Строго на Запад: Эскадра Северного флота отправилась к берегам Южной Америки
Эскадра Северного флота отправилась в Карибское море, к берегам Венесуэлы, для проведения военных маневров. В состав отряда входят атомный ракетный крейсер "Петр Великий", БПК "Адмирал Чабаненко" и пара вспомогательных судов. Сами учения состоятся в ноябре. Немного ранее в Южную Америку уже слетали два бомбардировщика Ту-160. Также не исключается, что в регионе "побывают" дальние самолеты ПЛО Ту-142М. Некоторые уже сравнили происходящее с 1962-м годом… О том, уместна ли подобная аналогия и куда еще могут отправиться отечественные корабли в интервью Накануне.RU рассказал глава Союза моряков-подводников и бывший командующий ВМФ СССР Владимир Чернавин.
Вопрос: Что Вы думаете о начавшемся походе?
Владимир Чернавин: Мне кажется, что это очень нужное во всех отношениях мероприятие. Оно полезно по всем направлениям. Во-первых, морякам Северного флота, которые должны плавать, отправляться в дальние походы с разными климатическими условиями. Походы трудные, но это необходимая школа, учеба. Во-вторых, крупная политическая акция, проводимая нашей страной. Я имею ввиду и отправку самолетов тоже. Нам нужно с Латинской Америкой поддерживать постоянные контакты и связи. Потому, что они выступили однозначно в поддержку нашей справедливой акции, которую мы провели в Южной Осетии, в связи с нападением и геноцидом, осуществленными руководством Грузии по отношению к южным осетинам. Такие контакты, - политические, экономические, военные, - необходимы. Я думаю, они продолжатся в будущем.
Вопрос: Уместно ли современную ситуацию сравнивать с 1962-м годом?
Владимир Чернавин: Нет. Во время Карибского кризиса мы перебазировали на Кубу ракеты, способные доставать до США. Сейчас никакое вооружение не перевозим. Никакой угрозы никому не представляем. С другой стороны, весь мир должен видеть, что мы готовы проводить соответствующие акции по защите наших политических, экономических и военных интересов в любом районе земного шара, и, в том числе, в любом районе мирового океана.
Вопрос: На Ваш взгляд, существуют предпосылки, позволяющие договориться с Венесуэлой о каком-либо постоянном присутствии в водах Карибского моря наших кораблей?
Владимир Чернавин: Я полагаю, что такие возможности есть. Хотя, наверное, в постоянном присутствии для флота пока нет необходимости. Но руководство Венесуэлы заявило, что оно всегда радо принять у себя российские корабли и этого, мне кажется, для начала, достаточно.
Вопрос: Насколько флот технически готов к таким походам в свете недавней трагедии на "Маршале Шапошникове"?
Владимир Чернавин: Флот готов к проведению одиночных походов подобного масштаба. Касаемо пожара на одном из кораблей – неприятные моменты всегда были на всех флотах мира, а не только на нашем. И, видимо, будут. Сегодня нет 100%-ой уверенности в любой технике, в том, что она всегда будет работать исправно и безотказно. Например, самолеты, к сожалению, падали и продолжат падать. Это текущие аварии, которые, хотим мы или не хотим, сопутствуют любым армиям и флотам.
Вопрос: Кроме Латинской Америки, куда еще сейчас могла бы направиться какая-либо российская эскадра?
Владимир Чернавин: В африканские страны, разделяющие нашу позицию. В дальневосточные страны. По-моему, подобные контакты станут расширяться.
Вопрос: Что Вы думаете о возможном возобновлении базирования в сирийском Тартусе?
Владимир Чернавин: Это не исключается. Раньше в Тартусе был пункт маневренного базирования и материально-технического обеспечения. Не база. Я думаю, что у нас сейчас нет нужды и возможности постоянного пребывания больших сил флота в Средиземном море. Сегодня флот возрождается, но, по известным причинам, он еще не в таком состоянии, когда мог бы крупными силами на постоянной основе находиться в Средиземном море, как это было при СССР. Но, по-моему, как только такие возможности появятся, присутствие возобновится.
Вопрос: Что Вы можете сказать о ситуации вокруг Севастополя и строительстве в Новороссийске второй базы?
Владимир Чернавин: В Новороссийске, действительно, строится второе место базирования для ЧФ. Но это совсем не значит, что мы бегом и с радостью станем выводить корабли из Севастополя. Севастополь – особый город. Мы заинтересованы в том, чтобы наши корабли там базировались на постоянной основе. До 2017 года есть соглашение. Раньше у нас никто данный вопрос даже не собирается рассматривать. Но я считаю, что назревают условия такие, когда флот может и должен остаться в Севастополе навсегда. Севастополь официально не передавался Украине, он не входил организационно в ее состав. Кроме того, Украина брала на себя обязательство не вступать ни в какие коалиции и не создавать иностранные базы на своей территории. Она сейчас нарушает названный пункт. Если Киев и дальше продолжит вести себя подобным образом, то некоторые соглашения, в частности по базированию флота, потребуют переосмысления.