользу как "Русалу", так и "НорНикелю", выведет объединенную компанию в лидеры мирового металлургического производства, даст возможность для дальнейшего расширения и т.д.; в-третьих, другие претенденты на долю Прохорова вряд ли могут появиться; ну и, наконец, эксперты полагают, что в заявленные ранее сроки – окончание раздела до конца 2007 г. – Прохоров с Потаниным вряд ли уложатся. "Осталось немногим более месяца, но вероятность того что продажа состоится до конца года все же есть. Вряд ли сделка будет завершена до конца года, но ее исход и основные параметры скорее всего будут определены уже в этом году", - пояснил Накануне.RU ведущий аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" Станислав Фоменко. С ним соглашается и Вячеслав Буньков. "Сделка вряд ли закончится до конца года. Ведь только 21 декабря истечет срок оферты для Владимира Потанина, а согласно договоренности, сделка с "Русалом" может быть проведена только в случае отказа "Интерроса" от покупки. Соответственно, до конца года останется чуть больше недели, а ведь еще необходимо уточнить точные параметры сделки, найти источники финансирования", - говорит Вячеслав Буньков. Кстати, говоря о Дерипаске и его компаниях, нелишним будет упомянуть о "неудаче" "алюминиевого короля" в походе за пакетом акций "Силовых машин". Теперь, по всей видимости, пакет РАО "ЕЭС" достанется владельцу "Северстали" Алексею Мордашову. Интригу истории придает тот факт, что в "Силовых машинах" есть и доля "Интерроса". О том, что явилось причиной отказа Дерипаски от борьбы за "СМ", у экспертов есть разные мнения. "Думаю, что сделки ("Силовые машины" и "НорНикель") между собой никак не связаны. Пакет "Силовых Машин" продавался по стартовой цене $484 млн, и эта цифра несопоставима с ценой пакета "Норильского Никеля". Поэтому я не думаю, что мог возникнуть вопрос нехватки средств на "Силовые Машины". Скорее всего, выход Дерипаски из борьбы - это результат договоренности с Алексеем Мордашовым", - считает Вячеслав Буньков. "Я как раз склонен связывать отказ от участия в борьбе за пакет в "Силовых машинах" с появленнием возможности приобрести пакет в "НорНикеле". Вероятнее всего, Дерипаска не захотел распыляться и решил сосредоточить свое внимание и силы на более важном и интересном для него активе, - возражает Станислав Фоменко.
Уже очевидно, что покупка (или отказ от нее) Потаниным доли Прохорова в "Норильском никеле", станет кульминационным моментом развода. Пожалуй, самого громкого развода года. С другой стороны, эксперты уверены, что, несмотря на расставание, Владимир Потанин и Михаил Прохоров все равно будут участвовать в совместных проектах и, соответственно, еще смогут вновь стать партнерами, ведь российский бизнес, как видно, так тесен.