В ожидании очищения
Накануне на "Правительственном часе" в Госдуме министр культуры РФ Александр Авдеев категорично раскритиковал российские телеканалы за низкое качество программ. Он заявил, что "телевидение замусорено низкопробной, низконравственной продукцией, которая наносит вред и не дает пользы".
Авдеев сообщил, что с 2009 года в российской киноиндустрии будет действовать национальный заказ на производство фильмов. Это должно в корне изменить ситуацию. Будут приглашены выдающиеся кинорежиссеры, кинооператоры, лучшие актёры. На это будут выделены "значительные средства".
******
Как долго мы ждали этих простых, понятных и так для многих, очень многих россиян, уже, в общем-то, очевидных слов. Ибо всякому разумному человеку сегодня уже привычно, что включив кнопку телеящика на "Первом" или иных каналах, он всегда, в любое время суток, с большой долей вероятности рискует выплеснуть в свой собственный дом пошлость, примитивизм, ложь, пропаганду сексуальных извращений, стяжательство и криминал.
Что характерно – в итоговой программе дня на том же "Первом" об этих честных, рубленых словах нового министра культуры не было сказано ни слова. "Время" сказало лишь о грядущем повышении зарплат у работников культуры и… все.
О главном же, о ключевом, мудрые телебонзы по известным причинам не сказали вообще ничего, элементарно хамски вырезав важнейшую и программную часть выступления министра Авдеева из вполне официального, казалось бы, репортажа.
Зато в том же выпуске россиянам в очередной раз было поведано что-то о губах и заднице Анджелины Джоли.
******
Сегодня складывается ощущение, что главной целевой аудиторией российских телеканалов являются люди с убогой и примитивной психологией, исповедующие культ потребления и готовые идти по трупам ради собственного благополучия.
Простой пример – буквально накануне вечером включаю телеящик на "Культуре" … а там во весь экран, сияя своей блестящей физией вещает господин Швыдкой: "Сегодня об образовании детей в России должны заботиться только их родители". Чтобы не материться при жене и детях, немедленно переключил кнопку и ушел курить.
Накануне, подводя итоги прошедшего телесезона ведущие российские телебонзы хвалились своими "успехами и достижениями". Так, Эрнст в заслугу себе поставил показ лживого, чернушного, в очередной раз опошляющего и извращающего нашу с вами историю сериала "Апостол". А в один ряд с ним (в ряд, по его мнению – "успехов") он добавил такие тошнотворно-вычурные телелубки, как "Две звезды", "Минута славы", "Фабрика звезд" и даже "Король ринга".
Казалось бы, уже – все, приехали, дальше некуда. Ан, нет. В этом смысле всех мастерски переплюнул господин Кулистиков (НТВ), в пароксизме откровений выдавший даже – "Окрестные племена гастарбайтеров выучат русский только за то, что им разговаривает Галкин. Телеартист посильнее Ильича. Тот с последышами разъял империю — Галкин у телеэкранов воссоединил ее".
Все. Тушите свет. Если выдавший сию тираду Кулистиков хоть на один процент серьезен, то это, простите, уже клиника, и разговаривать с подобными кулистиковыми, швыдкими и эрнстами больше не о чем.
******
Нам просто надо четко понять, а поняв – зарубить себе на носу и закрепить в виде непреложного тезиса: если порно-, пошло-, криминально-, извращенческо-сексуальные- "звезды" на нынешнем российском TV зажигают, то это действительно кому то очень нужно (только точно – не нам с вами).
И все эти элементы СИСТЕМЫ ОБОЛВАНИВАНИЯ – вовсе не так безобидны, каковыми кажутся на первый взгляд. Сложенные в единое целое, они совокупно представляют собой то, что всегда называлось подрывной деятельностью. Причем, этих элементов воздействия в современном технологическом и телевизионном мире стало много больше, чем во времена Советского Союза, и они стали более изощренными.
Это явление само по себе, безусловно, многогранно и нелинейно, хотя все применяемые для этого фокусы просты и примитивны, как хозяйственное мыло. Но, несмотря на всю их примитивность, надо признать – сегодня они в России работают.
Главную роль в том, что эта халтура работает, играет тот факт, что именно производящие их господа сегодня обладают в России очень мощным спектром воздействия. И в первую очередь, это относится к нашему телевидению. К тому самому телевидению, про которое еще небезызвестный либерало-балабол Керенский на пороге своей смерти (долго и сладко жил между прочим, никак его Бог к рукам прибрать не хотел – не нужен ему, видать был) говаривал, что если бы, мол, в 17 году в России было телевидение, то он бы и по сей день ею правил…
А телевидение – инструмент и вправду мощнейший. Он настолько эффективен, что многие люди просто потеряли иммунитет и воспринимают буквально всё, что им впаривают.
И мало того, что в нашу телевизионную эпоху основоопределяющий тезис-аксиому рыночной торговли "спрос определяет предложение" давно выброшен использованной бумажкой в мусорное ведро – так как сегодня именно предложение - в навязчивых образах, в агрессивной рекламе, в жестко навязываемом стиле жизни - определяет спрос.
Страшнее другое – именно навязываемый нам из телеящика стиль жизни мало-помалу, вроде бы незаметно, но настойчиво разрушает все те первоосновы, на которых зиждется государство, Россией именуемое.
В итоге общество утрачивает свою моральную основу, на которой строятся разумные отношения людей друг с другом. Вместо этого человек становится алчным потребителем телепродукции, которая разжигает его низменные инстинкты и попросту отучает думать. В итоге он уже не способен ни защищать Родину, поскольку не понимает, "какой кайф" он получит от этого, ни развивать экономику, поскольку "напрягаться" - неправильно. "Гламурные" телегерои не напрягаются, а живут "прикольной" легкой жизнью и учат так жить население. Но с таким "обработанным телевидением" народом российское государство обречено на деградацию и гибель.
Этот стиль жизни уже практически внедрил чисто потребительское отношение к жизни и, следовательно, абсолютное пренебрежение к чужой человеческой жизни – как таковой.
Этот стиль утверждает в сознании пренебрежение любыми моральными ограничителями, на протяжении веков выработанных российским социумом, низводя их до уровня глупых предрассудков, на счет которых "нудно морализируют" отсталые "предки-лузеры".
Этот стиль очерняет и втаптывает в грязь нашу российскую историю, особенно применительно к ХХ веку, когда весь сложный, трудный и местами кровавый (не без того!) процесс восстановления Империи подается как сплошная гнусь и непотребство.
Этот стиль разрушает семейные ценности, выпячивая на первое место только и исключительно беспорядочные половые связи (чем больше – "тем лучше"). Нет, я вовсе и ни в коем случае не пуританин, Боже упаси, но господа, когда только такой, и никакой иной образ жизни подается как норма, а, наоборот, такая вроде бы банальная вещь, как "одна и единственная семья", становится нонсенсом и моветоном…
Ведь необходимый по сюжету эротический эпизод в хорошем фильме – это одно. Но регулярные, низведенные до процесса ежедневного отправления естественных потребностей беспорядочные "трахи" (как физические, так и моральные – на уровне предательства, "подстав" и т.п.), транслируемые ныне с экранов, – все же несколько иное.
******
И, казалось бы, мы вновь упираемся в неразрешимую дилемму. С одной стороны, вычищать российский телеэфир от пошлости, насилия и прочего непотребства совершенно необходимо. С другой, очевидно: лобовые, кондово-законодательные способы решения этой проблемы здесь также работать не будут.
Потому что сегодня по большей части телевидением правит его величество господин Рейтинг. А когда нужность или ненужность показываемого определяется практически исключительно и только этим критерием, все будет происходить ровно так, как оно и происходит, и никак иначе. Потому что каждому ясно – если одновременно на двух каналах в прайм-тайм показывать, с одной стороны, сюжеты о жизни людей труда, о жизни людей-созидателей, на земле российской живущих, а, с другой – голые задницы, то рейтинг задниц будет подавляющим. Равно как и рейтинг трахов, насилия, пошлятины, именуемой юмором и копания в нестиранном белье многочисленных комедиантов.
Но, думается, на самом деле эта проблема решаема. Способ есть, но только он не очевидный, "пиаро-выгодный", и не быстрый. И основывается он на двух основных компонентах: первый - это кадры, а второй, как ни странно, - банальные деньги.
Проблема подбора кадров (которые, как известно, решают все) первостепенна хотя бы потому, что порядочный, умный и нравственно чистый человек просто не сможет нести с экранов пошлость и скабрезность (совесть ему не позволит) – будь то редактор или ведущий. И наоборот – никогда не сможет Ксюша Собчак донести до народа с экрана вещи духовные и светлые – просто потому что у нее таковых в наличии не имеется.
Мне возразят – но ведь эти ксюшесобчаки приносят рейтинг, а значит – рекламные деньги…
Сегодня только сильно тупой человек не додумается до простой мысли, что если корявую табуретку с утра до ночи показывать по всем центральным телеканалам, то через некоторое время рейтинг узнаваемости этой самой корявой табуретки достигнет запредельных высот. Что – впрочем, никак не будет связано со степенью народной любви или, наоборот, народного отвращения к сему предмету.
Как пример – буквально накануне в Екатеринбург на День молодежи кто-то из сильно "умных" пиарщиков привез народу на показ самых что ни на есть "телезвезд" – придурков обоего пола из небезызвестного "Дома-2". И что – местная молодежь в едином порыве искренне, горячо и недвусмысленно выразила свою горячу любовь к просвятителям сердец человеческих, хором называя их ровно теми эпитетами, коих они заслуживают, закидывая банками и бутылками с водой и пивом, а затем народ в едином порыве ломанулся на сцену, дабы руками и ногами выразить народным любимцам всю свою признательность.
От заслуженной "минуты славы" заезжих "звезд" спасла милиция, сумевшая – таки удержать толпу.
Но почему-то у меня нет сомнений, что несмотря на явные симптомы столь бешеной "популярности" и "любви" народной, сей телелубок продолжит свое существование…
Добавлю от себя и мою личную, чисто субъективную догадку: производить интеллектуальный, нравственный и при этом – качественный и интересный телепродукт гораздо тяжелее и затратнее (при этом – будучи не уверенным за его будущий рейтинг), чем лабать "Домы-1,2,3…", "За стеклом" или всяческие "шоу" типа "Сука-любовей" (с гарантированным высоким рейтингом). Так на хрена, спрашивается, тужиться? И любой нормальный человек (а любой из нас в душе немного лентяй, пусть даже ТV-редактор) неизбежно приходит к очевидному, казалось бы, выводу. Но.
Сегодня большинство российских телеканалов так или иначе находятся под контролем государства. Хорошо это или плохо – это другой вопрос, главное – этот контроль есть. Значит, - есть способы ВОЗДЕЙСТВИЯ на информационную и редакторскую политику этих телеканалов. Протекционистские. Разрешительно-ограничительные. Кадрово-"назначительные". Наконец, те же финансовые.
Значит, необходимо весь этот инструментарий осторожно, но уверенно задействовать – для того, чтобы скверну и разврат на телеэкраны выпускать стало элементарно невыгодно. И наоборот – чтобы интеллектуальный, нравственный и при этом – качественный и интересный НАШ СОБСТВЕННЫЙ телепродукт поощрялся и имел перед собой постоянный "зеленый свет". Чтобы он в итоге элементарно выгодным стал.
Понятно, что дело это не одномоментное. Понятно, что процесс выдавливания скверны будет проходить постепенно и незаметно.
Но то, что это надо начинать делать, сегодня становится все более и более очевидно. Слава Богу, теперь, кажется, это уже начали понимать и наверху.
******
"Нас не может не радовать назначение нового министра культуры – человека православного, стоящего на позиции отстаивания национальных интересов России, и понимающего, что без обращения к духовным корням, духовным традициям, положительному созидательному опыту, накопленному нашим народом – невозможно строить новую жизнь", – заявил известный православный политик, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала "Русский дом" Александр Крутов, комментируя программную речь нового министра культуры Александра Авдеева, в которой тот обозначил приоритеты духовной направленности в сфере кинематографа.
По словам Крутова, "обычно русские люди склонны надеяться на лучшее, склонны ожидать, что с приходом нового человека что-то изменится, но зачастую наши ожидания не оправдываются в полной степени. Но здесь, возможно, наши ожидания действительно могут оправдаться, потому что человек, который пришел на одну из самых значительных должностей в правительстве, понимает, от чего зависит будущее России, будущее русского народа и будущее русской цивилизации". "Довольно резкое, ясное и четкое выступление министра в Государственной Думе, говорит о том, что в министерство культуры пришел достойный руководитель, – уверен Крутов. – И то, что оттуда убраны некоторые одиозные личности, в частности господин Швыдкой, – также дает надежду на положительные изменения в политике государства".
Очень, очень хочется пожелать всяческих удач новому министру культуры в его благом начинании – очищению современного российского ТV от скверны. Бог ему в помощь.
А мы, как говорится, - будем посмотреть.