Зачем Буш на Украину собрался?
31 марта на Украину прилетает Джордж Буш–младший. А через несколько дней в румынском Бухаресте открывается натовский саммит. Все это на фоне непрекращающейся дискуссии о возможном вступлении "незалежной" в ряды Северо-Атлантиченского альянса. То, что Буш побывает в Киеве с чисто пропагандистско-политическими целями, очевидно. Потенциальных будущих "коллег" следует подбодрить. Впрочем, некоторые видят в приезде американского главы и экономическую подоплеку – лоббирование на Украине интересов штатовских нефтяных компаний ( из 25 спонсоров Буша на выборах 14 были именно они). О том, стоит ли ожидать в ближайшее время каких-то новых заявлений, касающихся отношений Украины и НАТО, насколько реален уход ЧФ из Крыма до 2017 года и существует ли влияние киевской политики на Восточную Европу в интервью Накануне.RU рассказали руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем при Дипломатической академии Сергей Жильцов и эксперт Института славяноведения РАН Олег Неменский.
Вопрос: Буш собирается 31 марта на Украину. Это политический шаг в преддверии саммита в Бухаресте или есть экономическая подоплека – лоббирование нефтяного бизнеса, который его спонсировал на выборах?
Сергей Жильцов: В основном это, конечно, политический шаг, связанный с поддержкой Украины в продолжение темы о ее вступлении в НАТО. Следовательно, каких-то прорывов в двухсторонних отношениях вряд ли стоит ожидать. Там нет оснований для подписания каких-то документов. Не думаю, что поездка связана с экономикой, в частности с лоббированием интересов американских нефтяных компаний на Украине.
Олег Неменский: Визит Буша на Украину вызван многими причинами, но политическая составляющая, несомненно, преобладающая. И связано это с целым кругом вопросов по сближению Украины с западным сообществом. Предстоящий саммит НАТО в Бухаресте будет одним из важнейших, но всё же не главным обсуждаемым вопросом. Ведь речь идёт не об одноактном событии, а о большой программе по интеграции Украины в евро-атлантические структуры. Президенты двух стран обсудят перспективы продвижения на этом пути, по крайней мере, за то время, которое остаётся до перевыборов главы США. Конечно, по результатам этого визита можно будет судить и о перспективах украинской темы на саммите НАТО. Впрочем, ожидать серьёзного рывка вперёд в этом деле я бы не стал.
Вопрос: Стоит ли ожидать от визита каких-то новых заявлений, связанных с темой отношений Украины и альянса?
Сергей Жильцов: Безусловно. Можно будет ожидать заявлений о поддержке курса Украины на Евроатлантическую интеграцию, о возможных перспективах, о шагах, которые приблизят Украину к НАТО. Визит Буша направлен на поддержку украинского руководства. Поэтому он и проходит в преддверии саммита, на котором в какой-либо плоскости будет затронут вопрос о вступлении в альянс новых членов.
Вопрос: Появилась информация, что в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления, согласно которому украинское правительство должно начать переговоры с Россией о выводе ЧФ из Крыма до весны 2017 года. Это дополнение к приезду Буша?
Сергей Жильцов: Подобные переговоры ведутся постоянно. Здесь нет ничего нового. Такие задачи ставились и во времена Кучмы, и после прихода к власти Ющенко. Тема муссируется на Украине. Делаются громкие заявления о необходимости вывести флот в два месяца, подписать новые договоры. Вполне возможно, что постановление будет одобрено правительством. Вероятно, кто-то попытается его реализовать. Вопрос в сроках соглашения. Если оно рассчитано на многие годы, то его может постичь судьба других документов, которые принимались одними правительствами, а отменялись следующими.
Олег Неменский: Проблема Черноморского флота сейчас не критична для взаимоотношений Украины и НАТО. Во-первых, генеральный секретарь НАТО довольно ясно заявил, что пребывание ЧФ РФ в Крыму не является помехой для интеграционного взаимодействия Украины и блока. Во-вторых, даже если предположить подписание Украиной ПДЧ (план действий по членству) уже этой весной, перспектива реального вступления в альянс – это никак не период раньше 2017 года.
Вопрос: Тема возможного принятия Украины в НАТО сейчас актуальна. На Ваш взгляд, насколько в сегодняшних условиях это объективно реально, насколько это не элемент информационно-политической борьбы?
Сергей Жильцов: В ближайшие годы Украину вряд ли примут в НАТО. Это должно быть одобрено всеми членами альянса. Кроме того, страна опять приближается к президентским выборам. Поэтому данный вопрос теперь не стоит. Нужна политическая стабильность, предсказуемость курса. Вместе с тем, Украина должна сама для себя решить – чего она хочет. А когда решение примут, то России следует подумать, как выстраивать отношения с соседом. Хотя в России уже сегодня должны обсуждать варианты.
Олег Неменский: Само присоединение Украины к ПДЧ этой весной крайне маловероятно. Даже тот небольшой шанс, который есть, связан не собственно с полноценным участием в ПДЧ, а с идеей присоединения к адаптированному ПДЧ, которое будет иметь скорее политически-декларативный характер. Сейчас речь идёт не о плане действий по подготовке присоединения Украины к НАТО, а о плане действий по подготовке к подписанию в будущем самого ПДЧ. А для этого Украине надо ещё немало сделать. Внутренняя ситуация в стране по-прежнему нестабильна и задача США – не потерять Украину.
Вопрос: Пророссийски настроенные украинские политики заявили, что принятие Украины в НАТО может вызвать конфликт в самой Украине, и что оно в состоянии дестабилизировать обстановку в Восточной Европе. Что они имели ввиду?
Сергей Жильцов: Сама тема не всеми поддерживается. Поэтому любые заявления вызывают всплеск политических движений, как "за", так и "против". Вряд ли внутренняя политическая ситуация на Украине сказывается на положении в странах Восточной Европы. На двустороннем уровне отношения выстраиваются, но вряд ли можно рассуждать о прямом влиянии.
Олег Неменский: Принятие Украины в НАТО может спровоцировать внутренний конфликт, если только оно будет проведено в сжатые сроки и без учёта интересов элит Юго-Востока страны. Однако вопрос о членстве реально может встать не раньше, чем лет через десять, и задача прозападных сил на Украине – изменить отношение к этому процессу у части элит страны и склонить чашу весов общественного мнения в выгодную для себя сторону. В конечном счёте, было принято решение об обязательности предварительного референдума – шаг, показывающий, насколько нынешняя власть уверена в своих силах повлиять на мнение сограждан по этому вопросу. И к сожалению, надо признать, что такой сценарий вполне реалистичен. Если только прежде не произойдёт крупного внутриполитического (и территориального) раскола страны. Сам же такой раскол может быть вызван гораздо большим спектром проблем, чем только вопрос о членстве в НАТО.
Вопрос: Каким образом крайние потрясения, если они все же произойдут, могут сказаться на России?
Сергей Жильцов: Все зависит от внутренних процессов, происходящих на Украине. От того, насколько сама Украина будет готова к вступлению или не вступлению в НАТО, от результатов референдума. Если большая часть населения выскажется "против", то вопрос должен быть снят.
Олег Неменский: От России здесь зависит пока что немногое. Если Москва не изменит свою политику на постсоветском пространстве и не научится предлагать соседям реальные и привлекательные альтернативы их вступлению в евроатлантические структуры – её роль будет оставаться довольно небольшой. На сей день трудно ожидать даже какой-либо значимой реакции со стороны России на события постепенной интеграции Украины в западные структуры: все последние годы Москва как бы сознательно избавлялась от всех реально действенных рычагов влияния на Украину и теперь очень ограничена в своих возможностях. Будут новые жёсткие заявления, будет дальнейшее свёртывание программ сотрудничества, особенно в сфере оборонной промышленности. Возможны также некоторые демонстративные действия по разрыву дружественных отношений. Итогом таких действий станет только дальнейший успех прозападных сил Украины в деле изменения общественного мнения страны.