Дорогу интернет-прокату закроют пираты?
Услуги, обычные для западных Интернет-пользователей, постепенно становятся новинкой для российских продвинутых "юзеров": кинотеатр с четким расписанием сеансов не выходя из дому, отличное качество фильмов в неограниченном количестве, и вообще, разнообразный контент на любой вкус и цвет. За определенную фиксированную плату в месяц пользователь получает все эти блага Мировой паутины. Кабельное телевидение и НТВ+ отдыхают. Эксперты говорят, что за дополнительными услугами – будущее, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге, где компьютеризация намного выше, чем в регионах, просто предоставление доступа в Интернет уже не приносит прежнего дохода провайдерам.
Екатеринбургу услуга интерактивного контента почти неизвестна, но в ближайшее время все может измениться, поскольку в город пришел общероссийский провайдер интерактивных сервисов "видео по запросу" "Контент-Хаус". Принцип работы довольно-таки прост. Абонент, подписавшись на каталог фильмов по определенной тематике, может просматривать их в любом количестве и сколько угодно раз. Стоимость месячного "абонемента" на один каталог (например, мелодрамы, драмы, лирические комедии, индийское кино и музыкальные комедии) составляет от 150-и до 350-и руб. Всего в каталоге компании порядка 500 постоянно обновляемых лицензионных фильмов. Конкретное кино можно найти в каталоге по названию, а также именам актеров и режиссеров.
Пользователю не придется платить за мегабайты, поскольку провайдер интерактивных сервисов заключает договор с Интернет-провайдерами. Те, "поставляя" "Контент-Хаус" клиентов и не неся дополнительных затрат, получают 15% прибыли от интерактивных сервисов.
"Сегодня уже абсолютно очевидно, что рынок широкополосного доступа пережил этап "скоростных" и ценовых войн, конкуренция смещается в сторону профессионального предложения в сторону медиауслуг", - подчеркивает директор проекта "Контент-Хаус" Евгений Николаев.
В компании поясняют, что вместе с ростом числа клиентов будет расти и процент для Интернет-провайдеров. "Кинотеатры не производят фильмы", - приводит пример Евгений Николаев. Точно также, по его словам, Интернет-операторам проще заключить договор с провайдером интерактивных сервисов, чем самостоятельно обеспечивать пользователей контентом, поскольку это совершенно другой вид деятельности, вызывающий дополнительные проблемы, такие как договоренности с правообладателями фильмов. "Рынок видеопроката через Интернет практически не развит, это, в основном, связано с лицензионными сложностями, тяжело договориться с правообладателями, у которых требования не для российских компаний. Большинство компаний слишком маленькие, чтобы на равных разговаривать с компаниями типа Paramount Pictures", - говорит администратор сайта Nag.ru Павел Нагибин.
Бизнес-идея выглядит, без сомнения, заманчивой, однако здесь есть несколько "но". Во-первых, качество связи. Оно должно быть очень хорошим, иначе нормально посмотреть фильмы просто не удастся. Во-вторых, цены за доступ в Интернет. Конечно, это должен быть выделенный канал, и плюс ко всему желательно, безлимитный. Это в Москве и Питере стоимость "безлимиток" невысока, а вот про регионы такого сказать нельзя. "В регионах широкополосный доступ отстает от столичных показателей, он очень дорогой, высокие тарифы на помегабайтной основе и на безлимитный доступ в Интернет, который подразумевает доступ в 64-128 мегабит в секунду. На помегабайтных тарифах пользователь способен скачать, максимум, до 1 гигабайта", - рассказал Накануне.RU аналитик "J`Son & Partners" Григорий Бецков. К тому же, как он отмечает, в регионах дорогие цены на внешний Интернет, поэтому организуются местные ресурсы – это те же он-лайн игры, хранилище файлов и тому подобное.
"Сами каналы доставки данных в России довольно-таки плохие, - считает директор компании "PresScan", маркетинговый аналитик Николай Докучаев. - Как только у человека появится возможность с помощью мобильного (а сейчас в мире активно развивается 4G) получить фильм или игрушку по адекватной цене, заведомо дешевле, чем стоит посещение кинотеатра, и сопоставимое с пиратским диском, рынок будет развиваться. Он до нас еще не дошел, но никуда не уйдет".
Проблему дороговизны так называемой "внехи" "Контент-Хаус" решил, установив региональные узлы в городах своего присутствия. В ближайшее время в России планируется создать около 30-и таких узлов. Стоимость одного – порядка $150-200 тыс. Поэтому тут же встает вопрос об окупаемости проекта в регионе. Во-первых, широкополосный доступ есть не у всех, а те, кто его имеет, вовсе не факт, что захотят воспользоваться новой услугой.
"Пока непонятен ассортимент компании "Контент-Хаус", нельзя сказать, дорого 300 руб. в месяц или дешево", - подчеркивает администратор сайта Nag.ru Павел Нагибин. И несмотря на то, что для провайдеров данная услуга выгодна, так как они ничего не вкладывают, но при этом получают, по словам Павла Нагибина, вряд ли счет клиентов пойдет на тысячи, хотя через какое-то время услуга и может стать самоокупаемой. Эксперт добавляет, что, если смотреть на цену, то у Интернет-проката несколько конкурентов – пиратское видео, которое лежит на лотках, лицензионные DVD, тарелки НТВ+, а также кабельные телеканалы.
"Пиратские версии DVD стоят дешевле лицензионных, также достаточно близка стоимость лицензионного проката и пиратского. Как мне кажется, с прокатом контента ситуация развернется как с легальным софтом, только цены на него установятся адекватными, все встанет на свои места. Через Интернет получать фильмы удобно. Захотел – тут же получил", - напротив, полагает маркетинговый аналитик Николай Докучаев.
И все же, по мнению администратора сайта Nag.ru Павла Нагибина, пока вопрос проката видео в России решен через пиратство. И пусть не так давно вступили в силу поправки в закон "Об авторском праве", запрещающие бесконтрольное скачивание контента, до того момента, когда запрет реально начнет работать, еще далеко. |
"Мое личное мнение, что сервисы интерактивных услуг – полумера. Они будут продаваться, может быть, даже неплохо, но будущее не за ними. В Интернете нет границ, быстро наращивается мощность каналов, нет разницы, где делать магазин по продаже контента", - добавляет Павел Нагибин.
Аналитик "J`Son & Partners" Григорий Бецков отмечает, что, с одной стороны, шаги по борьбе с пиратством ведутся, провайдеры начинают закрывать файловые обменники, но, с другой стороны, есть ряд протоколов, которые закрыть невозможно – те же биллинговые сети. "Думаю, что ситуация на этом рынке может улучшиться лет через пять, когда начнут действовать принятые законы, появится централизованный Интернет в регионах, а не замкнутые кольца, и сами провайдеры будут больше сотрудничать с контент-провайдерами и продавать сервисы совместно. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге провайдеры пытаются предложить пользователю более расширенный список услуг: и видео на заказ, и музыку, и программное обеспечение. Оплата происходит с лицевого счета клиента, что очень удобно. В таком направлении мы и будем дальше двигаться".
Кстати, в Европе и США интерактивных контент очень развит. Например, во Франции, им пользуются 78% тех, кто имеет доступ в Интернет, в Испании – более 71%. Придет очередь и России.