Отсель грозить мы будем "шведу"?
20 января корабли Черноморского и Северного флотов РФ встретились в Атлантическом океане для совместных учений. Позади у них первая часть учений, которые прошли в Средиземном море. О том, что российский флот впервые со времен СССР возобновил, пусть и не на совсем пока, свое присутствие в Средиземном море и Атлантике, говорится очень много. Однако пока это только учения. Но Россия вполне может вернуться в этот регион насовсем, действительно потеснив американцев, которые "обитают" в Средиземном море на постоянной основе. О том, какие интересы у России в Средиземном море, где может "пришвартоваться" российский флот, чего ему не хватает, чтобы быть полностью дееспособным, где руководство ВМФ РФ присматривает базу в Средиземноморье и во сколько может обойтись ее аренда в интервью Накануне.RU рассказал руководитель центра военного прогнозирования, член общественного совета при министерстве обороны РФ, член-корреспондент АВН Анатолий Цыганок.
Вопрос: Какой вообще для России представляет интерес Средиземное море?
Анатолий Цыганок: Сирия в обмен на поставки вооружений дала согласие на расширение военно-морского присутствия России в Средиземноморском регионе. И тому есть подтверждение. Как стало известно, начато углубление дна в сирийском порту Тартус , где в советские времена корабли Пятой оперативной флотилии проводили ремонт и пополнение материальных запасов. Пятая оперативная флотилия покинула Средиземное море осенью 1991 года. В 1999 году в Тартуский порт заходили на короткое время разведывательные суда Черноморского флота, осуществлявшие слежение за кораблями НАТО, участвовавшими в войне против Югославии. В нынешнее время в Тартусе дислоцируется пункт материально – технического обеспечения и временного базирования Черноморского флота (одна плавмастерская), три плавучих причала ПМ-61. Одновременно российскими специалистами начаты работы по расширению порта и строительство причала в Латакии, находящегося неподалеку.
Решение о поддержке и развитии российской военно-морской базы в Тартусе (рядом с сирийско-ливанской границей), было принято полтора года назад в Стамбуле на июльском саммите стран Североатлантического альянса. Тогда на заседании совета "Россия – НАТО" российская сторона подтвердила свое участие в антитеррористической операции "Активные усилия" в Средиземноморье.
Вопрос: В Средиземном море постоянно несет боевое дежурство военный флот США. Каков ее состав и чем она занимается?
Анатолий Цыганок: В настоящее время в ней участвуют корабли группировки сил шестого флота США и НАТО, насчитывающая около 50 кораблей. В сентябре 2004 года боевые корабли российского Черноморского флота участвовали в совместных учениях с ВМФ Италии.
Вопрос: В каких еще регионах мира России "есть что восстанавливать"? Где еще нес боевое дежурство наш флот в советские времена?
Анатолий Цыганок: Понятна ностальгия нынешнего командования ВМФ России по былому могуществу Советского военно-морского флота, когда оперативная бригада Северного флота использовала для базирования порты Конакри (Гвинея) и Луанду (Ангола). В Индийском океане Восьмая оперативная эскадра Тихоокеанского флота имела пункты материально – технического обеспечения в портах Аден и островах Сокотра (Йемен), Дахлак (ныне Эретрея), Бербера (Сомали). Реально же, в современных условиях, можно говорить только о каком – то усилении пункта материально – технического обеспечения Черноморского флота в Тартусе для решения сегодняшних не стратегических, а оперативно – тактических задач.
Вопрос: Насколько наш флот готов в техническом плане нести дежурство в мировом океане? Хватит ли, например, его численности?
Анатолий Цыганок: В 1992-99 гг. ВМФ РФ получил от промышленности около 50 боевых кораблей и катеров, заложенных еще при СССР. Кроме того, в эти годы были построены (от закладки до передачи флоту) три атомные подводные лодки, несколько катеров. Было начато строительство шести атомных подводных лодок, около 10 катеров. В 1990-е годы были заложены головные корабли новых проектов: атомная подводная лодка "Северодвинск", подводная лодка "Санкт-Петербург", сторожевой корабль "Новик". С 2000 года поступление новых кораблей на флот резко снизилось. При этом была потеряна атомная подводная лодка "Курск", введенная в строй в 1995 году. Строительство ракетных лодок требует одновременного строительства, как минимум, такого же (оптимально – удвоенного) количества многоцелевых атомных подводных лодок для обеспечения действий ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН). В условиях абсолютного превосходства ВМС США над ВМФ РФ в надводных кораблях, отсутствие еще и многоцелевых атомных подводных лодок делает развертывание РПК СН в море в боевых условиях невозможным.
Как и в 90-е годы прошлого века, серьезнейшей проблемой ВМФ остается необеспеченность кораблей ремонтом. Из-за этого происходит списание кораблей, которые могли бы оставаться в строю ВМФ еще 10-20 лет. Учитывая, что строительство боевых кораблей является длительным и затратным процессом, а также "разбросанность" российского ВМФ по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морскими и океанским театрам военных действий, что крайне затрудняет маневр силами между ними даже в мирное время, в ближайшие 8-10 лет надводный флот неизбежно, а подводный – с высокой степенью вероятности станут флотами прибрежного действия.
Вопрос: Насколько выгодно возобновление присутствия российского флота в мировом океане в экономическом смысле? Например, в советские времена военный флот прикрывал рыболовецкий, и российские рыбаки вели промысел за тысячи километров от дома.
Анатолий Цыганок: Не исключено, что в дальнейшем опорный пункт российского флота в Сирии будет расширен и превращен в российскую военно-морскую базу. В российской и зарубежной прессе широко обсуждается этот вопрос. Конечно, наличие постоянной базы Российского флота в Средиземном море решает попутно еще несколько стратегических задач. Облегчает размещение боевых кораблей и кораблей обеспечения после завершения срока аренды базы Черноморского флота в Севастополе. Во- вторых, обеспечивает выход части сил Черноморского флота в мировой океан, в случае каких либо осложнений политического, экономического или техногенного характера. В-третьих, в перспективе обеспечивает усиление Средиземноморской группировки силами Северного флота. И, наконец, позволит усилить не только свое военно-морское присутствие на постоянной основе на Ближнем Востоке, но обеспечить безопасность с моря большой части сирийской территории.
По неподтвержденным данным, командование Российского Военно-морского флота планирует сформировать эскадру из боевых кораблей Черноморского флота, во главе с ракетным крейсером "Москва". Эскадра будет действовать в Средиземном море на постоянной основе, принимая участие в антитеррористической операции "Активные усилия". Для защиты базы и прикрытия с воздуха, возможно, что будут развернуты ракетные комплексы большой дальности С-300 ПМУ-2 "Фаворит", которые будут эксплуатироваться российскими военнослужащими. Предполагаемая аренда военно-морской базы обойдется России примерно в $400-450 млн.