Человеческий фактор промышленных аварий
Люди гибнут не только за металл, но и за уголь, руду, камни. Одно неправильное распоряжение мастера, маленькое нарушение в технологическом процессе или "легкое" пренебрежение техникой безопасности – и происходит трагедия. Но кто бы не был виноват, ответственность всегда несет руководитель предприятия. По крайней мере, в этом уверены представители Ростехнадзора по УрФО. На прошедшей накануне коллегии управления самыми главными причинами аварий и трагедий были названы разгильдяйство и халатность. Корреспондент Накануне.RU побывал на этом совещании и готов рассказать, на каких предприятиях "бестолковый менеджмент", сколько тонн отходов засоряют Уральский федеральный округ и зачем Ростехнадзор пристально следит за слияниями-поглощениями.
Оказывается, лишь 4-6% аварий происходят по техническим причинам, а в остальных случаях виной всему человеческий фактор. "Надежда на русский "авось" лежит в основе этого", - отметил руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Анатолий Сидякин. Кроме того, он добавил, что на предприятиях изношено оборудование, низкая квалификация рабочих, а вопросам безопасности производства уделяется очень мало внимания. Несмотря на то, что за год число аварий уменьшилось, количество тревожных инцидентов увеличилось в 1,5 раза. На производстве за год пострадали 495 человек, а 68 погибли. Причем, наибольший травматизм характерен для нефтегазового производства.
В частности, за год произошло три аварии и групповой несчастный случай, когда группа обслуживания газопровода подъехала в запретную зону, и произошла вспышка, а за ней взрыв. Тогда пять человек погибли, семь пострадали. Чаще всего аварии происходят из-за коррозии металла на трубопроводах. "Аварии на магистральных проводах происходят, потому что газ подается под большим давлением, и там, где есть коррозийные трещины, под давлением выбивается металл и происходит взрыв. А причина коррозии металла еще до конца не изучена", - пояснил Накануне.RU Анатолий Сидякин. Далеко не за всеми трубами работники Ростехнадзора могут уследить, поскольку протяженность подконтрольных трубопроводов – 57,5 тыс. км. Естественно, что каждый участок инспекторы не могут проверять.
Кроме того, серьезную опасность представляют передвижные газозаправочные станции, не имеющие проектной документации. Замруководителя уральского Ростехнадзора Андрей Фоминых рассказал, что зачастую баллоны заполняются на улице в мороз, что является грубейшим нарушением. Давление в баллоне не контролируется, закачивается газ, а когда баллон заносят в тепло, газ расширяется и может произойти взрыв.
Взрывы газа в жилых домах, которые прогремели в январе по всей России, к магистральным трубопроводам не имеют отношения, поэтому находятся вне поля деятельности Ростехнадзора. Тем не менее, это ведомство отслеживает ситуацию, касающуюся взрывов. Однако, можно сказать, что в этом году пик взрывов миновал. "Проблема взрыва газа сезонная. Как только понижается температура, люди начинают, особенно в старых ветхих домах, включать газ для отопления квартир. Где-то забыли выключить, где-то еще что-то. Спичка, и происходит взрыв", - говорит руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО. |
Еще одной бедой, даже настоящим бичом, являются незаконные свалки отходов, которых сотни. Из 707 свалок лицензии имеют лишь 11%. Причем, некоторые лицензии, выданные Ростехнадзором, пытается опротестовать Росприроднадзор. Один из таких случаев произошел в Сургуте. Замруководителя Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин рассказал, что свалка в этом городе, может быть, и не отвечала абсолютно всем требованиям, но она была "одной из лучших в округе", поэтому лицензию ей выдали. Росприроднадзор же опротестовал это решение. "Но если там не дать лицензию, то можно вообще никому не давать", - отметил Николай Крупинин. Руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Анатолий Сидякин также заметил, что несогласованность действий двух надзорных органов не приводит ни к чему хорошему. "Когда мы не можем между собой разобраться, собственники предприятий начинают над нами насмехаться", - считает Анатолий Сидякин.
Возвращаясь к вопросу мусора, Николай Крупинин заявил, что в УрФО лицензировано всего лишь 1,8% предприятий, обращающихся с отходами. "Крупные предприятия должны иметь лицензии. У них есть деньги! Наша позиция по привлечению к ответственности должна быть более жесткой", - дал наставление коллегам замруководителя Ростехнадзора по УрФО.
Между тем, объемы всего мусора сложно даже представить. В одной только Свердловской области за год появляется около 25 млн т отходов. По словам Крупинина, "размещение отходов происходит с мыслимыми и немыслимыми нарушениями". Проблема есть и с очистными сооружениями, 80% которых не соответствуют требованиям. Причем, с собственников этих сооружений много не возьмешь и не потребуешь, поскольку ими являются муниципалитеты. "Когда в сентябре мы проверяли Сочи, оказалось, что там уже десять лет никто не вкладывал деньги в очистные сооружения. У нас тоже самое", - рассказал Николай Крупинин. |
По его словам многие собственники предприятий, недовольные контролем Ростехнадзора, забрасывают ведомство судебными исками, полагая, что они действуют незаконно. "Все с нами судятся, но у нас нет даже юристов. Могут быть серьезные проблемы", - подчеркнул замруководителя уральского Ростехнадзора. Он также сообщил и о том, что был один положительный судебный прецедент, когда в Невьянске суд приостановил деятельность предприятия, которое не имело разрешительных документов.
Отсутствием разрешительных документов страдают не только предприятия, но и застройщики. Заместитель Анатолия Сидякина Андрей Фоминых отчитался, что за год две стройки были приостановлены, а штрафов наложено на 28 млн руб. Основными нарушениями при строительстве являются получение разрешительных документов при отсутствии проектной документации, а также низкое качество выполняемых работ.
Однако одним из самых серьезных вопросов является работа служб производственного контроля на предприятиях, из-за чего, собственно, и происходят несчастные случаи. "Если система производственного контроля работает так, как должна, то аварии, гибель и травматизм исключены, но система не срабатывает на каком-то участке, потому что кто-то где-то поленился, недосмотрел, понадеялся на авось", - считает руководитель МТУ Ростехнадзора по УрФО.
Многие предприятия оформляют обычный, текущий ремонт как капитальный. "Возможно, в этом есть финансовые уловки", - считает замруководителя Ростехнадзора по УрФО Анатолий Соловьев. По его словам, аварийность и травматизм зависят от руководителей и собственников предприятий, поэтому Ростехнадхзор отслеживает кадровые перестановки, а также смену собственников. Например, на одном из предприятий "Макси-Групп" отстроена кислородная станция, но из-за отсутствия всех документов, которые нужно было получить до начала строительства, Ростехнадзор ее не принимает. "Не знаю, чем руководствовалось руководство "Макси-Групп", но, по-моему, они шли от принципа "победителей не судят". С точки зрения технологии, быстроты строительства, ими можно только восхищаться. Но все идет с пренебрежением к работникам. Недаром у них был случай, когда двух человек засыпало кирпичом. Мастер отправил работников в раскаленную печь, хотя они говорили, что может произойти осыпание", - рассказал Накануне.RU Анатолий Соловьев. Возможно, что со сменой владельца ситуация изменится в лучшую сторону. Но есть и обратные примеры. После объединения "СУАЛа" и "Русала" Ростехнадзор ожидает серьезные проблемы на предприятиях "СУАЛ-холдинга".
"Есть "СУАЛ", а есть "Русал". С "СУАЛом" проблем не было, но пришел новый хозяин, они хотят решить все иначе, - заявил Накануне.RU Анатолий Соловьев. - Они решают все самостоятельно, невзирая на то, что сложились отношения и по промышленной безопасности. Сокращение службы производственного контроля может привести к потере контроля вообще над состоянием безопасности. Знаю, что в "СУАЛе" раньше работали великолепные специалисты, но какой будет их дальнейшая судьба, не знаю. Смена руководителя мне категорически не нравится. Я высказываю свое мнение. У холдинга своя точка зрения".
С мнением своего заместителя согласен и Анатолий Сидякин, подчеркнувший, что у "СУАЛа" "бестолковый менеджмент" в плане промышленной безопасности. Поэтому это предприятие Ростехнадзор решил взять на свой контроль. В целом же, как считает руководитель Ростехнадзора по УрФО, аварийность в целом во многом зависит от состояния всего общества: "Если оно в хорошем состоянии, где уровень ответственности ясен, то аварий меньше. Там, где разруха в умах, аварий будет больше".