Владимир Соловьев: Я признал преступниками людей, расстрелявших семью царя
Спустя ровно 90 лет после расстрела царской семьи в доме Ипатьева было, наконец, со стопроцентной уверенностью объявлено, что останки еще двух детей, найденных прошлым летом на Старой Коптяковской дороге, принадлежат великой княжке Марии и цесаревичу Алексею. Это известие, пожалуй, должно положить конец историям о всевозможных двойниках семейства Романовых и чудесном спасении детей. Занявшийся расследованием этого дела 15 лет назад старший следователь по особо важным делам Следственного комитета Генпрокуратуры РФ, Владимир Соловьев признается, что возобновление следствия считается браком в работе. Но теперь, после идентификации останков Марии и Алексея, в этой истории не осталось "белых пятен". О том, когда дело о захоронениях будет закрыто, знала ли центральная власть о намерениях Уралсовета убить семью императора и может ли она быть реабилитирована, главный эксперт СКП рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Владимир Николаевич, после всех проведенных экспертиз останков великой княжны Марии и цесаревича Алексея можно ли с уверенностью сказать, что в картине расстрела и захоронения членов царской семьи не осталось существенных "белых пятен"?
Владимир Соловьев: Я думаю, что не осталось – и по принятию решения, и по расстрелу, и по захоронению мы имеем почти исчерпывающую информацию. Слава богу, сохранились достоверные источники. Хотя сейчас многие не доверяют "красным" источникам – например, запискам Юровского. Но мы много раз проверяли, и последняя находка – обнаружение останков двух человек – подтверждает, что Юровский участвовал в расстреле, присутствовал на нем и на самом деле указал точное место захоронения.
Справка: В своей "Записке" комендант Дома особого назначения, руководитель расстрела Юровский упоминает точное место захоронения: "Коптяки в 18 в. От Екатеринбурга к северо-западу. Линия ж.д. проходит на 9 версте, между Коптяками и Верхисетским заводом. От места пересечения жел.дор. погребены саж. во 100 ближе к В. Исетскому заводу". Два трупа, чтобы их невозможно было узнать по количеству, сожгли. До 2007 года место их захоронения не было установлено.
Вопрос: Может ли быть вновь поднят вопрос о придании членам царской семьи статуса политически репрессированных?
Владимир Соловьев: Это вопрос достаточно сложный, потому что пропал архив и УралЧК, и Уралсовета, и мы не имеем подлинного решения. Я разговаривал с теми людьми, которые занимаются в Генпрокуратуре вопросами реабилитации, и здесь единственным препятствием остается отсутствие подлинных документов. В юридической практике есть свои тонкости – мы должны иметь перед глазами либо бумаги, либо решение суда о восстановлении статуса этих бумаг. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен.
С другой стороны, у меня двойственное отношение к реабилитации. В отношении царя, я думаю, что реабилитация может произойти, поскольку было формальное решение о его расстреле. В отношении семьи формального решения не было. Я в своем постановлении о прекращении уголовного дела в 1998 году признал людей, расстрелявших царскую семью с окружением, исключая царя, преступниками. То есть людьми, совершившими уголовное преступление – без суда и следствия они убили людей. Скажем, если шел прохожий, прохожего убили, то почему его нужно реабилитировать?
Вопрос: Но ведь ситуации разные, согласитесь?
Владимир Соловьев: Прохожий, приведенный в пример, – жертва преступления. В данном случае люди, расстреливающие семью, осознавали, что совершают преступления. Они это прекрасно знали. В отношении царя формально это решение властей было, а в отношении других людей хочу заметить, что при любой власти, при любом расположении звезд нельзя принимать решение о расстреле больного ребенка, который не совершил никаких преступлений, или, допустим, повара Харитона – ну в чем его обвинить? В том, что суп плохо приготовил?
Справка: Впервые останки девяти человек из числа членов царской семьи и ее окружения были обнаружены еще в 1979 году группой энтузиастов, возглавляемой доктором геолого-минералогических наук Александром Авдониным и кинодраматургом Гелием Рябовым. Основой для поиска служили найденные редкие издания о гибели царской семьи. Летом 1979 года место в районе Поросенкова Лога было вскрыто и обнаружены черепа. К моменту раскопок Рябов располагал экземпляром "Записки Юровского", где было указано место захоронения. После неудавшихся попыток идентификации останков летом 1980 года черепа зарыли. Основное место захоронения не вскрывалось. Весной 1991 года Авдонин обратился в администрацию Свердловской области с заявлением о том, что ему известно место захоронения останков царской семьи. В 1993 по факту обнаружения останков было возбуждено уголовное дело, расследование которого было поручено Владимиру Соловьеву.
Вопрос: Можно ли говорить о том, что действия Уралсовета в июле 1918 года разнились с действиями центральной власти?
Владимир Соловьев: Думаю, что да. В отношении Николая II они нашли общий язык – и с Лениным, и со Свердловым. Была телеграмма из Екатеринбурга, где говорилось, что если они выражают несогласие с расстрелом Николая II, то нужно сообщить об этом. Молчание в данном случае означало согласие. Но дело в том, что и Александра Федоровна, и дочери были германскими принцессами. Отношения между Россией и Германией тогда были очень и очень тяжелыми, поэтому расстрел германских принцесс мог бы вызвать самые негативные последствия. Этот факт тщательно скрывали, и даже посол Иоффе, который вел в это время с Германией и узнал о том, что убита вся семья.
Вопрос: А действительно ли Ленин не был в курсе убийства царской семьи, говоря, что Николай II "жив-здоров"?
Владимир Соловьев: Сообщения копенгагенской газеты в день расстрела говорят только о том, что там на самом деле ничего не знали. Я думаю, что для Ленина это решение тоже было неожиданным. Предусматривался суд, и в качестве главного обвинителя должен был выступить Троцкий. Он уже готовился к этой роли.
Вопрос: Когда может быть прекращено возобновленное в 2007 году следствие по этому делу?
Владимир Соловьев: Как только закончится рецензирование экспертиз. Также пройдет некоторое время, когда мы проведем экспертизу эрмитажной рубахи Николая II. Скорее всего, это случится в самое ближайшее время – уже в этом году.
Вопрос: Случайно или нет то, что окончательные результаты экспертиз были объявлены именно сегодня – ведь с 16 на 17 июля 1918 года и была расстреляна царская семья в Екатеринбурге?
Владимир Соловьев: Вы знаете, может быть случайно, а может быть, и нет. Я думаю, что не совсем случайно, потому что сегодня день памяти царской семьи. Первая экспертиза по идентификации детей была закончена 30 декабря прошлого года. Уже прошло более чем полгода с того момента, как мы могли сказать в каком-то приближении, что это царская семья. Сейчас экспертизы все закончились, бумаги к нам поступили два дня назад. Можно было чуть-чуть раньше, чуть-чуть позже, но коль совпал этот день, почему было не сделать сейчас.
Справка: 25 июля 1918 года Екатеринбург был взят войсками сибирской армии и белочехами. 30 июля 1918 года началось судебное расследование по обстоятельствам исчезновения царской семьи из Екатеринбурга, порученное следователям Екатеринбургского окружного суда. 5 февраля 1919 года Верховным правителем адмиралом Колчаком дальнейшее расследование было поручено следователю по особо важным делам при Омском окружном суде Н.А. Соколову, который вел его до своей смерти в ноябре 1924 года. Следственный комитет Генпрокуратуры РФ в настоящее время располагает 8 томами материалов дела, которое вел Соколов.