Южная Осетия: Мы первые не начнем, но если начнет Грузия – вынуждены будем ответить
В связи с последними событиями, происходящими в зоне грузино-осетинского конфликта, социалистическая партия РЮО "Фыдыбаста" обратилась к России с просьбой созвать экстренное заседание Совета безопасности ООН. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что другие политические силы Южной Осетии вряд ли не согласятся с социалистами. О том, что сейчас происходит в зоне конфликта и в мирном Цхинвали, о том, чего ждут в Южной Осетии от Совбеза ООН, что может дать подписание соглашения о неприменении оружия и о похоронах в собственном огороде в интервью Накануне.RU рассказал председатель социалистической партии Республики Южная Осетия "Фыдыбаста" Вячеслав Гобозов.
Вопрос: Обострения между Грузией и Южной Осетией бывали и раньше, были и провокации со стороны Грузии, и обстрелы Цхинвали. На Ваш взгляд, на этот раз ситуация действительно намного серьезнее? Возможно ли начало боевых действий?
Вячеслав Гобозов: Да, действительно, подобные инциденты раньше бывали, и постоянные обстрелы, и другие диверсионные акты с грузинской стороны. Но в нынешней ситуации война фактический уже началась, потому что такого обстрела, такой эскалации напряженности, которая наблюдается сейчас, не было с 2004-го года.
Заметьте, идет обстрел уже не одного населенного пункта, а всей Южной Осетии. Практически все села, находящиеся в приграничной территории с Грузией, подверглись обстрелу. Дошло до того, что в понедельник обстреляли похоронную процессию в селе Мугут. Там хоронили молодого человека, погибшего в результате ночного обстрела. Родственники были вынуждены похоронить его в собственном огороде.
Поэтому я считаю, что это уже не отдельный акт, каких действительно было много, это говорит о том, что Грузия фактически начала необъявленную войну против Южной Осетии.
Вопрос: Ваша партия в своем обращении к России предложила немедленно созвать заседание Совбеза ООН и рассмотреть сложившуюся ситуацию. Солидарны ли с этим обращением другие политические силы РЮО, и каких именно действий Вы ждете от Совбеза ООН?
Вячеслав Гобозов: Я думаю, да. Я не разговаривал с представителями других партий, но, думаю, это мнение поддержат все наши партии.
Мы считаем, что экстренный созыв Совета безопасности ООН просто необходим. Грузины по поводу и без повода обращаются в него. Россия должна инициировать созыв Совбеза ООН, чтобы мировое сообщество само, на месте, не только из грузинских или российских источников, убедилось в том, что на самом деле происходит в зоне конфликта, кто прав, а кто виноват. Очень часто в ООН, ОБСЕ и других международных организациях звучит только голос Грузии, звучит грузинская трактовка событий.
В данный момент, если будет созван Совбез ООН, можно по "абхазскому сценарию" создать группу международных экспертов, которая бы приехала на место и оценила ситуацию. Возможно, это сдержало бы ситуацию под контролем и удержало бы Грузию от войны с Южной Осетией.
Вопрос: Вячеслав Федорович, каким Вы видите разрешение этой очень сложной ситуации? Может ли, например, еще что-то сделать СКК (смешанная контрольная комиссия)? Или все попытки переговоров, в том числе и в формате СКК, обречены на провал из-за нежелания грузинской стороны сотрудничать?
Вячеслав Гобозов: Дело уже не в смешанной контрольной комиссии, и не в тех или иных форматах переговоров, а в том, что грузинская сторона просто не хочет этих переговоров. Все это лишь отговорки. Где, например, гарантия, что какой-то другой формат переговоров окажется более действенным? Если грузинская сторона не хочет переговоров, а собирается силовыми методами решать юго-осетинский конфликт, тут форматы не будут иметь никакого значения. А вообще формат СКК далеко еще не исчерпал себя, своих возможности. Было бы желание с грузинской стороны. Но этого желания у официального Тбилиси нет. Напряженность усиливается, и Грузия только того и ждет, чтобы силовым методом решить вопрос.
Вопрос: Россия настойчиво предлагает Грузии подписать соглашение о неприменении силы. Как Вы считаете, этот документ действительно может стать гарантией относительно мирных переговоров, или же Грузию это не остановит, ведь в данный момент она нарушает другие договоренности?
Вячеслав Гобозов: Я думаю, что подписание такого документа действительно необходимо. С другой стороны, у меня есть определенный скепсис в отношении выполнения такой договоренности. Я очень сомневаюсь в том, что, если Грузия даже и подпишет подобное соглашение, она будет его соблюдать.
На самом деле стоит вспомнить, что переговорный процесс, который сейчас идет, тоже начинался с подписания меморандума о безопасности, подписанном в Москве. И во всех подобных документах было заявлено, что стороны отказываются от применения силы, что стороны настроены на переговорный процесс. И под всеми этими документами стояли подписи грузинских руководителей тех времен, в том числе и Шеварнадзе. Я, конечно, понимаю, что в Грузии сейчас новое руководство, но оно ведь является правопреемником прежнего, а значит и выполнение достигнутых договоренностей – прямая его обязанность. Однако все это не мешает им обстреливать Цхинвали и устраивать подобные акции, фактически вести террористическую войну против Южной Осетии.
Мое личное мнение – подписание соглашения о неприменении силы не изменит ситуацию кардинально, если только Грузию не заставят отказаться от провокационных действий.
Вопрос: Какова сейчас обстановка на границе Грузии и Южной Осетии и в самой РЮО?
Вячеслав Гобозов: На границе находятся вооруженные формирования Грузии, в том числе и тяжелое вооружение, которое по Дагомысским и другим нашим соглашениям не должны находиться в зоне конфликта. При этом Южная Осетия по-прежнему соблюдаетссоглашения, нашего тяжелого вооружения там нет. К тому же грузинский миротворческий контингент, по своей сути, давно уже таковым не является, потому что он, так же как и другие грузинские формирования, обстреливают город. И подтягивание грузинских вооруженных сил к Цхинвали и его окрестностям продолжается, в том числе артиллеристского дивизиона. Я боюсь, что ситуация будет развиваться по самому неприятному варианту – эскалации напряженности.
Опять же очень многое зависит от того, как будет реагировать на происходящее и Россия, и западные страны, поэтому в нашем обращении мы и просили Россию инициировать созыв Совета безопасности ООН. Это шаги, которые, в принципе могли бы сдержать ситуацию. Южная Осетия вообще очень долго терпела, да и сейчас первая не начнет, но если грузинская сторона все же начнет военные действия, то Южная Осетия будет вынуждена ответить.
Накануне.RU уже писало, что в понедельник из Цхинвали были эвакуированны почти 800 человек. Они выехали на автобусах с центральной площади Цхинвали в направлении Северной Осетии. Среди эвакуированных, в основном, женщины и дети. "Мы отправили сегодня 12 автобусов, "ГАЗели" и легковые автомобили. Всего выехало порядка 800 человек", - заявил сопредседатель СКК от югоосетинской стороны Борис Чочиев, который руководил посадкой жителей Южной Осетии в автобусы и их дальнейшей перевозкой. Наши коллеги из юго-осетинского информационного агентства "Рес" наблюдали за отъездом эвакуированных: