Дорогой мой Интернет
"Когда-то трафик и в Москве был дорогой, просто он там раньше появился, и постепенно, по законам рынка, провайдеры улучшили качество связи и снизили цены. Это с точки зрения философии.
А в регионах неразвитость рынка позволяет провайдерам грабить абонентов, ну и плюс - большие затраты на развитие с нуля.
Смею заметить, в Екатеринбурге цены постепенно снижаются, так что через года три - четыре может мы достигнем уровня Москвы, примерно тогда, когда Москва достигнет уровня Лондона".
Один знакомый программист
Инициатива одного из крупнейших ресурсов Рунета – "Яндекса" - по развитию региональной сети вызвала новый виток разговоров о несравнимой разнице стоимости трафика в регионах и столицах. Проблема далеко не новая, весьма серьезная. Более того, эксперты прогнозируют, что времена, когда стоимость трафика и скорость передачи данных где-нибудь в Барнауле или Владивостоке сравняется с той, что доступна внутри Садового кольца, наступят еще не скоро. Цивилизованный рынок потому так и называется, что не терпит спешки и постороннего вмешательства (например, государства, которое, кажется только в Интернет-отрасли еще и не создало госкорпорацию, хотя, как говорится, еще не вечер). Так вот, по разным подсчетам, учитывая темпы развития рынка и еще массу других факторов, ждать осталось от трех до пяти лет.
Возникает резонный вопрос – неужели ничего нельзя поделать? Ведь из-за отсутствия здоровой конкуренции (а именно она является одной из главных причин высоких цен) страдает не только рядовой россиянин-"юзер". Недополучают свою прибыль рекламодатели, которые все активнее начинают обращать внимание на Интернет-пространство (по некоторым данным, рынок Интернет-рекламы в прошлом году оценивался в $210 млн, в этом году, судя хотя бы по баннерной рекламе, он имеет все шансы удвоиться). Не могут пользователи себе позволить и скачивание так называемого "тяжелого" контента (фото, аудио, видео). Местные провайдеры (количество которых в городах-миллионниках еще может переваливать за несколько десятков, но в городах с населением не больше 500 тыс. человек хорошо, если сыщется пяток операторов, хотя, скорее всего, их не будет больше трех) в отсутствии сильных конкурентов не слишком-то спешат снижать цены, Магистральные операторы (о них немного ниже), фактически являясь монополистами, тоже гнут свои наценки. Учитывая все это, надеяться на скорую встречу пользователя и того же "Яндекса" по цене доступной и на скорости высокой вообще не очень разумно. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали - к инициативе "Яндекса", который сам пошел к своей "горе", то есть в регионы.
"Яндекс": Найдется для всех
Итак, суть программы регионального развития локальной сети "Яндекса" очень проста. Во-первых, компания договаривается с местными провайдерами о том, чтобы "Яндекс" и все его сервисы стыли внутрисетевым (локальным) ресурсом, таким же как "домашние" сайты сети провайдера. Соотвественно, стоить это будет копейки. Во-вторых, "Яндекс" выкупает необходимые объемы у существующих в том или ином регионе операторов магистральных сетей (кстати, по коммерческим тарифам). Таким образом, количество пользователей увеличивается, их возможности по скачиванию больших объемов данных возрастают, "Яндексу" хорошо, местные провайдеры довольны. И, хотя генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож говорит о том, что подобный проект – единственный в своем роде, надо полагать, что, если опыт окажется удачным (а именно так уже и происходит), то у российского поисковика появятся последователи.
"Первым городом, в котором мы опробовали эту программу, стал Новосибирск. Так вот, буквально за два-три месяца, что реализуется программа, прирост трафика составил около 10%", - радуется Аркадий Волож. Вторым городом, где будет реализована региональная программа "Яндекса", станет Екатеринбург (здесь в свои сети "Яндекс" пустили уже два провайдера, еще четыре находятся в стадии подключения). Как рассказал Накануне.RU Аркадий Волож, в перспективе "Яндекс" хотел бы видеть в рядах своих партнеров вообще всех провайдеров региона. Причем не только Уральского. По словам директора по региональной инфраструктуре "Яндекса" Алексея Соколова, буквально через два-три месяца будут подключены Самара, Ростов-на-Дону и Владивосток.
Увеличивать количество пользователей – удовольствие не из дешевых. Руководство компании не стало раскрывать информацию об инвестициях в проект, однако заверило, что речь идет о миллионах долларов в год (на все регионы). "Что мы будем иметь с этого? Все просто: увеличится количество пользователей – увеличиться и объем рекламы, которая у нас размещается", - говорит Аркадий Волож. На пресс-конференции в Екатеринбурге, отвечая на вопрос Накануне.RU, Аркадий Волож отметил, что самый большой рост после реализации программы компания ожидает на Дальнем Востоке, поскольку это самый неосвоенный регион, то есть потенциально очень привлекательный. Также большой рост "Яндекс" ожидает от Екатеринбурга и Уральского региона в целом, благо местные провайдеры могут обеспечить доступ не только в Свердловской области, но и практически по всему УрФО. Однако целиком проблему с трафиком "Яндекс", конечно, решить не сможет, да и не ставит он перед собой подобных целей.
Скорость на время равно расстояние?
По данным агентства "iKS-Consulting", на данный момент средняя стоимость гигабайта в Москве составляет $0,7, в регионах за тот же объем придется отдать $10-20. При этом еще два года назад $10-20 – была цена как раз московского гигабайта. Но потом за дело взялись крупнейшие столичные провайдеры, вроде "Корбины" и "Стрима", и довольно быстро обвалили рынок. Теперь, например, та же "Корбина" предлагает безлимитный тариф всего за 450 руб. в месяц, при этом скорость будет около 2,2 Мбит в секунду. В регионах за "безлимитку" придется отдать раза в два больше, при этом никто не пообещает вам и 1 Мбита в секунду.
"В настоящее время в отношении тарифных планов существует значительный разрыв между Москвой и Санкт-Петербургом и другими регионами (тарифы в некоторых регионах в 2,5-3 раза выше московских). Можно назвать несколько причин сложившейся ситуации: дороговизна магистрального трафика, отсутствие здоровой конкуренции в регионах, общая неразвитость широкополосного доступа в регионах", - рассказал Накануне.RU эксперт "J'son & Partners" Григорий Бецков. С ним соглашается и старший консультант "iKS-Consulting" Константин Анкилов. "Рынок Москвы более конкурентен. А вообще, нужно начинать со специфики социально-экономического развития России, потому что существуют столицы, и существует вся остальная страна. Естественно, инфраструктура исторически быстрее развивалась в столицах. Это обеспечивало и спрос на услуги, и, соответственно, их стоимость. В Москве мы имеем целый ряд провайдеров, которые предлагают свои услуги. В регионах количество провайдеров ограничено, соответственно, менее жесткая конкуренция, поскольку и рынок в регионах отставал в своем развитии. Компании имели возможность установить более высокие цены", - полагает Константин Анкилов.
Начать нужно действительно с того, как трафик попадает в регионы. "Сейчас у нас существует, по сути, два крупных оператора магистральных сетей – "Ростелеком" и "Транстелеком". Они держат стабильные цены и снижать их не собираются. И все провайдеры вынуждены пользоваться их услугами, поскольку альтернативы нет, а новые операторы бог знает когда еще придут", - говорит Аркадий Волож.
По сути "Ростелеком" и "Транстелеком" являются монополистами на рынке магистральных сетей. Сейчас, правда, некоторую экспансию в регионы начал "ГолденТелеком", однако тот же дальний Восток еще долго останется неохваченным. Если на Урале можно ожидать выравнивание цен через 3-5 лет, то чем дальше от Москвы, тем больше лет придется прибавлять. Что уж и говорить, Россия оказалась не готовой к столь стремительной интернетизации, да и территории у нас настолько огромны, что в некоторые места проложить кабель просто не реально. В таких местах будущее только за беспроводным, а значит, очень дорогим Интернетом. "Те точки, откуда потребитель скачивает трафик, расположены либо в Москве, либо за рубежом (зарубежный трафик, соответственно, также проходит через Москву). Понятно, что использование инфраструктуры и ее обслуживание до Москвы должно тоже иметь некую добавленную стоимость", - полагает Константин Анкилов.
Проще говоря, схема такая: городе N есть свои сайты – зайти на них стоит копейки, поскольку в городе проложено современное оптоволокно. Но зайти на какой-нибудь федеральный или московский сайт – большая проблема, поскольку до Москвы от города N тянется дорогой кабель монополиста. В самой же столице все замечательно – никуда ничего тянуть не нужно, все и так уже сплошь опутано современными сетями.
"В настоящее время "Синтерра" стремится также стать оператором первого уровня по предоставлению в аренду своей транспортной сети. Помимо этого "ГолденТелеком, МТС, "Вымпелком", "Эквант" ежегодно инвестируют средства в развитие своих транспортных сетей для обеспечения своих нужд, а также предоставления услуги сдачи в аренду магистральных каналов связи", - рассказывает Григорий Бецков.
О том, что отсутствие конкуренции развращает, нагляднее всего говорит ситуация с провайдерами в регионах. Если в Москве счет операторов идет уже чуть ли не на сотни, то в крупных городах – всего лишь на десятки. Город небольшой, но перспективный фактически не может рассчитывать на то, что придет крупный московский провайдер и подключит его к недорогому Интернету. Хотя теоретически возможности у города большие. Пока же таким городам остается только уповать на проекты вроде "яндексовского" и развивать собственные сети.