Один за Удокан не воин
В вопросе, который, так или иначе, интересовал всех российских и некоторых зарубежных металлургов, появилась ясность. Обладатель крупнейшего в России месторождения меди определится по конкурсу, произойдет это 17 июля, заявки на участие можно подать до 14 мая. 20 млн т меди, содержащиеся в Удокане, способны изменить расстановку сил в сфере металлургии, поэтому можно было бы ожидать, что борьба разгорится нешуточная. Но специалисты прогнозируют, что кто-то сойдет с дистанции, а кто-то на нее и заходить не станет, так что победитель возможен лишь один. Точнее три в одном.
Удокан уже один раз продавали, но нынешний конкурс не вызывает ощущения дежавю, поскольку и условия, и время, и интересы совершенно другие. В 1992 году экономика находилась в упадке, и месторождение особо никому не было нужно. Тогда без всякой борьбы лицензию на разработку получила компания из США, но извлекать медь не стала, поскольку, как потом решили участники рынка, была заинтересована в удержании высокой мировой цены на медь. Соответственно, американцы право на разработку Удокана в 1998 году потеряли.
Затем много лет вопрос по Удоканскому месторождению просто висел в воздухе и, несмотря на столкновение интересов, множество встреч, совещаний, никак не решался. Главным спором являлась форма определения нового собственника лицензии: либо конкурс, либо аукцион. В первом случае лицензия отдается тому, у кого лучше всего продумана концепция развития месторождения, а во втором случае значение имеют только деньги. По словам министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, приведенных пресс-службой ведомства, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование через конкурс, норм закона достаточно "для регламентации данной процедуры". При этом в условия конкурса будут включены обязательства по переработке добываемого сырья на территории России.
Теперь уникальное Удоканское медное месторождение (Читинская область) вот-вот обретет нового владельца. Запасы Удокана оценивают в 20 млн т меди, что составляет от 40 до 60% всех российских запасов меди и 15% от общего годового производства. 70% руды можно извлечь наиболее дешевым открытым способом. Помимо меди, в руде есть золото, серебро, платина, ниобий, титан, стронций, никель и коксующийся уголь.
Несомненным преимуществом месторождения является то, что в 23 км от него находится железнодорожная станция Новая Чара БАМа. Сбывать полученное сырье тоже есть куда: Читинская область имеет государственную границу с Китаем и Монголией. Через область проходят основные транспортные артерии к восточным рубежам России.
Удоканское месторождение с давних пор интересует Уральскую горно-металлургическую компанию, поскольку угроза сырьевого голода для нее более, чем реальна. Конечно, не сейчас, а в перспективе. В случае приобретения лицензии на Удокан уральская компания не только решит проблему с сырьем, но и увеличит свою долю на рынке. |
Сегодня УГМК производит около 360 тыс. т меди в год, занимает 37% рынка. Завод, построенный в Удокане, рассчитан на 180 тыс. т меди. В случае, если он будет принадлежать уральской компании, то она станет лидером по производству меди.
В свое время УГМК вела предварительную борьбу с компанией "Казахмыс" (Казахстан, 42,55% акций принадлежит корейской компании Samsung) за возможность разработки Удокана. Серьезным соперником для УГМК называли и "Норильский никель", и "Русскую медную компанию", ряд китайских предприятий. Месторождение одно, а заинтересованных много.
И сейчас, помимо УГМК, на Удокан по разным версиям претендуют и "Ростехнологии", и "Базовый Элемент". Сами компании отказываются от комментариев. По данным аналитиков в борьбе за месторождение решил не участвовать самый серьезный на сегодняшний день соперник УГМК – "Норникель". Но в самой компании Накануне.RU также предпочли оставить эту тему без комментариев. Несловоохотливыми оказались и представители УГМК, и подтверждать информацию о консорциуме компании с "Российскими железными дорогами" и Внешэкономбанком не стали. Тем не менее, эксперты называют именно этот альянс победителем.
"Ростехнологии" интересуются всем подряд, у них нет ни опыта, ни возможностей для разработки месторождений. Разве что они пойдут на конкурс с "Русской медной компанией", но опять же средства, которые требуются инвестировать, велики для отдельных медных компаний ", - полагает аналитик ИФК "Метрополь" Максим Худалов.
Остальных претендентов на Удокан, по его мнению, могли испугать размеры требуемых инвестиций. По сообщению пресс-службы МПР РФ в месторождение придется вложить около $1,6 млрд, а число рабочих мест - несколько тысяч человек. Проект принесет доход государству в размере более $3 млрд. |
"Сумма капитальных вложений значительна. Предприятие оказывается очень дорогим. Требования считаем завышенными, сумма либо неправильная, либо будет софинансирована из государственных инвестиционных фондов, что, впрочем, маловероятно", - заявил Накануне.RU аналитик ИФК "Метрополь" Максим Худалов. По его мнению, именно поэтому собственника лицензии предполагается определить с помощью конкурса, а не аукциона, на котором начальная цена Удоканского месторождения была бы $191 млн, что легко бы дополнительной нагрузкой на компанию.
Аналитик ИФК "Метрополь" уверен, что те же $1,6 млрд являются барьером для отдельных компаний, поэтому УГМК и создала консорциум с РЖД и ВЭБ. Альянс этот для многих был неожиданным. Что касается участия в нем Внешэкономбанка, то это объяснить можно. Он, как считают специалисты, будет выступать кредитором, то есть профинансирует часть вложений в месторождение. И раз месторождение стратегическое, то участие в нем крупного государственного банка объяснимо. А вот функция "Российских железных дорог" не совсем понятна, поскольку 23 км от Удокана до БАМа – не расстояние. Если не строительством железной дороги, то чем же будет заниматься РЖД?
"Судя по всему, это краткосрочная инвестиция. Есть яркий пример участия РЖД в якутских углях, когда монополия владела крупным пакетом акций "Эльгауголь" и тоже стояла проблема достройки железнодорожной ветки до БАМа, чтобы вывозить угли. Но за многие года РЖД почти ничего не сделала. Пакет, который достался РЖД за копейки, был перепродан по высокой цене", - высказал свое мнение Накануне.RU аналитик ОАО "Брокерский дом "Открытие" Сергей Кривохижин. РЖД продажу 29,495% ОАО "Эльгауголь" тогда объясняли тем, что Минэкономразвития и правительство Республики Саха (Якутия) не смогли прийти к согласованной позиции по развитию проекта Эльгинского месторождения угля. В результате этого реализация ранее подписанного РЖД и местными властями документа была остановлена. В сообщении пресс-службы "Российских железных дорог" отмечалось, что отсутствие принятия решения может привести к утрате рыночной привлекательности проекта, вероятна возможность отзыва лицензии у "Эльгауголь", что повлечет за собой радикальную задержку начала разработки месторождения.
В итоге месторождение за $2,3 млрд заполучил "Мечел", а РЖД если и будет строить железнодорожную ветку, то в качестве подрядчика. "Такой же вариант развития событий возможен и по Удокану", - подчеркнул Сергей Кривохижин. Как бы то ни было, УГМК удалось заручиться лоббистской поддержкой РЖД и финансовой ВЭБ. И теперь, в отличие от прошлых попыток заполучить Удокан, в победе УГМК можно почти не сомневаться.