Авторское право: легко нарушить, трудно доказать
Сегодня в России тема борьбы с "пиратством" актуальна как никогда. Нашумевшее судебное дело директора школы Поносова заставило многих посмотреть на вопрос приобретения "пиратской" продукции по-другому. Однако многие до сих пор полагают, что подобные разбирательства — лишь временное явление, связанное со стремлением вступить в ВТО. Тем не менее, количество судебных разбирательств по поводу нарушения авторских прав за последние годы выросло в несколько. О развитии авторского права в России, о том, что грозит нарушителю авторских прав, как можно защитить свою интеллектуальную собственность в интервью Накануне.RU рассказал директор "Юридической фирмы Городисский и Партнеры", поверенный РФ по товарным знакам Сергей Егоров.
Вопрос: Как Вы оцениваете развитие авторского права в нашей стране сегодня?
Сергей Егоров: С начала этого года вступила в силу часть №4 Гражданского кодекса РФ, которая посвящена вопросам интеллектуальной собственности. В связи с этим были отменены более 60 нормативно-правовых актов, в том числе, закон об авторском праве, закон о товарных знаках, патентный закон и еще множество локальных нормативно- правовых актов. Однако драматизировать ситуацию не стоит. Дело в том, что Россия уже давно гармонично вписалась в международную правовую систему. Это связано с планами вхождения в ВТО и другие интегрированные международные системы. Выйти из этого правового поля нам просто не дадут наши соседи. Поэтому нововведения кроме шума ничего больше не наделали. На сегодняшний день существуют определенные вопросы, неурегулированные законом, но, я думаю, в ближайшее время они решатся за счет введения других локальных нормативно-правовых актов, например, административных регламентов Роспатента.
Вопрос: Нашумевшее дело директора школы Александра Поносова, который закупил контрафактные программы, по-Вашему, показательный суд или действительно планомерная работа в этом направлении?
Сергей Егоров: Честно говоря, мне стыдно за то, что этому делу придали такую огласку. Да, там существует определенное правонарушение, но как оно подано. Давайте посмотрим на экономическое состояние нашего народного образования. Сегодня школы не имеют возможности приобретать лицензионные программные продукты. Да и вообще посмотрите на природу контрафакта, или, как говорят в народе, "пиратской продукции". На мой взгляд, природа этой тяжелой болезни – непростая социальная ситуация в стране. Возьмем рынок аудио-видео продукции. Лицензионный диск стоит довольно дорого. Кто сегодня может себе позволить его приобрести? Во-первых, законопослушные граждане, во-вторых, люди с достатком и еще несколько категорий. Но я думаю, что этих людей гораздо меньше, чем тех, которые не могут себе позволить купить этот диск. Здесь важную роль также играет правовая грамотность населения. Многие граждане полагают, что, купив "пиратский" диск, они не наносят никому большого вреда. Поэтому, не изучив эти подводные камни пиратства, не изучив ситуацию, в которой оказался этот директор школы, было просто некрасиво устраивать такой суд. На мой взгляд, это было показательное бичевание, наверное, заслуженного учителя, который совершил правонарушение из благих намерений.
Вопрос: С начала января на Среднем Урале начал действовать Центр по борьбе с пиратством. Как Вы считаете, будут ли реальные результаты от работы центра?
Сергей Егоров: Все новое – интересно. Центр по борьбе с пиратством намеревается бороться с контрафактной продукцией путем снижения цены на лицензионную видео- и аудио продукцию. Организаторы заявили, что будут продавать любой лицензионный диск по специально заниженной цене – 69 рублей. Это, на мой взгляд, может подорвать экономическую основу контрафакта, а также создать конкуренцию "пиратским" дискам. Но если посмотреть с другой стороны, то предприятие, борясь с конрафактом, устраняет конкурентов, тех, кто не может продать лицензионный товар по такой низкой цене. Это может вызвать закрытие каких-то мелких магазинов. Скорее всего, положительные аспекты работы Центра перевесят возможные негативные последствия. Главное, чтобы данное предприятие смогло обеспечить широкий ассортимент предлагаемой лицензионной продукции, иначе результата не будет.
Вопрос: А покупатель пиратского диска является нарушителем? Что ему можно инкриминировать? Что вообще грозит нарушителю авторских прав?
Сергей Егоров: В нашем законодательстве не используются понятия "пиратство", "пиратский диск" и прочее. Синонимом этих слов является понятие "контрафакт". Под контрафактом законодательство понимает экземпляры произведения, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских или смежных прав. Конечно, покупатель является правонарушителем. Но к приобретателям, как правило, не применяются санкции. Правоохранительные органы в основном нацелены на ликвидацию точек продаж и производства "пиратской" продукции.
В РФ за нарушение авторских и смежных прав предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Мерами гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков в отношении лица, неправомерно использовавшего результат интеллектуальной деятельности, взыскание компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера правонарушения. Также компенсация может быть взыскана в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или двукратном размере стоимости права использования произведения. Важно отметить, что компенсация подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. В нашей практике были достаточно внушительные суммы компенсации. В прошлом году закончился процесс, где ответчик получил 1,5 млн руб. компенсации за нарушение авторских прав нашего клиента. В основном все-таки применяются штрафы. Вообще правообладателям в суде крайне сложно доказать реальные убытки, причиненные продажей контрафактной продукции.
Административная ответственность регламентирована Кодексом об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ним (ст.7.12) , гражданам, например, обвиненным в реализации "пиратской" продукции, грозит штраф в размере 15–20 МРОТ, должностным лицам 100 – 200 МРОТ, а юридическим – от 300 до 400 МРОТ. Самая суровая мера ответственности за "Нарушение авторских и смежных прав" предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст.146 УК РФ) и карается до шести лет лишения свободы со штрафом до 500 тыс. руб.
Вопрос: Как можно обезопасить свою интеллектуальную собственность?
Сергей Егоров: Интеллектуальные права на произведения науки, литературы, искусства являются авторскими правами. Следовательно, авторское право распространяется на все, что создано творческим трудом человека. Для подтверждения авторства не требуется какой-то государственной регистрации (за исключением программ для ЭВМ).
Авторство за человеком признается в силу создания произведения, если никто другой не сможет доказать обратное. Есть различные способы защиты от нарушителей авторских прав. Если речь идет о программных продуктах, то автор может пройти государственную регистрацию своей программы или установить на нее кодовые замки. Для печатных и других произведений я бы порекомендовал установить на носитель знак © Копирайт. Это будет означать, что автор оповещает о принадлежности ему исключительного права. Также я посоветовал бы депонировать свои авторские права, это некая форма госрегистрации. В Российском авторском обществе существует диапозитарий. В том числе фирма "Городисскиий и Партнеры" также депонирует авторские права. Автору выдается документ, подтверждающий его права на объект. Существуют и другие способы. Например, автор может отправить себе на адрес письмо с уведомлением. На конверте ставится штемпель и опись, что также может служить доказательством авторства и времени создания произведения. Но это уже на усмотрение суда в случае конфликтной ситуации |
Важную роль в защите авторских прав также играют авторские договоры, особенно когда это касается служебных произведений, то есть созданных в пределах трудовых обязанностей автора. Здесь надо разъединить следующие понятия: авторские права принадлежат автору, а вот исключительные права на распоряжение произведением, принадлежат работодателю. И авторский договор должен урегулировать их отношения. Например, если конструктор на своем рабочем месте что-то изобрел, то он является автором, но правообладателем является предприятие, на которое работает конструктор. Однако если правообладатель не использует продукт авторства в течение трех лет, то все права на него переходят к автору, который вправе распорядиться им по своему усмотрению. Считанные единицы трудовых договоров включают в себя пункт об авторских правах, а, тем не менее, он помогает избежать неприятных ситуаций, связанных с авторством, выплатой авторских вознаграждений и прочим. Мы, как специалисты в области интеллектуальной собственности, рекомендуем руководителям сделать аудит трудовых контрактов, где это связано с творчеством. Во многих из них необходимо добавить всего два-три пункта, чтобы урегулировать отношения авторов и правообладателей. Пока этого не происходит, мы будем свидетелями все большего и большего количества споров и судебных тяжб. Отношения между заказчиком и разработчиком также должны регулироваться не только гражданско-правовым договором, но и авторским, либо включать в себя пункты, регулирующие эти отношения. Если нет договора, то в будущем возможны проблемы.
Вопрос: Вы проводите конкурс товарных знаков "Золотник". Скажите, каковы критерии, по которым определяется лучший товарный знак?
Сергей Егоров: В прошлом году мы провели уже пятый конкурс. Каждый год критерии меняются с учетом реалий времени. На последнем конкурсе критериями были: рекламоспособность, оригинальность и правовая защищенность. Мы оценивали, на сколько знак доносит информацию до потребителя, на сколько он бросается в глаза, запоминается. В жюри конкурса принимали участие дизайнеры, маркетологи, рекламисты, патентные поверенные. Лично мне больше нравятся словесные обозначения. На первый взгляд они менее бросаются в глаза, но в них бывает заложен такой смысл и идея, которые не достичь никакой картинкой. Например, товарный знак "Русская крепость". Здесь игра слов, с одной стороны это архитектурное сооружение, но если учесть, что это товарный знак крепкой алкогольной продукции, то появляется другой смысл. Очень интересный товарный знак был у омских производителей сувенирной продукции. Он был комбинированный, но словесную часть составляло "Риневус". На первый взгляд просто фантазийное название. Однако если прочитать его справа на лево, то получится слово "сувенир". Вообще, главное в товарном знаке, чтобы он был понятным, ярким, узнаваемым, запоминающимся.