Уральский инсулин: прорыв или миф?
Беспрецедентное для всей России событие произошло на Среднем Урале. Свердловские власти с гордостью объявили, что попытка создания российского инсулина увенчалась успехом, завод построен, лицензия на производство получена, и теперь Россия сможет слезть с инсулиновой иглы зарубежного производства. Завод, мощностью 10 тыс. проектных единиц в год, сможет обеспечить "медицинским золотом" всю страну. Более того, уральский инсулин, как сообщил председатель совета директоров Новоуральского завода "Медсинтез" Александр Петров, станет самым дешевым в мире, по цене 150 руб. за флакон против 180-и, которые требуют международные игроки. В случае, если инсулин, производимый на заводе в Новоуральске, действительно, как уверяют его создатели, является высококачественным, то это прорыв в фармпроизводстве. Однако эксперты считают, что все слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Инсулин можно назвать стратегическим препаратом, поскольку число диабетиков неуклонно растет. По данным министра здравоохранения Свердловской области Владимира Климина, в области живет более 90 тыс. больных сахарным диабетом, количество заболевших ежегодно увеличивается на 7-10%. На покупку инсулина из российского бюджета ежегодно тратится $200 млн. Разумеется, что зависеть почти на 100% от импортных поставок неправильно. Не зря ВОЗ рекомендует всем странам с населением более 50 млн человек обзаводиться собственным инсулиновым производством.
В России уже делалось три попытки создания заводу по производству инсулина, и по тем или иным причинам все они не увенчались успехом, поэтому среди медицинского сообщества сложилось устойчивое мнение, что создать в российских условиях лекарство для диабетиков невозможно. Или очень-очень сложно. "Завод построен, потому что нам никто не верил и поэтому не противодействовал. К трем международным компаниям я отношусь без юмора, они еще себя покажут", - заявил председатель совета директоров Новоуральского завода "Медсинтез" Александр Петров. С бюрократизмом чиновников производители инсулина уже столкнулись, ведь именно этим фактом объяснялось то, что завод долгое время не мог получить лицензию. Лишь только после того, как на совещании в Екатеринбурге губернатор Эдуард Россель пожаловался на это Дмитрию Медведеву, лицензия была получена. И то, не на производство инсулина как таковое, а на фармпроизводство. То есть завод может производить все, что угодно, в том числе и инсулин.
Площадь завода составляет 4 тыс. м., он находится на монолитной бетонной плите, толщиной шесть метров. Александр Петров рассказал, что плита была построена по совету экспертов, поскольку если ставить обычный фундамент, то из-за подвижек грунта в нем образуются микротрещины, и, как следствие, пыль. "Только плиту укладывали полгода. Мы пошли на дополнительные расходы, но в результате сделали взрослый проект, фатальной ошибки удалось избежать", - подчеркнул председатель совета директоров Новоуральского завода "Медсинтез".
Планируется, что на отладку производства понадобится месяц. "Производство очень наукоемкое, все роботизировано. В трех сменах будут работать лишь 15 человек", - отметил Александр Петров. Он отметил, что завод способен обеспечить уральским инсулином всю Россию, а также ряд стран СНГ. Петров сообщил, что в мае-июне пройдут тендеры (инсулин относится к льготным лекарствам, которым льготников обеспечивает государство), и завод будет в них участвовать.
Более того, "Медсинтез" решил пойти еще дальше: построить завод по производству субстанции для инсулина. Себестоимость 1 кг закупаемой субстанции составляет 65 тыс. евро, если же производить ее на заводе – то себестоимость удастся снизить до 28 тыс. евро, и, значит, стоимость инсулина тоже может быть меньше в два раза. Строительство цеха начнется уже 15 мая. Инвестиции в проект составят 50 млн евро.
Такое известие вызвало неоднозначное мнение экспертов. Генеральный директор ООО "ФармАналитик" Николай Ткаченко полагает, что построить такой цех впорлне реально: "Технологии производства генно-инженерных инсулинов человека уже более 20 лет, они вполне доступны. На мой взгляд - основная проблема не в возможности организации такого производства, а в противодействии крупных производителей инсулина". С другой стороны, по мнению руководителя департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давида Мелика-Гусейнова, на то, чтобы создать производство субстанции, нужны баснословные инвестиции, и 50 млн евро – не те деньги, которые нужны.
Специалисты относятся к громким заявлениям более чем настороженно, даже если речь идет не о субстанции, которая еще только в проекте, а об инсулине, который вот-вот начнут производить. Общий тезис таков: инсулин пока никто не видел, а инсулиновые проекты, которые провалились, тоже широко анонсировались. |
"Событие, безусловно, знаковое. Ведь в России до сих инсулин в промышленных масштабах не производился. Мелкие фасовки импортного инсулина (Фармстандарт Уфа, ИБХ РАН) - не в счет. Несколько смущает тот факт, что акцентируется низкая стоимость и практически ничего не говорится о качестве. А некачественный инсулин - и даром не нужен", – заявил Накануне.RU генеральный директор ООО "ФармАналитик" Николай Ткаченко.
Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов также считает, что вопрос качества – ключевой. "Компании потратили на качественный инсулин миллиарды долларов в разработку, тестирование, клинические испытания. Не думаю, что такие баснословные суммы были потрачены на создание местного инсулина", - полагает Давид Мелик-Гусейнов.
Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов Пока мы не видим этого инсулина, пока он не попал в списки по программе льготного лекарственного обеспечения. Этих "пока" и "если" очень много. Думаю, что пройдет не один год, пока этот препарат попадет на аптечную полку. Самое главное, чтобы препарат был эффективным. Лозунги, которые звучат, в первую очередь, с политических трибун, поскольку есть очки и местным, и федеральным властям, я бы с уверенностью делил бы на два. Я не пессимист, но считаю, что создать в России качественный инсулин в течение первых пяти-шести лет невозможно.
Председатель совета директоров Новоуральского завода "Медсинтез" Александр Петров заявил, что компания в течение полугода намерена получить международный сертификат качества, который есть у трех крупных игроков - Novo Nordisk, Eli Lilly и Aventis. В случае, если этот сертификат будет получен, многие вопросы исчезнут сами собой.
Однако многое остается неясным, например, какую долю рынка сможет занять уральский инсулин. Дело в том, что каким бы действенным и хорошим не был препарат, диабетик не на него не перейдет с того, какой принимает. Переход на другой препарат может обернуться для человека весьма неблагоприятными последствиями.
"Объявленный общий объем инвестиций - около $2,5 млн. При 20% надбавке и 5-летнем сроке окупаемости это означает, что ежегодный объем производства должен составлять более $2,5млн - примерно 10% рынка. Основная целевая группа потребителей - это больные, которым диагноз поставлен впервые, а это, по разным оценкам, 5-7%", - сообщил Накануне.RU генеральный директор ООО "ФармАналитик" Николай Ткаченко.
5-7% - явно не та доля рынка, на которую рассчитывают производители, иначе и завод строить не стоило бы. Пусть председатель совета директоров "Медсинтеза" Александр Петров уверяет, что это не экономический, а политический проект, он, как и любой предприниматель себе в убыток делать бы ничего не стал. Аналитики всерьез опасаются, что уральский инсулин может занять существенную долю рынка не потому, что такова потребность больных, а из-за административного давления. Раз уж губернатор с президентом помогли заводу получить лицензию, то и в дальнейшем уральский инсулин на произвол судьбы не бросят. |
Директор общественного фонда "Территория" Максим Стародубцев считает, что окупаемость проекта зависит от того, насколько инсулин будет продвинут. "Очевидно, что этот препарат будет включен в списки тех препаратов, которые рекомендуются к льготному лекарственному обеспечению. Идеальных тендеров не бывает. Существует опасность административного злоупотребления или государственное навязывание одного конкретного препарата. Существует риск, что этот инсулин будет рекомендован тем, кому подходит, и тем, кому подошел бы другой препарат. Здесь стоит вопрос не качества, а индивидуальной переносимости", - опасается Максим Стародубцев.
Об этой же опасности предупреждает и генеральный директор ООО "ФармАналитик" Николай Ткаченко: "Велик соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления и начать "принудительный" перевод диабетиков на свой инсулин, к примеру - путем ограничения поставок импортных инсулинов по льготным программам. Надеюсь, что этого не произойдет".