Международный день гражданской авиации: Чистого неба и мягких посадок!
7 декабря во всем мире отмечается День гражданской авиации. Праздник относительно молодой – Генеральная Ассамблея ООН провозгласила его таковым всего 11 лет назад. Молодость (как минимум, в душе) вообще непременное требование, предъявляемое ко всем желающим связать свою жизнь с небом. О том, как, кто и где сейчас готовит летчиков гражданской авиации, как авиакомпании расхватывают выпускников и какими параметрами должен обладать абитуриент, чтобы попасть в авиационный вуз, а также о том, почему в пилоты не берут девушек в интервью Накануне.RU рассказали проректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Борис Бузинник и проректор Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Евгений Кожендаев.
Вопрос: После распада СССР и гражданская авиация в целом, и образовательные учреждения в частности находились в кризисной ситуации: и обучать было не на чем, и молодые люди не шли в профессию. Как Вы считаете, изменилась ли ситуация сейчас?
Евгений Кожендаев: Да, сейчас наши выпускники стали востребованными. Появилась потребность у авиапредприятий в летном составе, в диспетчерских кадрах, поэтому сейчас у нас при наборе достаточно много абитуриентов.
Вопрос: А какими параметрами должен обладать абитуриент, чтобы стать вашим студентом? И должно ли у него проявляться стремление быть в профессии, быть в авиации?
Евгений Кожендаев: Я думаю, любовь проявляется уже потом, в процессе обучения. А на первых порах – при приеме в училище – главными являются, конечно, знания, как и в любом другом вузе. Например, очень важна математика, иностранный и русский языки. Также большую роль играет физическая подготовка абитуриента, медицинские показания. Ну, и, конечно, все наши абитуриенты обязательно проходят психологический отбор. После этого определяется профессиональная пригодность человека.
Вопрос: Подготовка специалистов для авиации – весьма затратное дело. Вопрос о насущном – хватает ли сейчас денег?
Евгений Кожендаев: Сейчас все нормально, более или менее, средств хватает. Да и раньше не совсем в этом проблема была. Не в подготовке, а в том, что кадры, которые выходили из училища, в силу объективных и субъективных причин не были востребованы в авиации. Сейчас ситуация кардинально изменилась, сейчас летные кадры и диспетчерские очень востребованы, нужны. К нам часто приезжают представители различных авиакомпаний с просьбой к ребятам-студентам, чтобы они пришли работать в эти компании. Поэтому с этим сейчас проблем нет.
Вопрос: А как Вы можете в целом оценить состояние российской гражданской авиации? Она выходит из кризиса?
Евгений Кожендаев: Отрасль из кризиса выходит, конечно же. Приведу в пример наше училище. Действительно, были годы, когда у нас не хватало топлива, мы не могли выпустить ребят вовремя – по году задержки были с выпуском, не хватало самолетов. Сейчас все совершенно иначе – с такими проблемами мы практически не сталкиваемся. Не на сто процентов, конечно, все так, как бы хотелось, но все-таки более или менее жизнь налаживается.
Вопрос: Евгений Павлович, а каковы шансы девушки, которая хочет поступить в ваше училище и стать пилотом? Приходилось ли Вам вообще в жизни сталкиваться с женщинами - профессиональными пилотами?
Евгений Кожендаев: Во-первых, вне зависимости от пола человек должен соответствовать всем существующим требованиям, пройти все тесты. Это определенный уровень физического развития – это и испытания на подтягивание, и бег на тысячу метров – во все нормативы даже девушка должна уложиться. Во-вторых, должно быть соответствие летной профессии, зрение и т.д. Ну, и психологический отбор – это тоже достаточно сложно. Ну, а в целом, теоретически такое возможно. Но достаточно сложно. Вот у нас. Например, в уставе написано, что принимаются на летные испытания при поступлении только лица мужского пола. А вообще таких примеров есть сколько угодно! В училищах девушки встречаются, некоторые проходят через аэроклубы. Но в таких учебных заведениях как наше, я еще не встречал девушек.
Вопрос: Существуют ли какие-то "летные братства" выпускников? Встречаются ли они после окончания училища?
Евгений Кожендаев: Вообще, в нынешнем виде наше училище существует сравнительно недавно, оно у нас, можно сказать, молодое. Только недавно был 10-ый юбилейный выпуск. Поэтому и встреч особых пока не было. Ну, а в феврале-марте будущего года здесь у нас будет собираться первый выпуск.
Вопрос: Что бы Вы могли пожелать своим коллегам, студентам, да и всем работникам гражданской авиации в целом в преддверии праздника?
Евгений Кожендаев: Естественно, хочу пожелать крепкого, авиационного здоровья, долголетия, ну, и, как мы все в авиации говорим, чистого неба и мягких посадок!
Вопрос: Борис Иванович, как Вы считаете, миновал ли уже кризис подготовки кадров для гражданской авиации?
Борис Бузинник: Вы знаете, очень сложно вот так сразу решит кадровую проблему в отрасли. К примеру, нам нужно сейчас более 500 человек для пополнения летного состава, а все учебные заведения гражданской авиации вместе взятые выпускают только около 200 человек. Эта проблема очень долгосрочная, хотя мы вот, например, и так принимаем каждый год по тысяче человек сейчас, хотя госбюджет нам выделяет средства только на половину из них. Остальные ребята идут к нам на платное обучение.
Вопрос: А что касается преподавательского состава? Каков его средний возраст?
Борис Бузинник: Возрастная проблема преподавательского состава – это вообще явление, характерное для всех российских вузов, в том числе и для нашего. Хотя за последние два года мы много сделали в этом направлении. Принято решение брать молодежь, и сейчас мы уже вернулись к тому, что у нас средний возраст преподавателей – 50 лет. И, хотя мы, естественно, все стареем, но приходит к нам и молодежь. С прошлого года мы создали специальную комиссию по рассмотрению вопросов трудоустройства наших одаренных выпускников прямо в нашем университете. Понятно, что выпускники не совсем охотно остаются работать в университете – зарплаты не очень большие. Но мы с целью привлечения молодежи выделили 10 комнат в общежитии для предоставления ребятам, которые хотят работать в родном вузе. Таким образом, хоть зарплата и не очень большая, но и за квартиру уже платить не нужно. В этом году у нас уже остались работать девять человек.
Вопрос: Авиакомпании делают свой заказ на ваших выпускников?
Борис Бузинник: Конечно! Например, у нас буквально в конце ноября прошла ярмарка вакансий. Мы проводим ее второй год. У нас создан центр занятости студентов и трудоустройства выпускников. В этом году на ярмарке были представители 32 авиакомпаний, приезжали даже руководители компаний. И 320 наших студентов прошли собеседование по трудоустройству.
Вопрос: Насколько в вашем вузе сильно "летное братство"? Встречаются ли выпускники друг с другом?
Борис Бузинник: У нас ежегодно встречаются и празднуют выпускники юбилеи. Вот, например, в прошлом году отмечали 20-летие, 25-летие выпуска. Они встречаются здесь, разные выпуски собираются в разных количествах, разными составами, но обязательно приезжают. А в следующем году, в сентябре мы будем проводить слет выпускников всех поколений, на котором будет создана всероссийская ассоциация выпускников, в том числе будут и региональные подразделения у этой организации. У нас в Санкт-Петербурге будет головная организация.
Вопрос: Борис Иванович, как Вы считаете, в целом отрасль гражданской авиации вышла из кризиса на сегодняшний день?
Борис Бузинник: Нет, конечно, еще не вышла. Это процесс длительный. И самые главные проблемы тут – это парк воздушных судов и кадры для нового парка. Я уже не говорю об аэропортах – многие аэродромы закрыты, сеть нарушена. Восстанавливать то, что было в советское время, очень сложно и требует очень больших капитальных затрат.
Российское информационное агентство Накануне.RU от всей души поздравляет всех, чья жизнь связана с гражданской авиацией!