Возвращение алжирских "МиГов": Возможно все!
Накануне появилась информация о том, что Алжир собирается вернуть России 15 самолетов "Миг-29". Основные претензии – самолеты, якобы, не соответствуют требованиям Алжира, кроме того, некоторые узлы и детали, по мнению алжирцев, "не первой свежести". В России тут же возразили – самолеты действительно собраны из частей разных годов выпуска, но это вовсе не показатель их надежности. Некоторые эксперты винят в желании вернуть купленное внутриполитические проблемы в самом Алжире, а кто-то видит здесь и конкурентную борьбу со стороны Франции, которая тоже не прочь поставлять Алжиру свои самолеты. В ситуации Накануне.RU попросило разобраться вице-президента Академии геополитических проблем, генерала-полковника Леонида Ивашова и заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина.
Вопрос: С чем, на Ваш взгляд, связаны претензии Алжира? Действительно ли наши самолеты не соответствуют требованиям или же здесь может сказываться политическая остановка в самом Алжире и конкуренция со стороны Франции?
Александр Храмчихин: В принципе, одно другому не мешает. Эти версии друг друга совершенно не исключают. Само собой, идет конкурентная борьба, тем более в такой сфере, но это не означает, что "МиГи" поставлены в безупречном состоянии. Все может быть – и то, и другое.
Леонид Ивашов: Мне представляется, что все эти версии могут иметь место быть. Другой вопрос – что является поводом, а что – глубинной причиной. Скорее всего, то, что наши "МиГи" не соответствуют критериям, которые предъявили алжирцы, действительно так. Контракт довольно сжатый по времени и достаточно объемный, поэтому в нем использовались заготовки, которые не подошли по другим контрактам. Естественно, их используют, обновляя при этом комплектующие, ряд элементов систем, и поставляют по контракту. Видимо, за это алжирцы и "зацепились": одна деталь или агрегат могут быть совершенно новыми, а другие были изготовлены несколько лет назад.
А вот что является причиной? Это может быть и влияние Франции, особенно после избрания президентом Николя Саркози. Алжир всегда имел теснейшие связи с Францией, и Франция мощно и сильно присутствует в этой стране, в этом регионе. Когда президентом Франции был Жак Ширак, он имел довольно тесные и дружественные отношения с Россией, поэтому и не оказывал такого давления, но сегодня президент Саркози, и он проводит несколько другую линию. Это также могло быть одной из причин отказа Алжира от наших самолетов. Когда генеральный штаб вооруженных сил Алжира возглавлял выпускник нашей академии генерал Ламари, он просто питал дружеские чувства к нашей стране и, если и были какие-то технические недостатки или недоработки с нашей стороны, все в спокойном, рабочем режиме решалось. Сегодня другой начальник у алжирского генштаба, он меньше знает Россию, меньше нам симпатизирует, поэтому и реагирует политически. Вполне возможен и такой вариант. |
Вопрос: А были ли раньше примеры возвращения российской военной техники?
Леонид Ивашов: Случались такие моменты и с Индией, и с другими странами, вопросы все в рабочем порядке решались, техника доводилась до нормы или до тех требований, которые предъявляют покупатели. И все! Это повсеместная практика, и не только в нашем военно-техническом сотрудничестве. Делегация приезжает, смотрит полеты, и затем уже заключает контракт. Но когда начинают эксплуатировать эту технику, что-то может не подойти, например, под местные условия: температура, запыленность или другие условия. И тогда просто просят доработать технику именно под эти условия. Это нормальный процесс.
Александр Храмчихин: Таких прецедентов не было. Схожие моменты начинают появляться в отношениях с Индией. По поводу различных кораблей уже было несколько таких неприятных ситуаций. Но там был не возврат техники, а ее "неприемка". Д конца эти вопросы еще и не улажены. Какую-то технику пришлось дорабатывать до их требований, а некоторые претензии еще только предъявляют.
Вопрос: Вы полагаете, ситуация разрешиться именно доработкой нашей техники нашими же специалистами? Возврата техники не будет?
Леонид Ивашов: Я думаю, именно так. Здесь нужно, конечно, иметь ввиду и такой момент: наша оборонка сегодня больше работает на экспорт и практически не поставляет новое поколение машин в собственную армию. Было гораздо проще в советское время, когда первые машины, самые новые, шли в нашу армию, все дефекты и недостатки выявлялись в ходе эксплуатации в войсках, техника дорабатывалась, доделывалась, и потом за рубеж шла без дефектов, как говорится, "на ура". Особенно в этом плане сказались афганские события. Сегодня мы видим, что первые и лучшие образцы идут за рубеж, в российскую армию они не идут. То есть не выявляются эксплуатационные дефекты. В результате мы получаем ситуации, подобные той, что случилась с алжирскими самолетами. Заводские, государственные летные испытания – это хорошо, но именно на учениях и в ходе повседневной эксплуатации выявляются именно те дефекты, которые скрыты во время первичных испытаний.
Вопрос: Если Алжир все-таки вернет России "МиГи", возможно ли, что их примут на вооружение в нашей армии?
Александр Храмчихин: Теоретически это возможно. Собственно, такой случай уже был со сторожевым кораблем, который получил название "Татарстан". От него как раз отказалась Индия, потому что он не соответствовал ее запросам, когда он еще был на верфи. Поэтому он остался у нашего флота.