Михаил Войтенко: Сомалийское пиратство можно уничтожить в две недели!
Очередной захват судна сомалийскими пиратами взбудоражил общественность необычным товаром. Танки и боеприпасы в руках морских бандитов – не обратить на это внимание уже нельзя. Слишком опасный груз, и слишком много сторон в нем заинтересовано. Не даром в точку конфликта пришли корабли США и России, хотя Америка здесь, казалось бы, при чем? Ведь на борту злополучной "Фаины" находятся украинцы, россияне и один гражданин Латвии – всего 20 моряков. Один из членов экипажа накануне скончался – не выдержало сердце. И теперь стоит непростая задача: и жизнь захваченных моряков сохранить, и груз вернуть. Цена вопроса - $20 млн. О том, почему была захвачена именно "Фаина", почему недопустимо силовое вмешательство в ситуацию и можно ли уничтожить сомалийское пиратство как явление, рассказал в интервью Накануне.RU автор и создатель проекта "Морской бюллетень", моряк с 16-летним стажем в водах Дальнего Востока Михаил Войтенко.
Вопрос: Почему был захвачен именно этот корабль с боеприпасами? Случайность или закономерность?
Михаил Войтенко: По всем имеющимся на сегодня данным получается, что судно было захвачено неслучайно. Мы не можем сейчас уверенно говорить, кому именно это было выгодно.
Вопрос: Одна из версий, что под лозунгом борьбы с пиратством США пытаются усилить свое влияние в Индийском океане.
Михаил Войтенко: В партии боеприпасов, которые находятся на "Фаине", заинтересованы многие. Но чтобы захватывали судно с такими далеко идущими целями – вряд ли. И с точки зрения политики это очень неприятно, когда танки в руках пиратов. Все намешано. Но, думаю, что история получилась сама по себе без злобных замыслов США.
Вопрос: Раньше такую сумму выкупа, как $20 млн, пираты не называли…
Михаил Войтенко: Сумма такая, потому что груз такой.
Вопрос: Не совсем понятно, как решать проблему. Выполнять требования пиратов?
Михаил Войтенко: Да, если мы говорим о безопасности экипажа. Моряки одного мнения: важнее всего жизнь экипажа. Вначале нужно платить выкуп, а потом разбираться, как угодно.
Вопрос: На ваш взгляд, наличие военных кораблей США и России в точке конфликта усложняет ситуацию?
Михаил Войтенко: Еще как усложняет. Самое главное, чтобы военные корабли не пытались силой освободить судно. Сейчас все зависит от позиции Украины. Если она твердо заявит о недопущении силовым путем освобождения судна, по своим каналам повлияет на процесс выкупа, ситуация завершится благополучно. Но напряжение растет, политики становится все больше. Дело может закончиться гибелью экипажа. |
Вопрос: На этом корабле есть и россияне. Должна ли Россия занимать более активную позицию?
Михаил Войтенко: Она должна объединить усилия с Украиной, потребовав, чтобы не было силового вмешательства.
Вопрос: Почему в ситуацию вмешиваются США?
Михаил Войтенко: Боеприпасы, которые на корабле, могут ухудшить ситуацию в регионе. Плюс, по одной из версий, США имеют отношение к самой сделке и доставке оружия.
Вопрос: На ваш взгляд, когда пираты требуют выкуп, кто должен его платить: государство или судовладелец?
Михаил Войтенко: Конечно, судовладелец. Такого, что нет требуемых денег, не бывает. Но нынешний случай – из ряда вон выходящий. Есть еще одна заинтересованная сторона – грузовладелец, то есть тот, кто танки продал. Все стороны и должны объединить усилия, найти требуемые деньги.
Вопрос: Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал страны вместе бороться с пиратством, поскольку в последнее время случаев нападения стало слишком много. Почему? С пиратами совсем не борются? Или пиратов невозможно искоренить?
Михаил Войтенко: Необходима договоренность ведущих стран (ЕС, Россия, Малайзия, Индия, Корея, США) между собой и координация усилий: создать единый командный центр, командный план - и проблема решиться.
Сомалийское пиратство (их несколько сотен, в настоящий момент насчитывается четыре-пять активных банд) можно вычистить в две недели. Но страны никак не могут между собой договориться, а правительствам вообще наплевать на эту проблему. |
Лишь когда это стало угрожать мировой экономике, они начали задумываться. То, что сейчас предпринимается для борьбы – чушь.
P.S.Международные ассоциации судоходных компаний выразили на днях гневный протест против бездействия мирового сообщества, не принимающего никаких мер против пиратства в Аденском заливе.
"В настоящее время нападения пиратов на суда, сопровождающиеся обстрелом из автоматов и гранатометов, происходят каждый день, более 200 моряков находятся в плену у пиратов в ожидании выкупа. Если бы такими темпами начали похищать гражданские пассажирские самолеты, то позиция стран мирового сообщества была бы совершенно другой. Однако к коммерческим судам, которые являются кровью мировой экономики, отношение возмутительно безразличное – наверное потому, что их работу мало кто видит. Отрасль просто поражена тем, что ведущие мировые державы, с их гигантскими военно-морскими силами, не могут обеспечить безопасности судоходства на одной из самых главных водных артерий мира, связывающей страны Азии и Индийского океана с Европой и Восточным побережьем Северной Америки – ведь речь идет о Суэцком канале...
Ситуация настолько серьезная, что нет сомнений, при дальнейшей безнаказанности и эскалации пиратства ряд крупнейших судоходных компаний вынужден будет изменить маршруты следования своих судов, и направлять их к мысу Доброй Надежды в обход Суэцкого канала. Это удлинит время перевозки на направлении гланвых мировых грузопотоков на несколько недель, что вызовет жесточайшие негативные последствия для мировой экономики. По сути, может повториться кризис начала 70-х, когда Суэцкий канал был закрыт для прохода судов, и вероятность такого развития событий следует предотвратить как можно скорее...", - говорится в совместном заявлении мировых ассоциаций ICS/ISF, BIMCO, Intercargo и Intertanko, а также Международной федерации транспортных рабочих ITF, которое опубликовал "Морской бюллетень".