15 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBdmrD
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/1h/ по данной ссылке.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/move/dlv/mashina/, посмотреть.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Новая балканская партия: Косовская "ничья" пока еще с албанским уклоном

16 января в совбезе ООН состоялось очередное заседание по косовскому вопросу. Стороны опять ни о чем не договорились. На мероприятии выступал сербский президент Борис Тадич, сказавший, что его сторона будет дальше бороться за свою территориальную целостность. В конце встречи постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин, отвечая на вопрос "Когда состоится следующее заседание СБ?" загадочно ответил: "В любой момент, когда в этом возникнет необходимость". Между тем, российский президент Владимир Путин без всяких намеков заявил по теме: "Здесь наша позиция предельно ясна - любое решение по Косову должно быть одобрено обеими сторонами. Так же ясно и то, что любое решение по Косово - прецедентно для международной практики".

Фото

В общем, дипломатические страсти вокруг Косово продолжают развиваться. В прошлом году, в декабре, Приштина грозилась односторонним объявлением независимости до января. Но пока – не случилось. Белград продолжает настаивать на уже давно мифической территориальной целостности. Москва его поддерживает, одновременно настаивая на компромиссе. Особую пикантность этому придает информация о сделке, касающейся возможной покупки "Газпромом" Сербской государственной нефтеперерабатывающей компании – 51% акций компании, сохранение монополии на добычу нефти и моратория на экологические стандарты ЕС до 2012 года в обмен на 400 млн евро за покупку, 500 млн евро в качестве инвестиций, ветку газопровода "Голубой поток" и развитие газохранилища в Банатски-Дворе. О том, чем завершится разрешение затянувшегося косовского диалога и пойдет ли Сербия освободительным походом на Приштину в интервью Накануне.RU рассказали гендиректор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев и председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.

Вопрос: В Приштине в конце прошлого года обещали в одностороннем порядке объявить независимость до января, но так до сих пор и не объявили – с чем может быть связан данный факт?

Кирилл Танаев: Косовары ведут психологическую войну. Таким образом демонстрируют свою решимость. Показывают что они не отступят. Очень часто в политике предполагается, что сторона, которая делает те или иные заявления, не будет совершать действия, о которых говорит. Тем более, современное косовское правительство старается учитывать внутри - и внешнеполитические факторы.

Борис Макаренко: Ничего нового не происходит. Все действия на данном направлении албанцы будут согласовывать с Западом. Косово является протекторатом западных держав. Косовары это прекрасно понимают. Они провозгласят независимость тогда, когда увидят гарантии того, что их независимость признают.

Вопрос: Насколько продуктивна может быть теперешняя довольно затянувшаяся ситуация, когда стороны заняли принципиальные позиции, а встречи в ООН одна за другой заканчиваются "ничьей"?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Кирилл Танаев: Проблему все равно придется решать. Та и другая сторона демонстрируют решительные позиции. Мне непонятно – каким образом они смогут сосуществовать в едином государстве. В то же время решение о предоставлении суверенитета Косово в одностороннем порядке может иметь далеко идущие последствия. Потому что есть целый ряд других территорий, на Кавказе и в Европе, которые тоже претендуют на независимость. Они будут внимательно наблюдать и стараться использовать ситуацию в своих интересах. В этом принципиальная сложность. К тому же неясно, как развязать косовский "узел", чтобы не ущемить интересы сторон. Дипломатия находится в тупике. В общем же, Сербию сейчас успешно покупают. Через предложения разных льгот, связанных с европейской интеграцией. Сербы, вполне возможно, пойдут на размен.

Борис Макаренко: По-моему, критической точкой будут выборы президента Сербии. Положение Косово понятно. Не менее понятно то, почему сербские политики не могут пойти на уступки до выборов в стране. Они неоднократно отрицали следующую постановку вопроса, но она остается справедливой. У Сербии нет альтернативы интеграции в европейское сообщество, вступлению в Евросоюз. Чтобы движение в этом направлении продолжить, проблема Косово должна быть разрешена. По сути дела, сербская дипломатия весь последний год при поддержке России искала компромисс, который ей позволил бы спасти лицо. Отсюда предложения о статусе по образцу Гонкога и прочее. На самом деле все сербские политики прекрасно понимают, что Косово потеряно. Но им нужно, повторяю, спасти лицо. Пока ни Приштина, ни Запад им этого не позволяют. Не позволяет и внутриполитическая предвыборная ситуация. После выборов положение может измениться. Конкретные результаты в косовском вопросе появятся примерно через три месяца, начиная от сегодняшнего дня. После выборов сербские политические силы будут свободны в своих действиях. Они согласятся на независимость Косово в тот момент, когда сочтут, что сохранили лицо.

Вопрос: Сербская сторона заявила, что будет до конца бороться за территориальную целостность всеми доступными демократическими способами. Что понимается под этим?

Кирилл Танаев: Такого рода заявления демонстрируют позиции сторон. Они объявляют о чем-то, после садятся за стол переговоров, начинают дискутировать, искать возможность выменять какие-то преференции. Какие "демократические способы" – голосование, волеизъявление? Всё уже было. Общественное мнение в Сербии настроено определенным образом, решительно. Тот сербский политик, который скажет сейчас, что он не против независимости Косово, потеряет свое будущее.

Фото: vesti.ru

Вопрос: Насколько реален военный сценарий – поход Сербии в Косово?

Кирилл Танаев: Нет. Одно дело заявления, а другое – браться за оружие и идти воевать. У меня нет ощущения, что сербы сейчас готовы на это. Кроме всего прочего, в Косово находятся войска НАТО и подобного рода поступки со стороны Белграда будут автоматически означать начало боевых действий между сербами и НАТО.

Борис Макаренко: На мой взгляд, этот сценарий абсолютно исключен. Если сербы вторгнутся в Косово, то начнется военное противостояние не только с косоварами, но со всей Европой. Компромисс, по большому счету, в данном случае гарантия интеграции в Европу для Сербии, плюс гарантии по набору самых острых вопросов, связанных с Косово. Соблюдение прав сербского меньшинства в крае, должны быть достаточные широкие полномочия для местного самоуправления для сербских и смешанных общин, гарантии надежных связей сербского меньшинства с Белградом.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать позицию России? Как расцениваете информацию о том, что позиция Москвы зависит от переговоров по продаже Сербской государственной нефтеперерабатывающей компании?

Кирилл Танаев: Россия занимает принципиальную позицию состоящую в том, что такого рода конфликты невозможно решать одномоментно, при ущемлении позиций одной из сторон. Решение территориальных конфликтов, когда какая-либо сторона получает преференции, а другая – нет, и ставится в жестокое и обидное положение, - является контрпродуктивным, поскольку не решает конфликт, а откладывает его на перспективу. Без гарантий того, что конфликт не возобновится. Отчуждение Косово в том виде, в котором возможно это сейчас, породит новые проблемы, как на Балканах, так и в других регионах Европы и мира. Правильнее, чтобы конфликт урегулировался максимально продолжительное время. В таком случае хотя бы страсти уходят на задний план. Люди начинают жить более или менее нормально. Следовательно, договариваться о приемлемых вариантах совместного существования легче.

Фото: Накануне.ru

Что касается зависимости политики от диалога по Сербской государственной нефтеперерабатывающей компании, это досужие разговоры. Есть экономические отношения. Есть внешняя политика России. Они пересекаются, но не являются тождественными. Внешняя политика страны шире и больше, чем экономические интересы "Газпрома".

Здесь часто возникает вопрос возвращения России на Балканы. Я не вижу пока позитивных изменений в данную сторону со стороны балканских стран. Ведь это должен быть обоюдный процесс. Я не знаю ни одного политического заявления какого-то сколько-нибудь значимого балканского политика, который допускал бы такую возможность. Естественно, балканские государства заинтересованы в расширении экономических отношений с Россией. Расширение энергодиалога с Россией балканские страны рассматривают как возможность для дальнейшего экономического роста. С другой стороны, история наших связей показывает, что Балканы часто относятся к России гораздо более прагматично, чем Россия к ним. Когда им выгодно, они ориентируются на Россию и делают громкие заявления. Я имею в виду политиков, потому что у народов отношения всегда были теплыми, братскими и благожелательными.

Борис Макаренко: Позиция России достаточно сильна и выигрышна. Во-первых, Россия утыкает Запад носом в собственные провалы и неудачи в плане осуществления международного протектората в Косово, в том числе и в полне конкретные вещи перечисленные выше – гарантии прав меньшинства, широкое самоуправление, способность Приштины обеспечить безопасность и спокойное проживание, защиту прав и собственности всех своих граждан, в том числе сербов. Во-вторых, Россия вынуждает Запад признавать в одностороннем порядке независимость края. Следовательно, у России появляется более широкое поле для маневров по схожим, но не тождественным, проблемам Абхазии и Южной Осетии.
С Балкан Россия не уходила и проекты сотрудничества есть не только с Сербией, но и с другими местными государствами. Но России нельзя переходить ту грань, которую мы не раз пересекали в последние десятилетия, когда таскали каштаны из огня для господина Милошевича. И были им предаваемы по каждому удобному поводу.

Вопрос: Представитель России в ООН Василий Чуркин сказал, что следующее заседание Совбеза может быть в любой момент – когда появится необходимость – что он мог иметь в виду?

Кирилл Танаев: Позиция Россия по косовскому вопросу, которой мы придерживаемся в ООН последовательно и принципиально, заключается в том, что мы намерены на любое решение организации, которое будет приниматься в одностороннем порядке, накладывать вето. Он дал понять, что мы будем соответственно реагировать на подобные вещи. Своеобразная форма предупреждения.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС