28 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZGbd
Услуги строителей: http://remont.youdo.com/building/zabor/vorota/stoimost/, подробное описание здесь.
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/cherepica/keramicheskaya/, лучшие цены тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

На смерть кристального старца

"Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его - правды на ломаный грош:
- Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь".
В.С. Высоцкий


Умер Солженицын. Едва не дожив до 90 лет, ушел узник ГУЛАГа и борец с ним же. Когда умирает в столь почтенном возрасте просто человек - говорят, ну что ж - он хорошо пОжил, земля ему пухом. Про Солженицына мы слышим бесконечный плач - ах, как много он мог бы еще сделать!..

При жизни он обличал всё и всех - практически без разбору. Ругался со всеми и плевал абсолютно во все руки, которые ему услужливо протягивали хлеб с маслом. Теперь его за это, как водится, славословят.

Думается, надо бы срочно на государственные деньги:

- немедленно поставить его на первое место в проекте "Имя России".
- переиздать все высокохудожественные труды в количестве 10 комплектов для каждой школы.
- снять двадцать сериалов для непрерывного показа по ОРТ.
- поставить восемь художественных фильмов для показа в Каннах.
- назвать именем десяток городов/библиотек и пять планет.
- разместить портрет на сторублёвой купюре и на монете в 30 рублей.
******
Умерший уже становится частью новодемократического пантеона богов. Вон как телеящик захлебывается!

При этом не замечается очевидный парадокс - ведь живой Солженицын оставался проблемой для нынешней российской элиты. С одной стороны, до последних своих дней он был не слишком публичен, ведущие СМИ его явно не жаловали, да и он их. Разобиделись на него даже демократические СМИ типа "Эха Москвы" – за то, что тот написал антесимитскую, по их мнению, книгу "200 лет вместе". (Что интересно - одни и те же люди с придыханием говорят о всей правде в "Архипелаге Гулаг" и впадают в истерику от "Двухсот лет вместе" - " он же антисемит!!!" Любопытное раздвоение сознания).

Впрочем, справедливости ради, ругань Солженицына с демократами началась не вчера. Едва он приехал в Россию из США в 1994 году, как сразу же, выступая в Госдуме, основательно перемешал с грязью наших доблестных "реформаторов" - устроивших ему помпезный въезд в страну (от которой он в свое время так лихо отказался и которую призывал бомбить атомными бомбами). Чем явно их, мягко говоря, разочаровал. Потом и книгу написал со столь же нелицеприятной оценкой российской действительности.

Там он, конечно, деликатно обошёл стороной вопрос о том, не следует ли ему, Солженицыну, и самому взять на себя некоторую часть ответственности за то, что происходит в стране. Но, так или иначе, образ "народного трибуна" в глазах "верхов" сильно потускнел. Поэтому на публике после приезда его было практически не было видно и слышно. Особенно при ЕБН. Вроде, он и был, но в то же время его, как будто, и не было.

В 1998 Исаич был с барского плеча награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался: "От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу".

Тогда даже ЕБН обиделся.

Однако окончательно и бесповортно "сбросить с пьедестала" Солженицына власть не могла. По той простой причине, что именно его произведения заложили идеологическую основу нынешних "реформ". Ведь именно из "Архипелага" мы узнали про ужасный, кровавый, тюремный строй, который, конечно, надо было разрушить. Разумеется, "преобразователей" такого рода "возвышенные" мотивы мало волновали. Нужно было перераспределить общенародную собственность в интересах узкого круга лиц. Что и было успешно проделано, а книги Солженицына и других, ему подобных, послужили хорошим "прикрытием" для данной деятельности, прекрасной идеологической "дымовой завесой". И именно поэтому Солженицына, когда он "не оправдал оказанного ему высокого доверия", не стали "мочить в сортире", а наоборот, пытались изредка оказывать ему некоторые "знаки внимания", кое-какими почестями жаловать – типа госпремии (деньги - не орден, их старец принял не смущаясь). Логично. Ведь если бы решили допустить вариант его "полного дезавуирования", то "фундамент" "рыночных реформ" просто развалился бы сам собой.

Ведь если советский строй не был "ГУЛАГовской империей зла", то для чего, спросит нормальный мало-мальски вдумчивый человек, нужно было устраивать передел собственности, разваливать СССР, обрекать миллионы людей на нищенское, зачастую полуживотное существование? Во имя каких высоких целей? И потому, дабы не возбуждать в общественном сознании подобного рода "неудобные" вопросы, не ставить под удар идеологический базис "реформ", власти с невероятным облегчением устроят старцу помпезные проводы, в обязательном порядке дав понять простым смертным, что "в главном он был прав".
******
"De mortuis aut bene, aut nihil", снова сегодня говорят нам. "О мертвых либо ничего, либо хорошо". Любителям этой фарисейской тирады я всегда предлагаю - расскажите мне только хорошее про Гитлера, Чикатилло, доктора Геббельса… И потому, по моему мнению, правильнее все же так: о мёртвых или ничего, или правду.

Так получилось, что свой жизненный путь покойный богато описал самостоятельно. И про жуткую жизнь на фронте, куда к нему на месячишко-другой приезжала посидеть-пообщаться под бомбами молодая жена (та, которую он бесповоротно оставил, ступив на путь светоча "правды о режиме" и уйдя к девушке из приличной полуеврейской семьи). И про письма антисоветского содержания, которые он через цензуру рассылал друзьям и знакомым. И про невыносимые условия содержания в лагерях - в камере на троих (с игрой в шахматы, с философскими беседами и чтением книг из библиотеки). Ну и главное, конечно, про добровольную работу в лагере тайным осведомителем, читай - стукачом, о чём никто из поклонников Творца почему-то не знает.

Плюс всегда были интересны мощные параллели, проводимые Солженицыным между тем, как сидел Достоевский, и как сидел лично он, Солженицын. При этом, понятно, приговорённый к расстрелу Достоевский отбывал срок в санатории, а Солженицын - в самом настоящем аду. О чём подробно в своих произведениях светоч и сообщает.
******
Несколько цитат из написанного покойным. Просто для информации. Ведь подавляющее большинство нынешних славословов вообще-то наследие Нобелевского лауреата не читали. Хотя тут их понять можно - больше главы осилить даже закаленному и не избалованному настоящей литературой современному читателю просто очень тяжело. Уж очень скучно и тяжеловесно светоч писал.

Про страх за себя:
"Еще раз напоминаю в отношении моей просьбы обезопасить меня от расправы уголовников, которые в последнее время донимают подозрительными расспросами." (из лагерного доноса гражданина Ветрова)

Про срочную необходимость развала СССР:
"Итак, объявить о несомненном праве на полное отделение тех двенадцати республик - надо безотлагательно и твердо. А если какие-то из них заколеблются, отделяться ли им? С той же несомненностью вынуждены объявить о НАШЕМ отделении от них - мы, оставшиеся. Это - уже слишком назрело, это необратимо, будет взрываться то там, то сям; все уже видят, что вместе нам не жить. Так не тянуть взаимное обременение." ("Как нам обустроить Россию")

Про реалии ГУЛАГа глазами Творца:
"Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие ("секретное тавро"), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого легкого - пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, - ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом".

И опять же про тоталитаризм глазами очевидца-Солженицына:
"Вас в "Гастрономе" приглашают в отдел заказов и арестовывают там; вас арестовывает странник, остановившийся у вас на ночь Христа ради; вас арестовывает монтер, пришедший снять показания счетчика; вас арестовывает велосипедист, столкнувшийся с вами на улице; железнодорожный кондуктор, шофер такси, служащий сберегательной кассы и киноадминистратор — все они арестовывают вас, и с опозданием вы видите глубоко запрятанное бордовое удостовереньице".

Последние два пассажа, господа, если кто ещё не знает - это классика антисоветской прозы. Это "библия" наших демократов - "Архипелаг ГУЛАГ".
До сих пор не пойму – как так случилось, что при жутком тоталитаризме, написавшего ЭТО, мирно выслали из страны, а не поместили в нормальную тоталитарную психолечебницу.
******
С.Г.Кара-Мурза про Солженицина:
"В каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил - опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя".

Нам вещают, что Солженицын был мыслителем. Что он выдвигал идеи. Что призывал ко всякому – благоразумно оставляя за скобками – к чему именно. Да полноте вам, господа!

Если взять все высказывания этого светоча разума за разные годы его долгой жизни, то большего сумбура и противоречащей друг другу сумятицы вам придется долг-долго искать у кого-либо другого. И мало того, что Солженицын практически не родил НИ одной идеи, которая бы была востребована (я не говорю при коммунизме) в современной России (да и вообще нигде) – все его "размышлизмы" и "мудрствовования" очень трудно определить иначе, нежели сумбур, алогизм и полная несвязность с непонятной целью и конечной задачей на выходе. И как публицист гражданин Солженицын - архинепонятный путаник, причем путаник не толстовский, а путаник очень себя уважающий, тот, кто (ради собственной славы) готов кого хотите наизнанку вывернуть – и сколько хотите раз.

Как светлый образ мужественного борца с тоталитаризмом и ужасами ГУЛАГа сочетается с личным признанием Солженицына в том же "Архипелаге" – канонизированной "библии" антисоветчиков, о том что все годы лагерей он подвизался штатным стукачом "кровавой гэбни" по кличке "Ветров"?

Нам, говорят, он мечтал об империи – и одновременно был космополитом.

Нам говорят, что его чуть не насмерть замучили в ГУЛАге - и там же, с помощью новейшей тогда технологии облучения, вылечили от рака. (Интересно, сколько сегодня таких больных в России умирает, так и не получив спасительного, но безумно дорогого курса подобного лечения? И с какой стати злобный тоталитаризм бесплатно вылечил преступника, антисоветчика, бывшего офицера, во время войны презревшего свой долг?)

Говорят, он был имперцем – и потому вещал: "Нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель". (Как нам обустроить Россию")
Как такое может сочетаться одно рядом с другим?

И в самом деле: как это прямые призывы к атомным бомбардировкам России, обращенные в свое время Творцом к президенту США, могут не противоречить "мечтаниям об империи"? Какая, скажите пожалуйста, империя в радиоактивной пустыне?
И потому уже неудивительно, что будущее России в представлении позднего Солженицына – это некая патриархально-царско-боярско-холопья нереальная модель, созданная в мозгу творческого интеллигента, и способная существовать исключительно на манер того самого сферического коня в вакууме.

Интересный нюанс - почему его так резко невзлюбила, особенно в последнее время, свободомыслящая демократическая общественность? Все просто – "мыслитель" посмел написать "200 лет вместе" и сразу стал для "свободомыслящей демократической общественности" ярым антисемитом. "Какой пассаж!" При этом для той же демократической общественности по сей день абсолютной истиной остается то, что "Архипелаг" того же самого "мыслителя" – сплошь чистая правда…Просто в интеллигенском мозге, как правило, отсутствуют логические построения - фантазии, мечты, эмоциональные порывы, рефлекторные и немотивированные флуктуации сознания – всё это и было успешно выдаваемо "светочем" за очередные планы действий "по обустройству страны".
******
Но ладно, говорят нам, не будем о том, какой это был человек и какой он был публицист. Но писатель то он был хороший…
При этом для доказательств его безусловной "хорошести" в основном приводятся три факта: 1. Он лауреат Нобелевской премии. 2. Он – автор "Архипелаг ГУЛАГ". 3. Он написал много разного (в общей сложности – 30 томов).

По поводу "нобелевки" – все понятно. Просто надо вспомнить, когда она Солженицину была присвоена и какими кругами она была продавлена.
Антисоветчик Солженицын, безусловно, оказался редкой находкой для Запада, который поспешил в 1970 году присудить автору "Ивана Денисовича" и ещё нескольких рассказов и одной статьи, Нобелевскую премию в области литературы – факт беспрецедентный. (Наверное, сам Нобель перевернулся бы в гробу, узнай он об этом!) Как пишет Александр Шабалов, Солженицын Нобелевскую премию вымаливал, заявляя: "Мне эту премию надо, как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем твёрже стану, тем крепче ударю!". И, действительно, имя Солженицына стало знаменем диссидентского движения в СССР, сыгравшего в своё время огромную роль в деле ликвидации советского социалистического строя.

Ибо в те времена Запад Нобелевскую премию в такой идеологизированной области, как литература, назначал помпезно – и только тому, кому надо. Вон, Пастернаку тоже дали. И не за его стихи и переводы Шекспира (что еще можно было бы понять), а за убогий в литературном смысле, зато конкретно антисоветский (что и требовалось!) роман "Доктор Живаго".

Про "Архипелаг" сказать нечего – это не литература, а публицистика, причем такая, которая ныне именуется кратко – "Черный пиар". То есть – лживый, хлесткий, яростный и бездоказательный продукт, работающий исключительно (и только!) на уничижение и втаптывание в грязь оппонента (в данном случае в роли этого "оппонента" для Солженицына была наша почившая раньше старца Родина – СССР). И, как и положену всякому черному пиару, вся эта многократно перемусоленная, пережеванная и переваренная ложь давно и тысячекратно выплюнута и опровергнута. (Но свое черное дело она, к сожалению, сделала)

Маршал А.М.Василевский, один из главных "архитекторов Великой Победы" даёт такую оценку этому "произведению": "Как в советской, так и в прогрессивной иностранной литературе давно и неопровержимо установилось мнение о Власове, как приспособленце, карьеристе и изменнике. Только предатель А.Солженицын, перешедший на службу к самым реакционным империалистическим силам, воспевает и восхваляет Власова, власовцев и других предателей Советской Родины в своём циничном антисоветском произведении "Архипелаг ГУЛАГ".
Что же касаемо остального, "Творцом" написанного…

Лауреат Нобелевской премии по литературе, Великий русский писатель, большой патриот нашей Родины, Михаил Шолохов без малого 41 год назад выдал помершему накануне "светочу" исключительно точную характеристику:

"Прочитал Солженицына "Пир победителей" и "В круге первом".
Поражает — если так можно сказать — какое-то болезненное бесстыдство автора. Свои антисоветские взгляды Солженицын не только не пытается скрыть или как-то завуалировать, он их подчеркивает, выставляет напоказ, принимая позу этакого "правдоискателя", человека, который, не стесняясь, "режет правду-матку" и указывает со злостью и остервенением на все ошибки, все промахи, допущенные партией и Советской властью, начиная с 30-х годов.
Что касается формы пьесы, то она беспомощна и неумна. Можно ли о трагедийных событиях писать в оперативном стиле, да еще виршами, такими примитивными и слабенькими, каких избегали в свое время даже одержимые поэтической чесоткой гимназисты былых времен! О содержании и говорить нечего. Все командиры, русские и украинец, либо законченные подлецы, либо колеблющиеся и ни во что не верящие люди. Как же при таких условиях батарея, в которой служил Солженицын, дошла до Кенигсберга? Или только персональными стараниями автора?
Почему в батарее из "Пира победителей" все, кроме Нержина и "демонической" Галины, никчемные, никудышные люди? Почему осмеяны солдаты русские ("солдаты-поварята") и солдаты татары? Почему власовцы — изменники Родины, на чьей совести тысячи убитых и замученных наших, прославляются как выразители чаяний русского народа? На этом же политическом и художественном уровне стоит и роман "В круге первом".
У меня одно время сложилось впечатление о Солженицыне (в частности после его письма съезду писателей в мае этого года), что он — душевнобольной человек, страдающий манией величия. Что он, Солженицын, отсидев некогда, не выдержал тяжелого испытания и свихнулся. Я не психиатр и не мое дело определять степень пораженности психики Солженицына. Но если это так, — человеку нельзя доверять перо: злобный сумасшедший, потерявший контроль над разумом, помешавшийся на трагических событиях 37-го года и последующих лет, принесет огромную опасность всем читателям и молодым особенно.
Если же Солженицын психически нормальный, то тогда он по существу открытый и злобный антисоветский человек. И в том и в другом случае Солженицыну не место в рядах ССП. Я безоговорочно за то, чтобы Солженицына из Союза советских писателей исключить".

Михаил Шолохов. 8.IX.67 г. (http://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/shp/shp-3892.htm)
******
Кстати, любопытно, что умершего Нобелевского лауреата как-то даже у современных светочей литературы, искусства, живой демократической мысли не очень поворачивается язык назвать "народным" писателем. Логично. Ибо по большому счету (ма-а-асковская тусовка явно не в счет) русскому народу до кристального старца просто не было и нет никакого дела. Люди его великих произведений просто не читали. За что их, в отличие от ситуации с Пушкиным, Достоевским, Шолоховым, Толстым и упрекать как-то неловко. Скучно и нудно. Не верите - попробуйте почитать. Любим же ушедший в мир иной автор, почитаем и так далее - очень небольшой прослойкой "человеков мира" со сложно поддающейся внятной идентификации идеологией. Он любим теми, кто готов без устали и ВСЯКИХ доказательств повторять вышедшие из под пера "светоча" утверждения - про "100 миллионов расстрелянных в ГУЛАГе".

Впрочем, надо отдать должное умершему Александру Солженицыну. А именно - в умении сделать историческое имя. Любыми средствами. За любой счет. При минимальных собственных затратах.

Но, когда такие личности умирают, осознаешь - за надгробным камнем пиар (и тем более - самопиар) бессилен. Назначенный мудрецом, совестью нации и т.д... при жизни умер он незаметно. При этом - ехидная гримасса судьбы! - даже смерть его уже стала очередной громкой и помпезной пиар-акцией. На уровне практически всего, что делал ушедший старец.

А исторический масштаб личности Солженицына можно будет понять лишь 5-10 лет спустя. Большое или маленькое, как сказал воистину великий русский поэт, "видится на расстоянии".

Другие статьи Андрея Кучина


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС