На смерть кристального старца
"Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его - правды
- Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь".
В.С. Высоцкий
Умер Солженицын. Едва не дожив до 90 лет, ушел узник ГУЛАГа и борец с ним же. Когда умирает в столь почтенном возрасте просто человек - говорят, ну что ж - он хорошо пОжил, земля ему пухом. Про Солженицына мы слышим бесконечный плач - ах, как много он мог бы еще сделать!..
При жизни он обличал всё и всех - практически без разбору. Ругался со всеми и плевал абсолютно во все руки, которые ему услужливо протягивали хлеб с маслом. Теперь его за это, как водится, славословят.
Думается, надо бы срочно
- немедленно поставить его
- переиздать все высокохудожественные труды в количестве 10 комплектов для каждой школы.
- снять двадцать сериалов для непрерывного показа по ОРТ.
- поставить восемь художественных фильмов для показа в Каннах.
- назвать именем десяток городов/библиотек и пять планет.
- разместить портрет
******
Умерший уже становится частью новодемократического пантеона богов. Вон как телеящик захлебывается!
При этом не замечается очевидный парадокс - ведь живой Солженицын оставался проблемой для нынешней российской элиты. С одной стороны, до последних своих дней он был не слишком публичен, ведущие СМИ его явно не жаловали, да и он их. Разобиделись
Впрочем, справедливости ради, ругань Солженицына с демократами началась не вчера. Едва он приехал в Россию из США в 1994 году, как сразу же, выступая в Госдуме, основательно перемешал с грязью наших доблестных "реформаторов" - устроивших ему помпезный въезд в страну (от которой он в свое время так лихо отказался и которую призывал бомбить атомными бомбами). Чем явно их, мягко говоря, разочаровал. Потом и книгу написал со столь же нелицеприятной оценкой российской действительности.
Там он, конечно, деликатно обошёл стороной вопрос о том, не следует ли ему, Солженицыну, и самому взять
В 1998 Исаич был с барского плеча награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался: "От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу".
Тогда даже ЕБН обиделся.
Однако окончательно и бесповортно "сбросить с пьедестала" Солженицына власть не могла. По той простой причине, что именно его произведения заложили идеологическую основу нынешних "реформ". Ведь именно из "Архипелага" мы узнали про ужасный, кровавый, тюремный строй, который, конечно, надо было разрушить. Разумеется, "преобразователей" такого рода "возвышенные" мотивы мало волновали. Нужно было перераспределить общенародную собственность в интересах узкого круга лиц. Что и было успешно проделано, а книги Солженицына и других, ему подобных, послужили хорошим "прикрытием" для данной деятельности, прекрасной идеологической "дымовой завесой". И именно поэтому Солженицына, когда он "не оправдал оказанного ему высокого доверия", не стали "мочить в сортире", а наоборот, пытались изредка оказывать ему некоторые "знаки внимания", кое-какими почестями жаловать – типа госпремии (деньги - не орден, их
Ведь если советский строй не был "ГУЛАГовской империей зла", то для чего, спросит нормальный мало-мальски вдумчивый человек, нужно было устраивать передел собственности, разваливать СССР, обрекать миллионы людей
******
"De mortuis aut bene, aut nihil", снова сегодня говорят нам. "О мертвых либо ничего, либо хорошо". Любителям этой фарисейской тирады я всегда предлагаю - расскажите мне только хорошее про Гитлера, Чикатилло, доктора Геббельса… И потому, по моему мнению, правильнее все же так: о мёртвых или ничего, или правду.
Так получилось, что свой жизненный путь покойный богато описал самостоятельно. И про жуткую жизнь
Плюс всегда были интересны мощные параллели, проводимые Солженицыным между тем, как сидел Достоевский, и как сидел лично он, Солженицын. При этом, понятно, приговорённый к расстрелу Достоевский отбывал срок в санатории, а Солженицын - в самом настоящем аду. О чём подробно в своих произведениях светоч и сообщает.
******
Несколько цитат из написанного покойным. Просто для информации. Ведь подавляющее большинство нынешних славословов вообще-то наследие Нобелевского лауреата не читали. Хотя тут их понять можно - больше главы осилить даже закаленному и не избалованному настоящей литературой современному читателю просто очень тяжело. Уж очень скучно и тяжеловесно светоч писал.
Про страх за себя:
"Еще раз напоминаю в отношении моей просьбы обезопасить меня от расправы уголовников, которые в последнее время донимают подозрительными расспросами." (из лагерного доноса гражданина Ветрова)
Про срочную необходимость развала СССР:
"Итак, объявить о несомненном праве
Про реалии ГУЛАГа глазами Творца:
"Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет
И опять же про тоталитаризм глазами очевидца-Солженицына:
"Вас в "Гастрономе" приглашают в отдел заказов и арестовывают там; вас арестовывает странник, остановившийся у вас
Последние два пассажа, господа, если кто ещё не знает - это классика антисоветской прозы. Это "библия" наших демократов - "Архипелаг ГУЛАГ".
До сих пор не пойму – как так случилось, что при жутком тоталитаризме, написавшего ЭТО, мирно выслали из страны, а не поместили в нормальную тоталитарную психолечебницу.
******
С.Г.Кара-Мурза про Солженицина:
"В каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил - опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя".
Нам вещают, что Солженицын был мыслителем. Что он выдвигал идеи. Что призывал ко всякому – благоразумно оставляя за скобками – к чему именно. Да полноте вам, господа!
Если взять все высказывания этого светоча разума за разные годы его долгой жизни, то большего сумбура и противоречащей друг другу сумятицы вам придется долг-долго искать у кого-либо другого. И мало того, что Солженицын практически не родил НИ одной идеи, которая бы была востребована (я не говорю при коммунизме) в современной России (да и вообще нигде) – все его "размышлизмы" и "мудрствовования" очень трудно определить иначе, нежели сумбур, алогизм и полная несвязность с непонятной целью и конечной задачей
Как светлый образ мужественного борца с тоталитаризмом и ужасами ГУЛАГа сочетается с личным признанием Солженицына в том же "Архипелаге" – канонизированной "библии" антисоветчиков, о том что все годы лагерей он подвизался штатным стукачом "кровавой гэбни" по кличке "Ветров"?
Нам, говорят, он мечтал об империи – и одновременно был космополитом.
Нам говорят, что его чуть не насмерть замучили в ГУЛАге - и там же, с помощью новейшей тогда технологии облучения, вылечили от рака. (Интересно, сколько сегодня таких больных в России умирает, так и не получив спасительного, но безумно дорогого курса подобного лечения? И с какой стати злобный тоталитаризм бесплатно вылечил преступника, антисоветчика, бывшего офицера, во время войны презревшего свой долг?)
Говорят, он был имперцем – и потому вещал: "Нет у нас сил
Как такое может сочетаться одно рядом с другим?
И в самом деле: как это прямые призывы к атомным бомбардировкам России, обращенные в свое время Творцом к президенту США, могут не противоречить "мечтаниям об империи"? Какая, скажите пожалуйста, империя в радиоактивной пустыне?
И потому уже неудивительно, что будущее России в представлении позднего Солженицына – это некая патриархально-царско-боярско-холопья нереальная модель, созданная в мозгу творческого интеллигента, и способная существовать исключительно
Интересный нюанс - почему его так резко невзлюбила, особенно в последнее время, свободомыслящая демократическая общественность? Все просто – "мыслитель" посмел написать "200 лет вместе" и сразу стал для "свободомыслящей демократической общественности" ярым антисемитом. "Какой пассаж!" При этом для той же демократической общественности по сей день абсолютной истиной остается то, что "Архипелаг" того же самого "мыслителя" – сплошь чистая правда…Просто в интеллигенском мозге, как правило, отсутствуют логические построения - фантазии, мечты, эмоциональные порывы, рефлекторные и немотивированные флуктуации сознания – всё это и было успешно выдаваемо "светочем" за очередные планы действий "по обустройству страны".
******
Но ладно, говорят нам, не будем о том, какой это был человек и какой он был публицист. Но писатель то он был хороший…
При этом для доказательств его безусловной "хорошести" в основном приводятся три факта: 1. Он лауреат Нобелевской премии. 2. Он – автор "Архипелаг ГУЛАГ". 3. Он написал много разного (в общей сложности – 30 томов).
По поводу "нобелевки" – все понятно. Просто надо вспомнить, когда она Солженицину была присвоена и какими кругами она была продавлена.
Антисоветчик Солженицын, безусловно, оказался редкой находкой для Запада, который поспешил в 1970 году присудить автору "Ивана Денисовича" и ещё нескольких рассказов и одной статьи, Нобелевскую премию в области литературы – факт беспрецедентный. (Наверное, сам Нобель перевернулся бы в гробу, узнай он об этом!) Как пишет Александр Шабалов, Солженицын Нобелевскую премию вымаливал, заявляя: "Мне эту премию надо, как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем твёрже стану, тем крепче ударю!". И, действительно, имя Солженицына стало знаменем диссидентского движения в СССР, сыгравшего в своё время огромную роль в деле ликвидации советского социалистического строя.
Ибо в те времена Запад Нобелевскую премию в такой идеологизированной области, как литература, назначал помпезно – и только тому, кому надо. Вон, Пастернаку тоже дали. И не за его стихи и переводы Шекспира (что еще можно было бы понять), а за убогий в литературном смысле, зато конкретно антисоветский (что и требовалось!) роман "Доктор Живаго".
Про "Архипелаг" сказать нечего – это не литература, а публицистика, причем такая, которая ныне именуется кратко – "Черный пиар". То есть – лживый, хлесткий, яростный и бездоказательный продукт, работающий исключительно (и только!)
Маршал А.М.Василевский, один из главных "архитекторов Великой Победы" даёт такую оценку этому "произведению": "Как в советской, так и в прогрессивной иностранной литературе давно и неопровержимо установилось мнение о Власове, как приспособленце, карьеристе и изменнике. Только предатель А.Солженицын, перешедший
Что же касаемо остального, "Творцом" написанного…
Лауреат Нобелевской премии по литературе, Великий русский писатель, большой патриот нашей Родины, Михаил Шолохов без малого 41 год назад выдал помершему накануне "светочу" исключительно точную характеристику:
"Прочитал Солженицына "Пир победителей" и "В круге первом".
Поражает — если так можно сказать — какое-то болезненное бесстыдство автора. Свои антисоветские взгляды Солженицын не только не пытается скрыть или как-то завуалировать, он их подчеркивает, выставляет напоказ, принимая позу этакого "правдоискателя", человека, который, не стесняясь, "режет правду-матку" и указывает со злостью и остервенением
Что касается формы пьесы, то она беспомощна и неумна. Можно ли о трагедийных событиях писать в оперативном стиле, да еще виршами, такими примитивными и слабенькими, каких избегали в свое время даже одержимые поэтической чесоткой гимназисты былых времен! О содержании и говорить нечего. Все командиры, русские и украинец, либо законченные подлецы, либо колеблющиеся и ни во что не верящие люди. Как же при таких условиях батарея, в которой служил Солженицын, дошла до Кенигсберга? Или только персональными стараниями автора?
Почему в батарее из "Пира победителей" все, кроме Нержина и "демонической" Галины, никчемные, никудышные люди? Почему осмеяны солдаты русские ("солдаты-поварята") и солдаты татары? Почему власовцы — изменники Родины,
У меня одно время сложилось впечатление о Солженицыне (в частности после его письма съезду писателей в мае этого года), что он — душевнобольной человек, страдающий манией величия. Что он, Солженицын, отсидев некогда, не выдержал тяжелого испытания и свихнулся. Я не психиатр и не мое дело определять степень пораженности психики Солженицына. Но если это так, — человеку нельзя доверять перо: злобный сумасшедший, потерявший контроль над разумом, помешавшийся
Если же Солженицын психически нормальный, то тогда он по существу открытый и злобный антисоветский человек. И в том и в другом случае Солженицыну не место в рядах ССП. Я безоговорочно за то, чтобы Солженицына из Союза советских писателей исключить".
Михаил Шолохов. 8.IX.67 г. (http://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/shp/shp-3892.htm)
******
Кстати, любопытно, что умершего Нобелевского лауреата как-то даже у современных светочей литературы, искусства, живой демократической мысли не очень поворачивается язык назвать "народным" писателем. Логично. Ибо по большому счету (ма-а-асковская тусовка явно не в счет) русскому народу до
Впрочем, надо отдать должное умершему Александру Солженицыну. А именно - в умении сделать историческое имя. Любыми средствами. За любой счет. При минимальных собственных затратах.
Но, когда такие личности умирают, осознаешь - за надгробным камнем пиар (и тем более - самопиар) бессилен. Назначенный мудрецом, совестью нации и т.д... при жизни умер он незаметно. При этом - ехидная гримасса судьбы! - даже
А исторический масштаб личности Солженицына можно будет понять лишь 5-10 лет спустя. Большое или маленькое, как сказал воистину великий русский поэт, "видится на расстоянии".