Трое в поиске
Один из самых популярных в Интернете поисковиков, вероятно, сменит владельца. Обвинения, ответная реакция, интригующие ходы делают процесс переговоров крайне любопытным для всех сторонних наблюдателей. Что ни день, то новая сцена из многосерийного фильма "Кто купит Yahoo!?" Причем, ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Можно предполагать, и многие предполагают, что Yahoo!, в конечном счете, достанется Microsoft, но ведь пока никуда не делся Google, да и интерес других корпораций никто не исключал. Прогнозируемый, пусть и нескорый, финал длительных переговоров в итоге может оказаться совсем неожиданным.
Все началось с заманчивого предложения корпорации Microsoft купить Yahoo! за весьма приличные деньги, а именно $31 за акцию, что на 60% выше рыночной цены. В результате сделки владельцы Yahoo! смогут выручить $44,6 млрд. Узнав о возможном акте купли-продажи руководство Google, которому по отдельности Yahoo! и Microsoft (точнее, его поисковый ресурс MSN) не страшны, занервничало и предложило свою помощь руководству Yahoo! в противостоянии мировому злу, то есть Microsoft. Это был первый ход.
Вторым шагом, как сообщают СМИ, стало заявление-обвинение главы юридической службы Google Дэвида Драммонда в адрес корпорации Билла Гейтса. В частности, юрист высказал опасение, что Microsoft может монополизировать рынок Интернет-поиска. Ход тонкий и во многом беспроигрышный, поскольку Microsoft во всем мире не любят как раз за монополизм, правда, на рынке разработки и дистрибьюции софта.
Корпорация нанесла ответный удар, когда глава юридической службы Microsoft Брэд Смит отметил, что покупка Yahoo!, наоборот, избавит Интернет-сообщество от монополизма Google и пойдет на всеобщее благо.
Самое интересное, что и та, и другая сторона по своему правы. Как отмечает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын, Microsoft обладает операционной системой, которая установлена на подавляющем большинстве компьютеров, и однажды им удалось уничтожить компанию Netscape, интегрировав Интернет-эксплоуэр в операционную систему. "Если теперь Microsoft интегрирует Yahoo! в операционную систему, то получится то, чего не хочет Google. До тех пор пока Microsoft остается практически монопольным поставщиком операционных систем, опасность использования этого преимущества сохраняется", - подчеркивает Леонид Делицын.
Правота Microsoft заключается в том, что Google, действительно, является монополистом. Этот популярный поисковик занимает порядка 75% контекстной рекламы в мире, и на его долю приходится 62% поисковых запросов, тогда как на долю Yahoo! - 13%, а на MSN – не более 3%. "Сегодня можно с уверенностью сказать, что в плане Интернет-технологий и мобильных Интернет-технологий Google впереди планеты всей, догнать его навряд ли кому-нибудь удастся. Поэтому заявление, сделанное Google, весьма циничное. Монополистом на Интернет-рынке он стал давно", - высказал свое мнение Накануне.RU ведущий аналитик Comnews Research Сергей Половников.
Конечно же, Google и Microsoft заботятся вовсе не о развитии Интернета, а о своих конкурентных преимуществах, а, значит, прибыли. После того, как появились сообщения о возможном альянсе Yahoo! - Microsoft котировки акций Google упали, а Yahoo!, наоборот, взлетели. Причем, как полагают эксперты, акции Yahoo! теперь переоценены. Но успех на фондовых рынках, основанный не на фундаментальных показателях компании, а на нескольких заявлениях, долго не длится. Поэтому догадки, что весь сыр-бор затеян для того, чтобы поднять продажную стоимость Yahoo!, остаются лишь догадками. Microsoft и так сделал Yahoo! очень выгодное предложение и поднимать цену вряд ли будет. "До предложения Microsoft весь Yahoo! не стоил и двух третей предложенной цены. Следует понимать, что аудитория Yahoo! - это в основном старая гвардия, ее прирост несравним с показателями Google и Microsoft", - говорит ведущий аналитик Comnews Research. А аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын не исключает возможности, что цена, наоборот, может быть понижена.
Хотя Google и предложил Yahoo! свою помощь, в чем конкретно она может выражаться, не уточнялось. Очевидно лишь, что речи о покупке пока не идет, так как, по логике вещей, Google вообще не должен быть заинтересован в Yahoo!, поскольку это какой-никакой, но конкурент. |
"Google не нужно поддерживать собственного конкурента. Партнерство между монстром и собачкой невозможно, возможно лишь поглощение. Но переговоры велись о партнерстве, то есть сохранении бренда Yahoo!", - полагает ведущий консультант "J'son&Partners" Кира Соколова. Несмотря на то, что у Yahoo! есть интересные тематические ресурсы, и он все-таки популярен, пусть и не так, как Google, по мнению аналитика ИК "Финам" Леонида Делицына, двум компаниям нечем дополнить друг друга, поскольку силы неравны. Ведущий аналитик Comnews Research Сергей Половников также считает, что Google незачем покупать Yahoo! вместе со всем его штатом, учитывая, что в самом Google работает меньше людей, чем в Yahoo!. "Если Yahoo! и будет куплен компанией Google, то, скорее всего, для окончательного уничтожения одного из конкурентов", - заключает Сергей Половников.
Поведение Google похоже на собаку на сене – и себе не надо, и Microsoft отдавать жалко. Хотя, помимо корпорации Билла Гейтца, существуют и другие компании, которые были бы не прочь прикупить Yahoo!, но это как раз тот случай, когда желания могут не совпадать с возможностями, ведь в борьбе за ресурс придется бороться с Microsoft, тем более, что корпорация будет крепко держаться за Yahoo!. Поисковику Microsoft MSN без крупного и опытного партнера в виде Yahoo! Google потеснить невозможно. |
Гейтс уже не в первый раз пытается подступиться к Yahoo!, но в прошлые разы переговоры были отложены на неопределенный срок. Видимо, собственники ресурса рассчитывали на то, что продажи удастся избежать. Но финансовые показатели Yahoo! говорили о другом, так что нынешняя попытка купить поисковик имеет все шансы увенчаться успехом.
Выпады Google могли бы быть впустую, если бы не одно "но" – антимонопольные службы. Теоретически контролирующие органы могут не позволить сделке осуществиться. "Антимонопольные органы поддаются лоббированию. Если возникнет конфликт заинтересованных сторон, тогда будет привлечено антимонопольное законодательство", - заявляет ведущий консультант "J'son&Partners" Кира Соколова. Этой "заинтересованной стороной" как раз может выступить Google. "Антимонопольная служба будет пытаться помешать продаже Yahoo! Microsoft. История будет длиться, по меньшей мере, год, а то и дольше. Пока суды решат все эти вопросы…", - говорит аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын. А за это время Google вполне сумеет подготовиться к контратаке, чтобы еще больше увеличить свои конкурентные преимущества, но теперь уже перед союзом Yahoo! и MSN. Монстру придется тягаться уже не с двумя собачками, а с одним большим псом.
Справка: Yahoo! - американская компания, владеющая второй по популярности в мире поисковой системой и предоставляющая ряд сервисов, объединённых Интернет-порталом Yahoo!, включающем в себя популярный сервис электронной почты Yahoo! Mail, один из старейших и наиболее популярных в Интернете.
Google Inc. - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google, обрабатывающей 41 млрд 345 млн запросов в месяц.
На поисковике базируется крупнейшая в мире система он-лайновой рекламы.
MSN (Microsoft Network) - крупный Интернет-провайдер и веб-портал, а также третья по популярности в мире поисковая система, созданные компанией Microsoft в 1995 году. Название "MSN" позже было распространено на сервис электронной почты Hotmail, клиент службы мгновенных сообщений MSN Messenger, а также на ряд веб-узлов, поддерживаемых Microsoft.