Рустам Маматов: "Меткобанк" работает, следуя не только букве закона, но и этическим нормам
Российские банки не очень любят раскрывать секреты бизнеса публично. Но бывают, как всегда, исключения из правил. День рожденья как раз такой повод, когда можно и нужно рассказать о себе. Тем более такая дата как пятнадцатилетие. 15 лет на рынке Среднего Урала - это много или мало, почему "Меткомбанк" превратился из кэптивного в универсальный, зачем нужен банку кредитный рейтинг агентства Moody’s и как банк ориентируется на своего клиента? Об этом и не только в интервью Накануне.RU рассказал председатель Правления ОАО "Меткомбанк" Рустам Маматов.
Вопрос: "Меткомбанк" в этом году отмечает свое 15-летие. Он стоял у истоков развития банковских услуг в России и, в частности, в Свердловской области. Какие определяющие этапы развития банковской системы можно выделить?
Рустам Маматов: На мой взгляд, эти этапы были следующими. Первый – это становление. С 1989 года началось формирование системы коммерческих банков. Своеобразным рубежом здесь стал кризис 1998 года. Это был этап формирования, накопления, первичного развития российской банковской системы. К сожалению, переступить этот порог и продолжить свое развитие, сохранить собственное лицо смогли далеко не все организации. Дальше можно выделить послекризисный этап, когда в массовом порядке начались слияния и поглощения кредитных учреждений. Временные границы этого периода 1998-2003 гг. Следующим стал период появления и усиления иностранного и государственного капитала в нашей банковской системе. Вначале крупные российские банки стали привлекать заемные иностранные средства, которые могли размещаться в России, а затем иностранные деньги вошли в уставной капитал кредитных учреждений. Последний этап, который только начался, и привести можно лишь единичные примеры, это этап народных IPO, когда наши банки, пока самые крупные, государственные, начинают становиться публичными компаниями и, каждый человек может стать их совладельцем и инвестором. Пока это только начало, но я уверен, что любой банк, достигающий определенного масштаба, какую-то часть своего пакета просто будет обязан выставить на IPO. Вполне возможно, что данное положение будет закреплено на законодательном уровне.
Свердловская область – это один из самых передовых регионов по уровню развития банков и банковских услуг. И все эти процессы не могли не найти свое отражение на Среднем Урале. Причем, что отрадно отмечать, это касается не только областного центра, но и небольших городов.
Вопрос: 15 лет – это солидный возраст для кредитной организации. Какие итоги и этапы развития банка Вы могли бы выделить?
Рустам Маматов: Первый этап нашего развития – это работа в формате городского коммерческого банка, когда клиентами организации были физические и юридические лица города Каменска-Уральского. Следующий этап – это появление в банке мажоритарного собственника, компании СУАЛ. В этот период банк смог резко увеличить свои активы, приобести новых крупных клиентов и партнеров, создать региональную сеть, выйти в другие регионы. Затем можно выделить этап, когда собственником банка стала УК Ренова. В это время банк превратился из кэптивного в универсальный финансовый институт. И, наконец, этап, который только начинается сегодня, - это движение в русле утвержденной нашими акционерами в конце 2007 года новой стратегии развития банка и инвестиционного плана.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об этой стратегии. Каковы основные направления развития банка в настоящее время?
Рустам Маматов: Стратегия представляет собой стратегию нишевого позиционирования. В банке в данный момент строится операционный контур розничного банковского бизнеса, именно в индустриальном понимании этого бизнеса. Продукт, который мы выводим на рынок, - это "персональный расчетный центр". Он включает в себя комбинацию из мультиканального доступа к счетам: интернет-банк, пластиковая карта, банкоматные и терминальные сети, контакт-центр. Другими словами, мы предлагаем самые современный продукт, ориентированный на конкретного человека и удобный для него. В настоящее время мы сотрудничаем с крупными энергетическими компаниями, одними из основных клиентов которых являются коммунальные службы. Поэтому потребителей коммунальных услуг мы рассматриваем как свою целевую группу, нишу для развития банка. Начинаем мы именно с расчетных продуктов, затем поэтапно будем выходить на кредитные и вкладные продукты для физических лиц.
Вопрос: В настоящее время одной из самых обсуждаемых тем в СМИ стал кризис американской ипотечной системы и то, как он отразился или еще отразится на отечественном рынке. Хотелось бы услышать Ваше экспертное мнение.
Рустам Маматов: Если брать только ипотечное кредитование в России, то кризис нас уже коснулся: процентные ставки выросли, а требования к заемщикам ужесточились. Даже такой маркетмейкер, как АИЖК, повысило ставки по выдаваемым кредитам. Это факт. А привело это, в том числе, и к корректировке цен на недвижимость.
Вопрос: Факт роста процентных ставок по ипотечным кредитам для банков хорош или плох, ведь с одной стороны уменьшился поток кредитующихся клиентов, а с другой улучшается качество этих кредитов за счет ужесточения требований к заемщику?
Рустам Маматов: Если говорить о кредитном рынке вообще, то я считаю, что ситуация оздоровилась. Улучшилось и качество заемщиков, и появился неудовлетворенный спрос на деньги. Это в свою очередь привело к тому, что финансовый рынок вновь превратился в рынок продавца.
Вопрос: В условиях кризиса ликвидности и удорожания западных средств для российских банков должна была поменяться политика отечественных кредитных учреждений по привлечению заемных средств.
Рустам Маматов: Здесь такая же логика, как и на рынке розничного кредитования. Это такой же рынок, только другом уровне. Результатом произошедших изменений стало то, что российские банки вынуждены сильнее конкурировать за привлекаемые из-за рубежа средства. Активность банков увеличилась, а эффективность в привлечении снизилась.
Вопрос: Как "Меткомбанк" себя чувствует в данной ситуации?
Рустам Маматов: В прошлом году "Меткомбанк" получил кредитный рейтинг агентства Moody’s. Чтобы выйти на международные рынки, нужно пройти определенные этапы. Сейчас мы находимся в начале пути: работаем с несколькими международными финансовыми институтами по формированию рублевого и валютного синдицированных кредитов.
Вопрос: Как повлияло принятие закона о потребительском кредитовании на отношения банков с их клиентами?
Рустам Маматов: Отношения стали более цивилизованными, банки стали более открытыми для клиентов. Например, банк обязан не просто раскрыть все процентные ставки, банк должен документально подтвердить то, что он познакомил клиента со всеми условиями выдаваемых кредитов. По сути, законодатель исключил ситуацию, при которой банки могли применять, так называемые, скрытые проценты и комиссии.
Если говорить о нашем банке, то принятие этого закона никак не изменило формата нашей работы с клиентами. Дело в том, что кредитная политика, ставшая причиной разработки этого закона, характерна для агрессивных розничных банков. "Меткомбанк" к их числу не относится. Мы всегда в своей работе руководствовались не только буквой закона, но и этическими нормами.
Вопрос: Какие продукты, помимо традиционных услуг, сегодня предлагает Меткомбанк?
Рустам Маматов: Так называемые традиционные услуги, у нас достаточно выгодно отличаются от аналогичных продуктов других финансово-кредитных организаций. Например, по сравнению с крупными федеральными банками, это более высокие процентные ставки по вкладам В условиях нестабильности на финансовом рынке и инфляции, разница эта ощущается достаточно сильно.
Если говорить об уникальных продуктах, то мы уже говорили о "персональном расчетном центре" с мультиканальным доступом к счетам. Он станет инновационным в розничном бизнесе, уникальным продуктом, аналогов которому в регионе нет. В настоящее время реализовывается пилотный но масштабный проект на 10 000 клиентов.
В корпоративном секторе – это продукт для холдингов под условным названием "корпоративное казначейство". Он включает в себя финансирование предприятия, управление ликвидностью, контроль за исполнением бюджета.
Вопрос: Есть ли у вас сейчас крупные партнеры?
Рустам Маматов: Традиционно крупными клиентами у нас остаются предприятия металлургического комплекса, однако уже сейчас акцент все больше и больше смещается в сторону предприятий энергетики и строительной отрасли. Помимо этого, на протяжении уже довольно длительного времени мы проводим целенаправленную политику по развитию розничных продуктов для физических лиц. Успехи в этом направлении позволили нам существенно диверсифицировать бизнес. Если говорить о перспективных направлениях, то это строительство недвижимости, где мы также сможем предложить достаточно интересные услуги.
Вопрос: Такое сотрудничество в различных секторах экономики – это тенденция харктерная для всей банковской системы?
Рустам Маматов: Я думаю, да. Уже в ближайшем будущем появятся продукты на грани бизнесов, то есть совместные проекты между банками и застройщиками, ипотечными брокерами и страховыми компаниями и т.д. Уже сейчас банки созданные автомобильными концернами для кредитования клиентов на покупку собственной продукции начинают вытеснять традиционные розничные банки. Аналогичные процессы в ближайшие годы мы будем наблюдать и в других секторах рынка.