ФАС залезла в трубу
Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась четырьмя металлургическими гигантами и решила проверить, не сговорились ли они между собой. На такую мысль антимонопольщиков натолкнули известия о грядущем повышении цен на металлопродукцию и обращение нефтяных компаний. ФАС считает, что сговор имеет место быть, и уже не в первый раз. Подобная ситуация возникала в 2003 году, но тогда ничего доказать не удалось, а сейчас, после изменения законодательства, такой шанс есть. Металлурги утверждают, что ни о каком сговоре речи не идет, а аналитики винят в высоких ценах на заготовки труб мировой рынок.
Под "прицелом" ФАС оказались "Северсталь", Магнитогорский металлургический комбинат, "Уральская сталь" и Новолипецкий металлургический комбинат. Металлурги сговор, конечно же, отрицают. Так, в пресс-службе НЛМК Накануне.RU заявили, что комбинат поставляет продукцию по рыночным ценам и в соответствии с российским законодательством, но предоставит ФАС все необходимые документы, как делал это неоднократно. "Мы не видим оснований для новой проверки ФАС в отношении НЛМК", - подчеркнули в пресс-службе.
На ММК же ограничились словами, что ФАС имеет право проверить любое предприятие, но запрос антимонопольной службы на комбинат еще не приходил.
Поводом для проверки стало обращение ОАО "Газпром нефть", Фонда развития трубной промышленности и ОАО "Сургутнефтегаз". Речь шла о возможном повышении с 1 апреля 2008 года цен на металлопродукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента. День смеха прошел, а резкого повышения цен не произошло, но это не значит, что его не будет. Нефтяники и производители труб ждут увеличения стоимости штрипса (трубных заготовок) на 30-50%.
"Поскольку доля металлов в стоимости трубы достигает 85%, соответственно, на 15-20% повышается цена на трубную продукцию", - заявили Накануне.RU в Фонде развития трубной промышленности. Как следствие, нефтяным компаниям придется вкладывать больше денег в строительство нефтепроводов, что в конечном счете скажется на стоимости энергоресурсов, а, значит, на инфляции. |
Кроме того, российским производителям труб серьезную конкуренцию составляют китайские производители, экспорт продукции которых постоянно растет. В условиях, когда российские металлурги поднимают цены на заготовки, а в соседнем Китае, наоборот, внутренние цены на полуфабрикаты для металлургической отрасли зафиксированы, определенная опасность потерять пусть небольшую, но долю рынка, для российских трубников существует.
Принципиальным в данном случае является вопрос, на самом ли деле российские металлурги намерены необоснованно завысить цен на штрипс (трубные заготовки). Если да, то российские трубники окажутся не в самом лучшем положении по сравнению с зарубежными конкурентами и вмешательство ФАС, если ей удастся заставить компании понизить цены, необходимо. Главным аргументом в пользу этого в Фонде развития трубной промышленности считают именно резкое повышение цен.
А если взлет российских цен вызван лишь повышением мировых, то вмешательство антимонопольщиков кажется, по меньшей мере, неуместным. Впрочем, у них уже есть опыт попытки доказательства сговора между металлургами. Правда, суд тогда аргументы антимонопольной структуры не убедили. Речь идет о повышении стоимости штрипса на 35% в 2003 году. "В 2003 - 2004 годах антимонопольный орган уже сталкивался с ситуацией необоснованного и согласованного, по нашему мнению, роста цен на так называемый штрипс (трубная заготовка). Наши решения и предписания были отменены в судебном порядке", - отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. Он подчеркнул, что в условиях действия нового закона "О защите конкуренции" у ФАС России больше возможностей доказать свою правоту и применить соответствующие санкции. Если, конечно факты злоупотребления доминирующим положением, картельных соглашений или согласованных действий будут выявлены.
Эксперты уверены, что проверка ФАС ни к чему не приведет, поскольку, во-первых, никакого сговора нет, а, во-вторых, даже если и есть, то его не доказать. А рост цен объясняется исключительно мировой конъюнктурой. Причем, металлурги тоже в какой-то мере оказались жертвой. Все началось с угольных компаний и предприятий, занимающихся добычей руды. Они повысили цены на 60-70%. В итоге издержки производства у металлургов выросли и они часть этих издержек, что вполне логично, попытались переложить на потребителя.
Как заявил Накануне.RU аналитик ИК "Финам" Денис Горев, в 2003 году, когда Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП) попыталось доказать сговор "Северстали" и ММК, ситуация на мировых рынках была очень похожей на сегодняшнюю. "Ни о каком сговоре речи быть не может, это возмущение недовольных покупателей, которые вынуждены переплачивать по сравнению с прошлым годом на 30%", - полагает Денис Горев.
По его мнению, металлурги просто действуют по законам рынка. Например, если две компании повышают цены на 30%, а другой для рентабельности необходимо повысить лишь на 20%, то она все равно повышает до уровня конкурентов. Предприятие может отказаться от дополнительной прибыли только за тем, чтобы увеличить свою долю на рынке. "Но перед нашими металлургами этой цели не стоит, поскольку рынок уже поделен. Действия компаний рыночные. Доказать, что это сговор, будет практически невозможно", - добавляет аналитик ИК "Финам".
Похожая ситуация со строительным прокатом. На российском рынке он стоит на 10-15% дороже, чем на мировом, поскольку и потребность в нем больше. Но сговором это почему-то никто не называет, скорее – рыночными отношениями, когда спрос диктует предложение и цены на него.
В случае со штрипсом все немного иначе, ведь в 2003 году другой поставщик ОАО "НОСТА", находясь в точно таких же условиях, что ММК и "Северсталь", поднял цены меньше, чем на 30%. Но эти две компании занимали 65% рынка трубной заготовки, и поэтому смогли себе позволить большее повышение цен, чем их конкуренты.
Министерству по антимонопольной политике (Федеральной антимонопольной службы в то время еще не существовало) удалось установить, что с июля 2002 по март 2003 две металлургические компании практически одновременно подняли цены на шрипс на 35%. Несмотря на то, что заставить компании понизить цены не удалось, "Северсталь" и ММК обязали в течение трех лет ежеквартально предоставлять данные об отпускных ценах на штрипс тех марок, объем поставок которых на рынок превышает 10% от объема производимой компанией трубной заготовки для производства труб нефтегазового сортамента.
Ни штрафов, ни каких других последствий для "Северстали" и ММК тогда не наступило. То ли конъюнктура была благоприятной, то ли еще по какой причине, но в течение трех лет, когда металлургам приходилось отчитываться перед антимонопольщиками, проблем с ценами почему-то не возникало.