Спасение до рождения
Операции по переливанию крови детям, которые еще находятся в утробе матери, начали делать в Уральском федеральном округе. Первопроходцами на Урале стали челябинские врачи. Разные резус-факторы и группы крови матери и ребенка теперь не являются приговором. Еще не родившиеся малыши, чья кровь "конфликтует" с материнской, раньше были обречены, но сейчас у них появился вполне реальный шанс появится на свет живыми и здоровыми. О том, как именно проводится операция, насколько она безопасна и при каких случаях стоит опасаться неприятностей, если резус-фактор матери отрицательный, рассказал в интервью Накануне.RU заведующий отделением ультразвуковой диагностики Областного перинатального центра в Челябинске Юрий Шумаков.
Вопрос: Юрий Александрович, в каких случаях необходимо делать внутриутробное переливание крови?
Юрий Шумаков: Внутриутробное переливание требуется, когда есть иммуноконфликт. Он может возникать из-за разных резус-факторов и групп крови матери и плода. В крови есть определенный набор антигенов, и к ним вырабатываются антитела.
Вопрос: Насколько часто случается иммунноконфликт?
Юрий Шумаков: У 15% женщин отрицательный резус-фактор, из этих 15% отторжение плода может возникнуть 7-8%, то есть у тех, у кого первая беременность закончилась или абортом, или выкидышем, или произошла отслойка плаценты. В этих случаях эритроциты плода попадают в кровь женщине, в результате вырабатываются антитела. При повторном попадании этих эритроцитов, то есть при повторной беременности вырабатывается еще больше антител, которые начинают разрушать плаценту.
Вопрос: Если беременность первая, то иммуннконфликта возникнуть не должно?
Юрий Шумаков: Да. Исключением является случай, если женщине раньше делали переливание крови. Тогда вероятность иммуноконфликта существует.
Вопрос: Всегда ли иммунный конфликт приводит к гибели ребенка?
Юрий Шумаков: Не всегда, иногда плод справляется с антителами. Но часто ребенок рождается в тяжелом состоянии – с низким гемоглобином в крови, с увеличенной печенью, селезенкой. После рождения ему делают замено-обменное переливание, то есть часть крови убирают, и переливают новую. Таких переливаний может быть пять-шесть.
Вопрос: На каком сроке беременности можно делать внутриутробное переливание ?
Юрий Шумаков: Обычно начинают делать с 24-28 недель. Когда есть имунноконфликт, плод обычно не живет дольше 30 недель.
Вопрос: Безопасна ли эта операция?
Юрий Шумаков: Смотря для кого. Для мамы – практически безопасна. Операция делается без наркоза, с местным обезболиванием, под контролем ультразвука. А для ребенка любое вмешательство может привести к осложнениям, но переливание осуществляется по жизненным показателям. Не сделаешь его – ребенок погибнет.
Вопрос: Сколько по времени длится операция?
Юрий Шумаков: По-разному. Не всегда получается сразу пунктировать вену пуповины, возникают сложности из-за расположения плода. Можно и час, и два делать, а можно и за 20 минут.
Вопрос: Если проводилось внутриутробное переливание крови, требуется ли вновь делать переливание крови уже после того, как ребенок рождается?
Юрий Шумаков: Вполне возможно, что такую процедуру потребуется проводить еще несколько раз. Но когда ребенок родился, переливание крови сделать намного легче, чем когда малыш находится в животе у мамы. Идет ультразвуковой контроль, находится сосуд, чтобы ввести плоду специальный препарат, который его обездвижит на время, а то ребенок может начать шевелиться, и игла выскочит. Есть множество мелочей, которые влияют на благоприятный прогноз.
Вопрос: Кроме Челябинска, такие операции делают только в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске?
Юрий Шумаков: Также и в Казани. Может быть, еще где-то, но мы об этом не знаем. Таких операций немного, а на Западе их почти нет, так как там осуществляют профилактику – вкалывают специальный антирезусный иммуноглобулин, и благодаря ему иммунноконфликтов не бывает. Когда первая беременность была неблагоприятна или женщина сделала аборт, если в первые сутки вколоть этот иммуноглобулин, то иммунноконфликта не будет. У нас же антирезусного иммуноглобулина долгое время вообще не было, только сейчас он стал появляться. Это весьма дорогостоящий препарат.
Вопрос: Благодаря чему стало возможно делать такую сложную операцию в Челябинске?
Юрий Шумаков: Появилась добрая воля руководства, врачей направили на обучение, было приобретено необходимое оборудование, специальные иглы, очень острые, тонкие, и специальный аппарат. Правда, пока он портативный, но, надеюсь, что купят стационарный.
Вопрос: Сколько вы уже провели операций?
Юрий Шумаков: Начали их делать буквально месяц назад, провели пока три операции. Как только появится следующая пациентка, будет следующая операция. В Новосибирске в прошлом году было проведено 28 таких операций. Из них должны были погибнуть все плоды, а погибли только семь. 21 женщина, которая никогда не надеялась родить живого ребенка, получила его.
Вопрос: Когда можно понять, успешно ли прошла операция?
Юрий Шумаков: Как только рождается ребенок.