Подрезанные крылья российской авиации
У России большие проблемы с авиатопливом. Об этом говорили эксперты, депутаты, авиакомпании так просто "кричали" на каждом углу, но только вчера собственно пассажиры смогли ощутить на себе всю абсурдность ситуации: в стране с крупнейшими запасами нефти, которыми мы не перестаем гордиться, закончился авиакеросин! По крайней мере, в отдельно взятом аэропорту ("Внуково") у отдельно взятой авиакомпании ("Атлант-Союз"). Частности частностями, но из-за отсутствия топлива вовремя не смогли вылететь 9 рейсов, а это более 2 тыс. пассажиров. И вот тут уже невольно задумаешься – что же будет дальше?
Конечно, причина отсутствия топлива во "Внуково" – не в высокой цене на керосин, а в несогласованности действий поставщиков. Однако, если посмотреть на этот случай в контексте последних событий, становится немного не по себе. Так получилось, что для подготовки этой публикации как раз накануне наша редакция сделала запрос в ТОАП - Торговый Дом "Топливное обеспечение аэропортов", который как раз и занимается поставкой авиакеросина для "Атлант-Союза". Вопрос касался недалекого будущего: не возникнет ли дефицита авиатоплива в связи с переходом с 5 сентября России на американо-европейский стандарт реактивного топлива? Но мы никак не ожидали, что ответ придет настолько быстро – буквально через полчаса стало известно о том, что у ТОАП возник дефицит не какого-то топлива будущего, а самого обычного авиакеросина. После этого остается с содроганием ожидать, что же будет осенью.
Все в нашем мире, как мы знаем, взаимосвязано. К примеру, ТОАП, по данным газеты "КоммерсантЪ", винит в срыве поставок РЖД (правда, железнодорожный монополист от вины своей открещивается, в общем, кто виноват – не разберешь), а между тем как раз московские железнодорожники недавно устроили забастовку и обещают ее продолжить. И вот тут их "коллеги" от авиации решили не отставать и всеми доступными методами (а летчикам, в силу ответственности их профессии, доступно не очень многое) бороться за снижение цен на керосин.
Именно сегодня президиум Профсоюза летного состава России (ПЛСР) решает, будет ли все-таки глобальная забастовка летчиков или нет. По словам президента ПЛСР Мирослава Бойчука, все другие средства уже исчерпали себя.
"Мы обращались во все инстанции, писали письма, но реакции не последовало", - рассказал нашему агентству Мирослав Бойчук. Профсоюз обещает, что в случае, если забастовка все-таки будет объявлена, к ней присоединятся сотрудники крупнейших авиакомпаний страны. Вчера получить комментарии по этому поводу в "Аэрофлоте" не удалось, но в других компаниях, упомянутых в числе возможных бастующих, говорят, что забастовки как таковой не будет. В то же время компании разделяют возмущение чрезмерно высокими ценами на авиакеросин.
"У нас нет информации о том, что готовится забастовка. Наоборот, у нас скоро будет подписание коллективного договора, и представители профсоюза не заявляли о своем намерении участвовать в какой либо акции протеста", - рассказала Накануне.RU представитель ФГУП "Пермские авиалинии" Лола Тиводар. "Забастовок летчиков в "Уральских авиалиниях" не будет, поскольку мы осознаем ответственность перед пассажирами, купившими билеты и рассчитывающими на заслуженный отпуск. Однако при этом, если понадобится поддержать требования профсоюза летчиков России о стабилизации авиатоплива петицией или голосами, то мы сделаем это, вне всяких сомнений", - говорят в дирекции "Уральских авиалиний".
Вообще, ситуация, когда, по сути, сотрудники готовы объявить забастовку в поддержку требований своего работодателя, нетипична для России, да и для любой другой страны. "Повышение цены керосина до 33 тыс. руб. за тонну ставит под вопрос рентабельность эксплуатации отечественных воздушных судов, - сетует Мирослав Бойчук. – А это наши рабочие места. И думаю, что менеджмент авиакомпаний особо возражать против этого не будет, и я не исключаю такой вариант, когда менеджмент компаний поддержит нас".
Аккурат перед началом летнего сезона в аэропорту "Кольцово" произошло очередное повышение цен на авиатопливо. Впрочем, екатеринбургский аэропорт не стал исключением – подобная ситуация сложилась во многих российских аэропортах. Кстати, по этому поводу особенно переживают туроператоры. Недавно во время выставки "Уральское небо – 2008" директор турфирмы "Мир" Сергей Бузько заявил, что компаниям бывает просто неудобно перед туристами, когда за день до полета (а иногда и за несколько часов) приходится просить с них доплатить, поскольку повысился топливный сбор. Обвинения аэропорты переадресовывают топливно-заправочным компаниям, которых в России не так уж много. И почти все они являются "дочками" нефтяных компаний. Куда смотрит ФАС – непонятно.
"В ФАС обращались, но ее действия были, скажем так, "точечными", в отдельных аэропортах. Например, в аэропорту "Кольцово". Но результатов такая деятельность не дает. А между тем, цена тонны керосина в аэропортах московского аэроузла уже составляет 27,5 тыс. руб. и ее обещают повысить еще на 20%", - говорит Мирослав Бойчук. Естественно, заправочные компании ссылаются на "мировое зло" – рост цен на нефть.
С одной стороны, все вроде бы логично, но ведь речь идет не о какой-то чужой стране, которой можно и нужно продавать нефть подороже. Речь идет о российских гражданах, которые в скором времени могут очень сильно пострадать из-за отсутствия доступных билетов на самолет. Недавно за ситуацию наконец-то обратили внимание депутаты Госдумы. Профильный комитет принял решение подготовить проект обращения ГД РФ в Правительство России. |
"Мы недооцениваем то, что происходит сейчас на авиационном рынке в связи с ростом цен на авиатопливо. Мы можем столкнуться с серьезной социальной проблемой, когда люди придут покупать билеты в период отпусков после 1 июня", — заявил по завершении заседания председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев. По словам президента фонда "Партнер гражданской авиации" Олега Смирнова, только за год цены на авиационное топливо выросли на 70%. "Понятно, что основные нефтяные компании, контролируемые государством, являются коммерческими предприятиями, и их цель — приносить прибыль своему главному акционеру. Однако отечественные авиационные предприятия выполняют не менее важную функцию обеспечения транспортного единства страны", — подчеркнул он. Эксперт также отметил, что дальнейшее повышение цен на авиатопливо сильно бьет по социальному состоянию людей и авиакомпаний, которые уже имеют удельный вес расходов на авиатопливо до 60% от всех расходов, тогда как среднемировой уровень – 23-24%.
Выступивший на заседании генеральный директор уже знакомого нам торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский заявил, что в России "поставили всю отечественную промышленность и транспорт в зависимость от игр американских биржевых спекулянтов". По его утверждению, "отечественного рынка нефтепродуктов нет".
Именно он сообщил, что принятый недавно технический регламент по топливу предусматривает с 5 сентября этого года переход всей страны на американо-европейский стандарт реактивного топлива, к которому наша нефтяная промышленность не готова. |
Но все это лишь печальная констатация фактов. Представители аэропортов вновь и вновь предупреждают о возможных повышениях цен, авиакомпании, в свою очередь, повышают топливные сборы, а платит, в итоге, за все пассажир. Страшно подумать, что будет с введением американо-европейского стандарта. А пока чиновники не торопятся решать проблемы авиаторов, а нефтяники, в отсутствии конкуренции и внимания антимонопольщиков задирают цены все выше. Вот и получается, что российским авиаторам подрезают крылья еще на взлетной полосе.