Владимир Анохин: Заявления Украины на счет Черноморского флота – политический блеф
В последние дни не только из Грузии, но и с Украины слышны громкие заявления. Например, украинские власти пригрозили, что не пустят обратно Черноморский флот РФ, который ушел в эти дни на защиту берегов Абхазии. А еще с Украины все громче звучат заявления о возможности перебросить свои войска на подмогу грузинам. Сами грузинские власти тоже не отстают по числу громких заявлений, например на счет того, что грузинская армия за последние годы стала одной из самых современных, а грузинские подразделения, переброшенные из Ирака вообще всех и вся "порвут как Тузик грелку". О том, насколько эти заявления соответствуют реальности, в интервью Накануне.RU рассказал вице-президент академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Вопрос: Насколько реальны угрозы Украины не пустить группировку российского Черноморского флота обратно в Крым?
Владимир Анохин: Да, Украина делала много заявлений, и, нужно отметить, все это были глупейшие заявления: вывести флот, прекратить договор и так далее. Между тем, подобные договоры прекращаются только в двустороннем порядке, односторонний порядок в таких случаях обычно заканчивается конфликтом.
Давайте рассмотрим политический аспект: население Крыма никогда не позволит провести какую-либо силовую акцию в отношении российского флота. Это будет поводом для отделения Крыма от Украины. Воевать с Крымом Украина никогда не смогла бы и не сможет. С точки зрения юридической – у нас есть договор и нет основания для того, чтобы его разорвать. С военной точки зрения – один несчастный эсминец и одна подводная лодка у пирса – все морские военные силы Украины, которые бы при всем желании не смогли бы военным путем препятствовать возвращению российского флота. Ни одна страна Запада не сунется в Севастополь. Поэтому все эти заявления – не более, чем политический блеф.
Вопрос: К политическому блефу можно отнести и заявления о том, что Украина направит на помощь Грузии свои войска?
Владимир Анохин: Каким образом? Это точно такие же заявления, как и призывы Саакашвили к США – прислать американские войска на помощь. Несмотря на все действия, которые проводит американская администрация, Буш все же может размышлять, и он никогда не ввяжется в грузинскую авантюру. Если Украина захочет туда послать свои войска, то на Украине произойдет смена власти, и революция будет уже не оранжевая, а красная или пророссийская. Так что я не думаю, что произойдут какие-то резкие движения, скорее, это тоже политический фарс.
Вопрос: Как Вы считаете, действительно ли грузинская армия за последние годы усилилась, в том числе и стараниями США?
Владимир Анохин: Рост боеспособности грузинской армии – это чистейший блеф. Грузинская армия никогда не была боеспособной. Сейчас она насчитывает около 30 тыс. человек, 200 танков, 200 БТР, десяток самолетов – это все, что у них есть. Два десятка "Градов", полторы сотни орудий – это все, что из себя представляет грузинская армия. И для народа, который десятки лет подвергается геноциду, это не та сила, которая могла бы с ним справиться. Уверяю вас, что при первых настоящих боестолкновениях половина грузинской армии разбежится по своим аулам.
Вопрос: Говорится о переброске подразделений из Ирака, которые, якобы, подготовлены к ведению боев в условиях партизанской войны….
Владимир Анохин: Нет, они не способны. Грузинские войска в Ираке выполняли сторожевую функцию. Вы бросьте сторожевых собак из одной страны в другую – что они могут делать? Только сторожить! Во-вторых, в лучшем случае грузинские подразделения в Ираке выполняли карательные или патрульные функции, они не занимались активными боевыми операциями, и поэтому это тоже политический блеф, мол, мы перебрасываем подразделения, которые участвовали в активных боевых действиях. Ну и что? В Абхазии и Южной Осетии таких, кто участвовал в активных боевых действиях, - каждый второй. Это были силы абсолютно равноценные, и, если учесть, что сейчас будут переброшены добровольцы из Дагестана и других республик Северного Кавказа, это будут силы, вполне сопоставимые с грузинской национальной кадровой армией. А по моральному духу, я думаю, добровольцы будут превосходить грузинскую армию, и военная техника в данном случае не представляет никакого значения. Абхазы, начинали, простите, с охотничьими ружьями, а потом отобрали в 1992-ом году всю технику у грузин. То же самое будет и здесь.
Саакашвили пошел на большую авантюру, потому что когда начинают войну, думают, чем она может закончиться. Грузия – исключение из этого правила, которое было написано еще тысячу лет назад.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать заявление Саакашвили о том, что в случае необходимости он может поставить под ружье до 100 тыс. резервистов?
Владимир Анохин: Грузинские граждане, к сожалению, неимущие, грузинская экономика разрушена. Вообще, война может продолжаться при двух условиях: людской ресурс и экономическое обеспечение войны. Фактически экономики в Грузии нет, за исключением разве что сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий и заводов по ремонту авиационной техники. Все остальное или разрушено, или продано. И как только будет первое крупное поражение, все эти резервисты спрячутся в горах у родственников и, уверяю вас, ни один военкомат их не найдет.
Вопрос: А что можно сказать о вооруженных силах Абхазии? Они вполне боеспособны, раз Грузия побоялась нанести первый удар по этой республике? Смогут ли абхазские войска выдавить грузинские формирования из Кодорского ущелья?
Владимир Анохин: Да, по разумению грузинской стороны это должна была быть "маленькая победоносная война". То, что Абхазия не останется в стороне – это абсолютно верно, потому что за Южной Осетией последует нападение на ее территорию. Я думаю, Грузия получит, как минимум, два фронта.
У Абхазии очень боеспособная армия, хорошо подготовленная, проводящая постоянные учения и имеющая высокий боевой дух.
И абхазская армия легко может выдавить грузинские формирования. Это такой случай, когда техническое превосходство не играет особой роли.