Звонок из паутины. Из региона – за рубеж?
Интернет-телефония из-за рубежа, растекшись по российским регионам, начала обратный путь: из региона – за рубеж. Один из уральских операторов связи решил составить конкуренцию Skype и Sipnet, запустив свой проект под названием Sip-mobile. Соперников на местном рынке у него пока нет. Тем не менее, экономическая оправданность проекта вызывает сильные сомнения. Идея эта абсурдна и перспективна одновременно – то же самое, что при существующей "большой сотовой тройке" создавать с нуля свою сотовую компанию. Впрочем, как показывает практика, это сложно, но можно. Но с Интернет-телефонией все не настолько очевидно, поскольку хоть это удобный и дешевый способ связи, но по тем или иным причинам пользуются им единицы.
Многие даже толком не знают, что такое Skype, не говоря уже о том, чтобы его применять. Прелесть этой программы заключается в простоте использования и, самое главное, дешевизне. Беседовать с человеком, находящимся за тысячи километров, видеть его лицо и слышать голос так отчетливо, будто он в соседней комнате – это не фантастика, а вполне ощутимая для многих жителей западный стран и США и немногих россиян реальность.
Наша справка: Skype - бесплатное программное обеспечение для системы связи, с помощью которой передается речевой сигнал по сети Интернет или по любым другим IP-сетям. Сигнал по каналу связи идет в цифровом виде и, как правило, перед передачей сжимается. Skype также позволяет организовывать конференц-связь и видеосвязь.
Сама компания Skype была основана в 2003 Никласом Ценнштремом и Янусом Фриисом. В октябре 2005 года компанию купила eBay (американская компания, предоставляющая услуги в областях Интернет-аукционов, Интернет-магазинов, мгновенных платежей, VoIP) за $2,5 млрд.
По данным аналитика ИК "Финам" Леонида Делицына, на сегодняшний момент Skype и подобные программы применяют 6% российских Интернет-пользователей. Это значит, что рынку есть куда расти, ведь в свое время сотовые телефоны тоже были у очень немногих. Однако существует одно "но". Сотовая связь была не очень распространена, в основном, из-за своей дороговизны, тогда как разговоры через Интернет либо стоят очень дешево, либо не стоят вообще ничего. Игнорирование россиянами такого способа связи можно объяснить низкой "компьютерной" грамотностью. Многие ограничиваются стандартными Microsoft Office, электронной почтой и парой-тройкой полезных сайтов, а как закачать ту или иную программу просто не знают. А у некоторых нет либо компьютеров, либо выхода в Интернет. Кроме того, Интернет-телефония многим просто не нужна.
"Тем, кто ведет западный образ жизни, это необходимо, а мы меньше ездим, чем они. В России не редкость, чтобы родители и дети жили в одном городе. На Западе это редкость. Когда вы заканчиваете школу, то отправляетесь в любой штат, чтобы учиться в институте. Потом, после окончания института, получаете работу в третьем штате, но хотите все время поддерживать связь со старыми друзьями. В США люди очень много звонят, интенсивно используют Интернет, поэтому для них важна стоимость минуты разговора", - считает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын.
Впрочем, преимущества Интернет-телефонии для разговоров с близкими людьми, которые далеко, перед мобильной слишком очевидны, поэтому, скорее всего, в ближайшие несколько лет число россиян, освоивших этот вид связи, по данным экспертов, вырастет в два-три раза. |
Для того, чтобы не упустить свою аудиторию, и был создан уральский аналог Skype под названием Sip-mobile. Одна минута разговора с Китаем, Германией, США или Москвой стоит в пределах 2 руб., а если соединение происходит между пользователями SIP-mobile, то разговоры бесплатны. Правда, если у Skype колоссальная аудитория и бесплатными звонками пользуются многие, то у Sip-mobile абонентов крайне мало. Сколько – создатели проекта предпочитают не говорить. Это понять можно, ведь проект существует около месяца.
"Мы считаем, что нашими клиентами будут технически грамотные люди. Аудитория на самом деле узкая, но мы рассчитываем на подключение нескольких десятков тысяч пользователей. Кроме отдельных пользователей нашими клиентами, возможно, станут небольшие организации, которые могут через Интернет забирать себе городской телефонный номер", - рассказал Накануне.RU начальник отдела развития услуг Sip-mobile Григорий Гимпилевич. Завоевывать своих клиентов компания намерена с помощью качества связи.
"Глобальные каналы связи захлебываются от трафика, ежемесячно провайдеры их расширяют, и ежемесячно трафик растет за счет притока домашних пользователей. Это, конечно, не будет продолжаться вечно, но в течение пары лет улучшения качества голосовых услуг можно будет добиться с помощью локальных ресурсов. Качество связи напрямую с Китаем будет хуже, чем качество связи через екатеринбургские сети с Китаем", - утверждает Григорий Гимпилевич. Он уточнил, что SIP-mobile является проектом одного из местных операторов, который, в свою очередь, подключен к трем магистральным операторам. Соответственно, если что-то у кого-то срывается, пользователи получают Интернет через другого оператора.
Начальник отдела развития услуг Sip-mobile также подчеркнул, что этот проект рассчитан на регионального клиента, которому по тем или иным причинам Skype не подходит. "Мы можем предоставлять городскую телефонию, а Skype нет. Тем, кто много общается с Уралом, наш сервис делает более выгодное предложение, чем глобальные операторы", - добавил Григорий Гимпилевич.
Тем не менее, речь идет не о выводе на рынок принципиально новой услуги, а о замещении существующей. "Региональные компании могут рассматриваться, в первую очередь, как создатели технологий, но вряд ли как создатели сервиса", - полагает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын. Кроме того, по его словам, о каких прибылях для региональной компании вряд ли можно говорить, поскольку даже Skype с огромной аудиторией убыточен. "Skype очень отрицательно сказался на отчетности компании eBay. Он настолько убыточен, что владельцы сверхприбыльного eBay остались недовольны. Это значит, что его убытки заметны на фоне колоссальной прибыли. Если бы они предлагали телефонные разговоры по ценам, в десять раз больше, то могли бы получить прибыль", - полагает Леонид Делицын.
Так что на экономическую прибыль владельцам Sip-mobile в ближайшее время надеяться вряд ли придется. Что касается увеличения аудитории, то все зависит от того, насколько Интернет-телефония будет востребованной, и как стремительно она будет развиваться, чего никто предугадать не может. Но, возможно, в это развитие "уральский Skype" тоже внесет свою лепту.