Сергей Скуратов - о болевых точках гражданской авиации и методах обезболивания
На прошедшем II Международном транспортном форуме "Транспорт России-2008" в Сочи глава Росавиации Евгений Бачурин перечислил основные кризисные точки в сфере гражданских воздушных перевозок. В длинном списке Бачурина значились старение авиапарка и сокращение числа самолетов, отсутствие развития рынка местных перелетов, рост цен на авиационный керосин, снижение количества аэропортов и увеличение доли полетов через столицу, в том числе "пересадочных" и не очень удобных. Какие топливосберегающие самолеты помогут гражданской авиации меньше зависеть от цен на керосин? Какой аэропорт готов стать центром региональной авиации на Урале? Что за сюрприз приготовили в "Уральских авиалиниях" екатеринбуржцам накануне лета и какими новинками пополнится авиапарк компании в ближайшее время? Об этом и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов.
Вопрос: Прошел II Международный транспортный форум в Сочи. На сколько важен для авиации и для авиакомпаний?
Сергей Скуратов: Ну, первое, он вырабатывает транспортную стратегию России до 2030 года, что для нас очень важно. Мы более объемно понимаем цели и задачи, которые ставит государство, в частности перед гражданской авиацией, особенно перед авиакомпаниями, что позволяет нам планировать нашу деятельность. Поэтому видеть в общем до 2030 года очень важно.
Второе – на этом форуме проходит масса встреч, на которых мы решаем и частные проблемы – формирование новых трасс, частотной политики – это для нас очень важно, потому что руководители авиакомпаний не так часто встречаются в одном кругу. И сегодня в период подъема экономики, что особенно ярко видно за последние восемь лет, развитие транспортных путей и сообщения очень важно. Поэтому такие встречи, где организованы дискуссии между работниками всех видов транспорта – это и железнодорожный, и авиационный и автомобильный, – они очень полезны для понимания общей ситуации.
Вопрос: На Форуме ведь и договоры заключаются?
Сергей Скуратов: Заключение договоров – тоже возможный вариант взаимодействия на Форуме. Трассы, конкретные направления, линии связи обсуждаются. Возможно, будут реализованы некоторые проекты по связи Сочи с Таджикистаном, с Грузией и ряд других направлений.
Вопрос: Как по-Вашему, со времени проведения предыдущего Форума Сочи сильно изменился?
Сергей Скуратов: Изменился сам город, это очень видно. Я периодически бываю в Сочи, и вижу, что город обновляется, город строится, улучшается инфраструктура, качество жизни повышается. Для нас это очень важно – в связи с этим (ну, и со многим другим, конечно), пассажиропоток в Сочи вырос в зимний период более чем на 30%, в летний ожидаем, что рост составит более 40%.
"Уральские авиалинии" планируют в летний период по некоторым дням в неделю делать до трех рейсов в день в Сочи. Причем, будут использоваться самолеты, наиболее любимые пассажирами – это Ил-86 и А-320. Нашего парка вполне достаточно, чтобы главное направление летом – южное направление - перекрыть этими самолетами.
Вопрос: Сергей Николаевич, Вы сказали о росте цен. Как Вы думаете, цена на авиатопливо будет повышаться в ближайшее время?
Сергей Скуратов: Цена на авиационный керосин, я думаю, будет еще повышаться. Только за начало этого года цена выросла более чем на 30% - это катастрофа! Сами понимаете, что в стоимости билета львиную долю занимает цена авиационного керосина, поэтому мы просто вынуждены идти за ценой топлива и в какой-то мере повышать стоимость билетов. Но с приходом самолетов А-320 обстановка в тарифной политике становится более благоприятной. Эти самолеты имеют маленький расход топлива, поэтому повышение цены билета будет непропорционально меньшим росту цены топлива.
Вопрос: У "Уральских авиалиний" есть четыре самолета А-320. Каковы дальнейшие планы по обновлению авиапарка?
Сергей Скуратов: Самые грандиозные! Как мы планировали два года назад начать освоение Airbus, так мы по этому плану и идем, даже с некоторым перевыполнением. Сейчас у нас четыре самолета А-320, пятый получаем через две недели, шестой, вероятно, в августе. Шесть самолетов в этом году – это очень большой объем перевозок, при том условии, что все остальные самолеты продолжают летать. В следующем году мы планируем приобретение еще трех-четырех самолетов, но уже известно, что в 2012 году мы получим семь новых Airbus, прямо с конвейера, так что, я думаю, к 2013 году флот у авиакомпании будет: 14-16 Airbus'ов и мы предполагаем, что к этому сроку мы возьмем в лизинг дальние самолеты – типа Боинг-767 – несколько машин, то есть сможем предоставить услугу беспосадочных перелетов нашим пассажирам, которые летят в Бангкок, Хайнань и по ряду других направлений.
Вопрос: Прошли летные испытания самолета Суперджет-100. Как Вы оцениваете его возможности и планируете ли пополнить им свой парк?
Сергей Скуратов: Мы подписали протокол о намерении на пять Суперджетов. Интересный самолет. Это самолет несколько другого класса, он заменяет Ту-134, такие нам тоже нужны, в меньшей степени, чем большие суда, но мы все равно будем приобретать – а вообще желательно брать в лизинг самолеты Суперджет-100.
Вопрос: Начала работать объединенная авиастроительная корпорация, какого мнения Вы о ее работе? Можно ли делать уже какие-то выводы?
Сергей Скуратов: В этой корпорации пока один перспективный самолет – это Суперджет, если реально смотреть на вещи. Я имею ввиду из гражданских воздушных судов. Но эта корпорация строит фантастические военные самолеты, которые являются лучшими в мире. А по поводу гражданских – мы ждем массовое производство Суперджета.
Вопрос: Стартовал новый летний чартерный сезон. Как Вы его оцениваете?
Сергей Скуратов: Он отличается от предыдущего в два раза. Сегодня плановая сводка за 22 дня показала, что объем чартерных перевозок к такому же периоду прошлого года – 217%. Очень много стали летать наши пассажиры, по всем направлениям, увеличилась частотность, есть и новые проработки, в частности, остров Хайнань, мы туда впервые в этом году полетели, очень интересный рейс и хорошо загружается. Мы открыли регулярный рейс в Милан, предполагаем, что этот рейс будет круглогодичный, ну, и ряд других направлений.
Вопрос: Может, еще планируете развивать какие-то направления? Поделитесь, пожалуйста.
Сергей Скуратов: Все направления мы открываем по желаниям наших клиентов. Мы же не аэроклуб и не летаем просто так, потому что нам хочется. Если есть заявки – мы готовы лететь куда угодно, вплоть до Северного полюса. Скажут лететь туда – полетим и туда. Все направления, включая эти новые – это направления, по которым хотят лететь наши люди.
Вопрос: Тогда, если позволите, поговорим о местных перевозках. Что Вы можете сказать о развитии региональной авиации? Сейчас этому вопросу уделяется много внимания.
Сергей Скуратов: Региональные перевозки чрезвычайно необходимы уральскому региону. Сегодня они умерли. Возникает проблема и ее нужно как-то решить. Государство предприняло шаги по развитию региональной авиации, в бюджете страны заложены достаточно большие финансовые ресурсы на воссоздание гражданской авиации в области местных воздушных перевозок, причем часть финансовых ресурсов будет вливать государство, часть – коммерческие структуры.
Интенсивно, на мой взгляд, этим бизнесом будет заниматься УГМК, по крайней мере, в разговорах и встречах с УГМК прослеживается правильная тенденция – заниматься местными воздушными авиалиниями на базе аэропорта Уктус, который сегодня приобретается этой структурой. Естественно, это интересно и авиакомпании "Уральские авиалинии", полагаю, это будет такой конгломерат, совместный проект, в котором будут участвовать и государство, и УГМК, и "Уральские авиалинии". В итоге мы родим это дитя, которое называется - местные воздушные перевозки.
Вопрос: Сколько должен стоить билет на местных перевозках, чтобы они были востребованы?
Сергей Скуратов: Если билет будет стоить больше тысячи рублей, то сама идея будет похоронена. Поэтому все участники этого процесса примут усилия, чтобы тарифы были разумные и в любом случае дешевле тысячи рублей – в зависимости от расстояний. Есть Североуральск – 550 километров, есть Ирбит, до которого 160 километров. Соответственно, разные тарифы.
Вопрос: А какова будет доля государства в этом проекте?
Сергей Скуратов: Цифр пока нет. Есть идея, твердое слово государства, что страна готова принимать в этом участие при условии, что и бизнес вложит свои финансовые ресурсы.
Вопрос: Сергей Николаевич, и о нововведениях в Вашей компании. "Уральские авиалинии" предоставили клиентам услугу "Электронный билет", может быть, есть уже первые итоги?
Сергей Скуратов: Электронный билет мы ввели, это услуга мирового уровня, без этой услуги просто невозможно летать в западные страны – это непременный критерий для полетов. Мы считаем, что это очень перспективно, это снижает наши расходы и позволяет нам в какой-то степени разговаривать о снижении тарифов, или в меньшей степени говорить о росте тарифов. Поэтому электронный билет – это здорово. Параллельно с этим мы прошли еще стандарты качества IOS. Это очень важная вещь, все западные компании проходят эти стандарты, и мы успешно прошли этот аудит, что, я думаю, тоже даст толчок в отношениях с западными компаниями.
Вопрос: Как продвигается строительство офиса компании в "Кольцово"?
Сергей Скуратов: В конце июля "коробка" будет готова, а к новому году, думаю, мы закончим это дело и переедем в большой офис. Мы сегодня работаем на семи площадках, представляете, как разбросана авиакомпания? Это и коммутационные связи затруднены, и человеческое общение, где-то и дисциплина падает, поскольку всех не вижу. Новый офис сформирован с современными достижениями электроники, там совершенно первоклассные комнаты переговоров, первоклассное оборудование для показа наших достижений, будет музей "Уральских авиалиний", где мы покажем фотографии всех наших ветеранов.