Возврашение платных входящих. Пока в Европу
То, к чему мы только-только пришли, упраздняется в Европе. Еврокомиссия заявила о том, что не станет препятствовать сотовым операторам в том, чтобы брать деньги за входящие звонки. Даже если клиенты и будут недовольны. В свое время в России введение принципа Calling Party Pays (СРР – платит звонящий) объясняли заботой о потребителях и приводили в пример "цивилизованные европейские страны", где такой принцип существовал давно и был как нечто само собой разумеющееся. Теперь же Европа показала, что и за входящие можно брать плату.
Между тем, российские сотовые операторы говорят, что по европейскому пути мы не пойдем – плата за входящие введена не будет. "В Европе в настоящий момент работает принцип "платит звонящий" (CPP), плату за входящие никто из операторов пока не ввел. И мы не знаем, будут ли они это делать. В России до июля 2006 год взималась плата за входящие звонки, пока не вступил в силу новый закон о связи, а с ним "принцип платит звонящий". Для нашей страны это была очень сложная реформа, все очень долго к этому готовились, сначала министерство, а потом операторы. Переход на CPP прошел очень успешно, в итоге абоненты даже выиграли. Представить себе, что сейчас резко все поменяется, невозможно", - заявила Накануне.RU пресс-секретарь компании "Вымпелком" Екатерина Осадчая.
О том, что европейские изменения не коснутся России, говорят и в компании МТС. "Данное изменение не отразится на стоимости роуминга для российских абонентов. Что касается введения подобных изменений в России, то в настоящее время для этого нет предпосылок. Действия регулятора в части контроля за тарифообразованием, в том числе и введение принципа "платит звонящий" (CPP ), направлены на обеспечение максимально выгодных условий для потребителей", - утверждает пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Ирина Осадчая.
В пресс-службе Мегафон-Урал Накануне.RU сказали, что введение принципа "платит звонящий" был определено государством, и решение об его отмене будет приниматься на уровне государственных органов. Но если решение об отмене принципа СРР будет принято – это станет достаточно революционным шагом, который на данный момент не совсем целесообразен, несмотря на то, что для операторов сотовой связи он открывает дополнительные возможности для снижения стоимости исходящих вызовов.
С мнением представителей сотовых компаний о том, что вводить в России платные входящие не стоит, также согласны эксперты. "Тарифы с платными входящими существовали в России до середины 2006 года, и потом была введена система "платит входящий". Наши регуляторы обосновывали это заботой о потребителях. Если вдруг регуляторы захотят отыграть в обратную сторону, это будет нелогично", - подчеркивает аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов.
Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Анна Крылова напоминает, что в России с введением СРР появилась проблема с "городскими" номерами, но ее решили. "Многие бизнесмены, когда были отменены "городские" сотовые номера, остались недовольны, что теперь их клиентам придется платить, если они звонят с городских телефонов. А накладывать на клиентов нежелательные расходы - с точки зрения бизнеса последнее дело", - отмечает Анна Крылова. Она добавляет, что решением проблемы стало выделение "городского" номера с переадресацией на соответствующий сотовый номер, и за эту переадресацию уже платит тот, кто вызов получает. В целом же, по мнению аналитика ИК "Антанта-Капитал", платные входящие - несправедливое явление, поскольку услугу должен оплачивать тот, кто ее инициирует, а в данном случае это лицо, совершающее вызов.
Однако российские сотовые операторы, отменив платные входящие, повысили стоимость исходящих. Как заявили Накануне.RU в пресс-службе Мегафон-Урал, были установлены межоператорские расчеты, определенная плата за пропуск трафика в сети, что сказалось на увеличении стоимости первой минуты разговора. "Введение принципа СРР показало, что это была не забота о потребителях. Сотовые компании улучшили свои показатели, и сейчас такое положение вещей всех устраивает, операторы спокойно оказывают услуги по более высоким ценам", - также заметил Илья Федотов.
Тем не менее, сотовая связь в России заметно дешевле, чем в Европе. "В ЕС стоимость sms составляется порядка 30 евроцентов. В России же, напротив, стоимость услуг мобильной связи уже в течение нескольких лет не подвержена инфляционному росту (на фоне общего инфляционного роста потребительских расходов)", - подчеркнула пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Ирина Осадчая. Но, по мнению ведущего аналитика Comnews Research Сергея Половникова, это происходит вовсе не из-за щедрости наших сотовых операторов. "В России сотовая связь стоит меньше, потому что издержки на нее меньше. Если в стране низкие издержки на связь, то и цены будут ниже. Однако психологические пороги, ниже которых стоимость связи опускаться не может, все равно есть", - говорит аналитик.
Вместе с тем, международный роуминг для россиян намного дороже (одна минута разговора стоит порядка 50-60 руб.), чем для европейцев. Аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов полагает, что причиной этому является непрозрачная система взаиморасчетов российских операторов с международными, а также желание повысить за счет международного роуминга свои доходы. "Маржа у них явно очень высокая. Если брать тарифы Ростелекома, то они в разы ниже, чем у сотовых компаний", - добавляет Илья Федотов. |
Сергей Половников объясняет высокие цены на международный роуминг тем, Еврокомиссия в прошлом году вынудила сотовых операторов ввести низкие роуминговые расценки в Европе, но они не ограничила расценки для международного роуминга. Когда человек приезжает за рубеж, то платит принимающему оператору и своему. "Европейские операторы ввели непомерно высокие тарифы именно для гостей. Российские операторы не такие жадные, расценки у нас для европейских компаний ниже", - говорит ведущий аналитик Comnews Research. По его словам, тому, кто хочет сэкономить, проще купить местную сим-карту. В Европе это уже не представляет такой проблемы как раньше, когда "симки" просто не продавались, а абоненты заключали с оператором контракт на определенный срок.
Как полагает ведущий аналитик Comnews Research Сергей Половников, предоставление свободы выбора абоненту было бы более оптимальным вариантом, чем поголовная отмена платных входящих. "Принцип "платит звонящий" хорош, но не идеален. Идеальной является система, когда существуют тарифы с бесплатными входящими для любителей поговорить, но тогда и исходящие звонки должны быть дороже. Для тех, у кого входящие платные, цены на исходящие ниже. А могут быть и тарифы с платой за соединение", - считает Сергей Половников. По его мнению, правильной бизнес-моделью является отсутствие какого-либо безлимитного "халявного" тарифа, в противном случае сеть перегружается из-за большого объема звонков и переговоров.
Однако, как уверен ведущий аналитик Comnews Research, бесплатные входящие необходимы на определенном этапе развития рынка сотовой связи, хотя бы для того, чтобы приучить людей много разговаривать по телефону. "Два года назад, когда не было принципа "платит звонящий", разговаривали гораздо меньше. Сейчас, если вам позвонили, особенно с домашнего и рабочего, можно болтать бесконечно. Но халява всегда заканчивается", - добавляет Сергей Половников. Как скоро она закончится в России – неизвестно. Но явно не в ближайшее время.