Индиана Джонс: седина в бороду…
Жил-был дедушка. И не было у него семьи. Точнее, он так думал, что нет. Дедушка преподавал в университете археологию. Точнее, делал вид, что преподавал. Дело в том, что у дедушки была бурная молодость и еще более бурная зрелость. Дедушка называл себя искателем приключения, но на самом деле его ремесло называется куда прозаичнее – "черный археолог". Дедушка жил очень долго: молодость его пришлась на то время, когда Великобритания имела колонии, а старость – на период, когда "колониями" стали обзаводиться США. Звали дедушку Генри Джонс-младший, но коллеги, боевые подруги, сынок-недоучка и советские товарищи во главе с кровожадной женщиной "хочу-все-знать" Ириной Спалько предпочитали называть его Инди. Индиана Джонс.
В одном из недавних интервью 65-летний Харрисон Форд сорвался на журналиста, намекнувшего седовласому актеру на то, что пора бы вам, батенька, остепениться. "Какая степенность?! Вообще, наслушался я уже всего этого. Эх, он постарел. Ну, да. А знаете что? Вы тоже! Вы – тоже! Постарели! Посмотрите на себя в зеркало!". Собственно, это вовсе не объясняет, какого же черта этот сумасброд все-таки решился сняться в четвертой части приключений Индианы Джонса ("Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа"), как и не объясняет весьма посредственную работу Спилберга (да-да, того самого, великого и ужасного), посредственный сценарий и так себе актерскую команду. Но это и неважно. Форд злится, когда его называют старым, Спилберг недоволен, что его излюбленные герои – Инди, черепушки, инопланетяне – начали покрываться слоем пыли, и значит, парочка снова в игре.
Слава богу, эти мужчины почтенного возраста обладают самоиронией, что, собственно, фильм и вытягивает. Вытягивает из зыбучих песков несуразностей, нелепостей, глупостей и стереотипов. Ну, не может в разгар двухтысячных "мастодонт" мирового кинематографа Стивен Спилберг страдать стереотипами середины двадцатого века по поводу вездесущих агентов КГБ. Хотя возможно и другое объяснение – настроения возвращаются. Тогда вообще печально, поскольку в фильме даже латиноамериканские мартышки и гигантские муравьи проникаются чувством ненависти к "товарищам" и вполне успешно сживают их со свету. Кстати, о муравьях. То ли Спилберг был не в духе, то ли сказывается забастовка сценаристов в Голливуде, но огорчило наличие далеко не эстетичных сцен поедания муравьями человека.
По большому счету, к фильмам об Индиане Джонсе придираться по мелочи нельзя, как и ко второй главной особенности – скупости режиссера на сентенции морального характера. Проще выражаясь, Инди никогда особо "не запаривался" по поводу глобальных выводов о добре и зле. Да и с чего расхитителю гробниц рассуждать о вечном? Спилберг берет как всегда картинкой. За весь фильм из высокого и нравоучительного только "Богатство не в золоте, оно в знании" на фоне взлетающей в небо гигантской летающей тарелки. Но смотрится мощно. Как говорил известный мультяшный телегерой Хрюн Моржов – "Мощно задвинул, внушаить!".
Поэтому, отбросив все ляпы, вроде полета Джонса в свинцовом холодильнике из эпицентра атомного взрыва, поговорим лучше о глобальных неудачах.
Об инопланетянах
Инопланетяне – это всегда интересно. Печально, что иноземное происхождение в общем-то главных героев фильма угадывается минуты этак с пятой. На десятой минуте вы примерно можете предположить, как и где Джонс будет искать хрустальные скелеты от хрустальных черепушек (кстати, на бутафорских инопланетных черепных коробках явно сэкономили – выглядят они в фильме дешево, будто из пластмассы, и не очень веришь Форду, в эйфории поглаживающего череп: "Ни единого шва!").
Вообще, Джонс-младший в своей жизни, как мы помним, повидал много всего разного, и не подобает почтенному "эксгуматору" пускать слезу "Ах, вы подумайте, инопланетный разум!", когда уже даже католическая церковь готова признать существование внеземных цивилизаций и в порыве братской любви облобызать братьев-уфологов. |
В фильме инопланетяне, с одной стороны, непременный, но не главный элемент (ведь все мы понимаем, что прелесть фильмов про Индиану Джонса не в черепушках и граалях, а в их поисках), с другой стороны, некое иносказание Спилберга и компании, правда, тут могут возникнуть разночтения. То ли авторы хотели сказать, мол, сколько в мире неизведанного, и что мы, как всегда, жалкие букашки, то ли, наоборот, классическое голливудское "человек – самое могучее и прекрасное создание во вселенной, ну-ка быстренько все ему подчинились". А еще непонятно, зачем инопланетяне собирали у себя в логове (ну, не тянет эта развалина на Эльдорадо) антиквариат разных периодов, если они такие умные и тридцать раз на всех на нас плевали с высокой колокольни.
О "товарищах"
Ну, тут уж Спилберг оторвался по полной программе. Просто классика жанра: сумасшедшая украинка с кучей орденов, герой социалистического труда возит с собой по миру кучку тупоголовых "товарищей" из КГБ (а Джонс, кстати, как оказалось, тоже был разведчиком, причем покруче нашего Штирлица) и еще индиановского дружка-перебежчика, который в итоге отдал богу душу в антикварной лавке инопланетян. Цель у научного сотрудника Ирины (по мнению Джонса, девушка – из Восточной Украины) – все узнать, чтобы повелевать миром. Из сюжетных намеков следует, что завербовал "наш ответ Ларе Крофт" сам Сталин. Видимо, отряд советских головорезов сильно оторвался от реальности, потому что опять же, по сюжету, страной давно уже правит Хрущев.
На самом деле не верится, что Спилберг вдруг решил раскопать топор "холодной войны". Да и главная героиня Ирина, в исполнении очень хорошей актрисы Кейт Бланшетт, не вызывает явной неприязни, в отличии от уже упомянутого "друга" Джонса. Ну, да, не очень, быть может, умная, но она потому и стремится к знаниям и в итоге получает. Скорее, врагов в виде "товарищей" Спилберг изобразил по привычке, что свидетельствует о некоторой лени при выдумывании сюжета. Такая получается ситуация: россиянам уже не обидно, а просто смешно, что их так изображают. И уже неважно, чем там руководствовался режиссер, слушать его никто не будет. Наверное, именно в этом дурацком стереотипе и проявился возраст Спилберга. Стареем, стареем…
О личном
Представляете, оказывается у Джонса есть сын! А под конец появляется еще и жена. И именно это предлагаю считать главной нелепостью фильма. Что же получается? Старый холостяк, практически Джеймс Бонд от мира археологии, проживший семьдесят без малого лет в одиночестве и периодическом сожительстве с красивыми девушками, вдруг чего-то начинает ностальгировать, встречает некую старую женщину и вроде как снова к ней что-то начинает чувствовать. А тут еще обнаруживается, что у них сынок общий, так что отказываться вообще нехорошо. Вроде как сценарист и режиссер попытались заложить глубокий смысл, мол, семья – единственная и вечная ценность. Но, увы, не получилось. Почему?
А потому что не надо было Форду перед премьерой ходить и кричать: "Я не старый, я не старый!". Ну, и что, в итоге все поверили, что молодой дух действительно может жить в этом немолодом теле. Седина в бороду, бес, как говорится, в ребро. Ну, так уж тогда бы и оставался до конца Индианой Джонсом: крутил бы роман "а ля-бонд, джеймс бонд" с противницей Ириной. Но изображать доброго семьянина и однолюба у Форда получается еще хуже, чем нестареющего красавчика. |