Председатель ТПП ЯНАО - о потребностях ямальцев и возможностях бизнесменов
Накануне ямальские депутаты приняли решение о том, что на финансирование программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010 годы" из окружного бюджета будет направлено 211 млн рублей. Основными целями программы является увеличение количества малых предприятий, повышение доходов населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также увеличение объемов налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты автономного округа до 1 млрд рублей. Что нужно учесть предпринимателям для бизнес-старта на территории Ямала? Как учесть суровый климат и желание потребителя? Какие ниши бизнеса на Ямале еще свободны? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответил генеральный директор Торгово-Промышленной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа Николай Миропольский.
Вопрос: Какие есть особенности у бизнеса на Ямале?
Николай Миропольский: На Ямале несколько особенностей. Это отдаленность от "большой земли", сложная транспортная инфраструктура, относительно небольшое население округа по сравнению с его территорией и т.д. Отсюда и влияние географических условий на бизнес. Наш бизнес представлен в основном крупными нефтегазодобывающими и геологоразведочными компаниями, строительными и транспортными компаниями, предприятиями ЖКХ. По поводу ТЭКа можно говорить бесконечно, все прекрасно знают, какую роль ТЭК Ямала играет в жизни нашей страны. Учитывая социальную политику округа, а также глобальные проекты, например "Урал промышленный - Урал Полярный" очень динамично развивается строительная отрасль и транспортная индустрия, и нужно заметить, что все эти предприятия очень крупные, что позволяет им развиваться в суровых северных условиях. Все-таки отдаленность от "большой земли", погодные условия и т.д.
Вопрос: Легко ли начать свой бизнес на Ямале?
Николай Миропольский: Я думаю, что Ямал в данном случае нисколько не стоит в стороне от всей остальной страны, конечно, есть свои особенности, о чем говорилось выше, но законы сегодня позволяют начинать бизнес без сложных процедур. Совсем другое дело, когда встает вопрос с чего начинать, где взять кредит, помещение, квалифицированные кадры и т.п. И здесь необходимо отметить, что сегодня уже многое делается в этом направлении, а именно – стимулирование создания и развитие бизнес -инкубаторов, активизация деятельности некоммерческих организаций в сфере предпринимательства и многое другое.
Вопрос: В каких сферах жизни на Ямале представлен малый и средний бизнес?
Николай Миропольский: Это, конечно, торговля и сфера услуг, транспорт и строительство.
Вопрос: Проведен ли анализ рынка потребителей? В чем нуждаются жители округа? Какие отрасли малого и среднего бизнеса на Ямале еще не освоены?
Николай Миропольский: Конечно, мониторинг потребительского рынка проводится постоянно различными профильными департаментами администрации ЯНАО. Кроме этого, ТПП ЯНАО проводит определенную работу по мониторингу потребительского рынка для целей создания и внедрения систем добровольной сертификации продукции и товаров. Что в свою очередь отвечает на Ваш вопрос о предпочтениях потребителей – это, конечно, качественные продукты питания и качественные товары. Сегодня практически не освоен рынок ЖКХ, IT технологий и инновационных технологий.
Вопрос: Перед тем как начать свое дело, необходимо произвести расчеты. Что нужно учесть предпринимателям для бизнес-старта на территории округа?
Николай Миропольский: Конечно, необходимо учесть в первую очередь расходы на коммуналку и транспорт, а также стоимость кредитных ресурсов, налоги и т.п. Здесь тоже оказывается помощь предпринимателям, а именно составление различных бизнес-планов для инвестиционных целей.
Вопрос: С 1 января вступит в силу федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Ваше мнение о новом законе? Насколько он будет эффективным для малого бизнеса Ямала?
Николай Миропольский: Закон, безусловно, положительная новость для всего бизнес-сообщества, он разрабатывался при непосредственном участии ТПП РФ, конечно, к сожалению, на выходе в закон не вошли все положения и предложения ТПП РФ, но я думаю, что как только заработает новый закон, изменения неизбежны. Закон, безусловно, будет эффективен для бизнеса Ямала. Хотя он и носит рамочный характер, на его базе, безусловно, будут выстраиваться отношения между бизнесом и властью и внутри самого бизнес-сообщества, позволит консолидировать предпринимательское сообщество для защиты и лоббирования своих интересов в различных уровнях власти. Немаловажным является и прописанные законом различные формы поддержки со стороны государства, а это очень важно для начинающих предпринимателей.
Вопрос: В этом же законе прописана такая структура бизнеса, как ремесленничество. В округе существует промысел коренных жителей (оленина, рыба). По Вашему мнению, насколько реально развитие такого бизнеса на территории Ямала? Какие есть перспективы?
Николай Миропольский: Перспективы только в части оптимизации самой отрасли и поиски новых рынков сбыта. А вот ремесленничество в сфере сувенирного и национального промысла находится в зачаточном состоянии.
Вопрос: Какие акты, программы на уровне региона уже готовятся к принятию для поддержки малого и среднего бизнеса?
Николай Миропольский: Окружные и муниципальные целевые программы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, нормативные акты по финансовой поддержке некоммерческих организаций, программы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
Вопрос: Какие основные направления инвестиционной деятельности будут развиваться в округе? По Вашему мнению, какие еще отрасли можно развивать в округе?
Николай Миропольский: Реформирование системы энергообеспечения, минимизация количества локальных электростанций, программы по сносу ветхого и аварийного жилья, дорожное строительство, туристический бизнес и многое другое.