Будни уголовного розыска
Погоня, перестрелки, засады в темноте, разоблачение хитроумных планов. Одним словом, романтика уголовного розыска, представление о которой сформировано множеством сериалов, хороших и не очень. На деле, конечно же, не так. Долгий и изнурительный опрос всех, кто что-то когда-то мог увидеть, множество бумаг, которые нужно просмотреть, хотя рабочий день уже давно закончился. Работа, работа, работа. Вот и на этот раз начальник отдела по раскрытию преступлений прошлых лет службы уголовного розыска ГУВД по Свердловской области Алексей Искоренков в семь часов вечера, несмотря на отпуск, был в своем кабинете и согласился побеседовать с Накануне.RU. О том, какова "кухня" раскрытия преступлений, как ищут серийных маньяков и каков портрет "среднестатистического" убийцы – в нашем интервью.
Вопрос: В действительности, мало кто представляет, из чего состоит ваша работа. Мнение об уголовном розыске сложилось из различных сериалов. Вы сами их смотрите? Насколько они правдивы?
Алексей Искоренков: Единственный фильм, который более-менее реально отразил специфику работы уголовного розыска – "Улицы разбитых фонарей". Это философское название. Можно сказать, что мы выходим на эти улицы разбитых фонарей, где ничего нет, где ожидают всякие напасти. И приходится на этих улицах действовать, работать.
Вопрос: Вы возглавляете отдел по раскрытию преступлений прошлых лет. Как получилось, что Вы стали этим заниматься?
Алексей Искоренков: "С улиц" я ушел четыре года назад, сейчас занимаюсь организацией оперативно-розыскной деятельности. Около двух лет руковожу вновь созданной оперативно-розыскной частью по раскрытию преступлений прошлых лет. Это так называемые "висяки", "глухари" – те преступления, которые остались нераскрытыми в прошлые года. Их достаточно много. Задача нашего отдела – реанимировать эти дела, раскрыть и добиться торжества справедливости.
Вопрос: Какие основные проблемы в Вашей работе?
Алексей Искоренков: Раньше, чтобы попасть в уголовный розыск, нужно было побегать сержантом в ППС, затем поработать участковым, и потом уже только на тебя посмотрят, стоит ли брать в уголовный розыск. Это всегда была элита. В определенном смысле так остается и сейчас, но в упрощенном варианте. Милиция испытывает большой кадровый голод. Проблем очень много, а льгот почти никаких и зарплата маленькая. Здесь в управленческом аппарате мы работаем по десять-двенадцать часов с одним выходным. Это стандартный график работы, а те ребята, которые работают в районных и городских управлениях, у них график еще сложнее. Пока молодые, этот ритм выдерживают, а потом многие ломаются, переходят в другие службы. Когда я непосредственно занимался оперативными мероприятиями, то часто приходилось работать и по ночам. Это "издержки производства". Если не будешь напрягаться, переступать через себя, сутки отработал и не остаешься на вторые сутки, когда нужно остаться, то преступление останется нераскрытым, повиснет и перейдет в разряд преступлений прошлых лет.
Вопрос: С чего начинается раскрытие преступления?
Алексей Искоренков: Все начинается с заявления или звонка, что обнаружен труп неустановленного мужчины или женщины. Дежурная часть организует выезд на место преступления. При каждой части есть следственно-оперативная группа, куда входят следователь, участковый уполномоченный и оперативник. Также выезжают сотрудники прокуратуры, судебно-медицинской экспертизы. Задача уголовного розыска – оказание помощи следователю и участковому, розыск по горячим следам и установление преступника.
Первым делом мы осматриваем место происшествия и совершаем подворно-поквартирный обход, то есть опрашиваем соседей с верхних-нижних этажей. Иногда нужно опросить всех соседей, иногда весь дом, а иногда всех жителей соседних домов. Это занимает, конечно, определенное время, но обязательно дает результат. Кто-нибудь что-нибудь обязательно видел. Оперативный работник, анализируя полученную информацию, составляет в голове определенную картину: что, как произошло, какое оружие преступления, какой мотив. Далее планируем совместные действия вместе со следователем и выдвигаем версии, проводим мероприятия по их проверке.
Выдумывать ничего не нужно. Преступления совершаются, как правило, лицами из числа связи. Законы криминалистики вечны. Устанавливается круг общения потерпевшего и начинается работа. Дальше – дело техники. Если человека видели заходящим в подъезд, а он, когда мы вызываем на допрос, говорит, что жертву не видел несколько месяцев, естественно, у нас возникают вопросы.
При раскрытии любого преступления нужно идти разговаривать с людьми. Это только Шерлок Холмс дедуктивным методом раскрывает преступление: трубку покурил, коньяка выпил, оказывается, еще семипроцентный кокаин себе вводил, и в течение получаса приходило решение. У нас не так – разгадку подсказывают люди. |
Вопрос: Что чаще всего является мотивом преступления?
Алексей Искоренков: Около 70% убийств совершаются на бытовой почве: напились, подрались, и кто-то кого-то убил оружием, начиная с кухонного ножа, заканчивая табуреткой.
Вопрос: Если можно нарисовать "портрет" среднестатистического преступления, как он будет выглядеть?
Алексей Искоренков: В основном убийства происходят вечером, после 18:00, так как днем люди заняты работой или еще чем-то. Рабочий пришел с завода, что ему делать? Пригласил соседей, выпил. Алкоголь в этом плане нам большой враг.
Самое частое орудие преступления – обычный кухонный нож. Обычно, как убийцей, так и жертвой, являются мужчины в возрасте от 30-и до 50-и лет. Но бывает, что и женщины убивают мужчин: сожителей, мужей, отцов. |
Вопрос: В чем специфика раскрытия преступлений прошлых лет? Как их вообще возможно раскрыть, когда прошло много времени и следы затерялись?
Алексей Искоренков: Когда работаем над раскрытием преступлений прошлых лет, изучаем материалы уголовного дела, милицейского дела, уже видны недоработки, недоделки. Повторно приходится выезжать на место преступления, разговаривать с людьми. Иногда бывает, что открываются новые обстоятельства. Бывает, люди признаются. Проходит время, проходит и страх у свидетелей.
Вопрос: А с чего Вы начинали свою работу в органах внутренних дел?
Алексей Искоренков: Службу начал в 1989 году в должности рядового, потом мне присвоили младшего сержанта, я был младшим инспектором уголовного розыска по борьбе с карманными кражами. Мы ловили карманников в центре Екатеринбурга, на транспорте. Работа тоже очень интересная, сочетает в себе методы работы многих служб, в том числе тех, которые находятся за грифом секретности.
Преступников задерживали, но доказывать эти преступления очень тяжело. Если человек пришел в милицию и сказал, что украли кошелек, то это преступление практически никогда не раскроется. Преступления раскрываются только тогда, когда задерживают с поличным. Приходилось и на "колбасе" в троллейбусе кататься, и за трамваями бегать, и гоняться на машине, и сражаться с карманниками. Многие оказывали сопротивление, но старались задержать превосходящими силами. Важно человека зафиксировать, чтобы он не выбросил кошелек. |
Вопрос: Знаю, что Вы участвовали в раскрытии нескольких "громких" убийств. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Алексей Искоренков: Наша оперативно-поисковая группа работала на базе УВД Екатеринбурга (и сейчас работает), была большим подспорьем для отдела уголовного розыска. Нас часто включали в состав следственно-оперативных групп, где мы непосредственно занимались раскрытием убийств. Уже 1990 году меня включили в группу по раскрытию убийства пятилетней девочки в Верх-Исетском районе. Поехала девочка кататься на велосипеде и потерялась. Обнаружили изнасилованной и задушенной. Убийцу нашли, но он был отпущен за недоказанностью. Это местный бомж. Он признался, а потом отказался от своих показаний. Больше доказывать было нечего, хотя для нас, оперативных работников, картина была ясна.
В 1991 году нас направили в Реж. Я даже не знал, где он находится. В ноябре 1989 года пропали две девочки, 6-и и 12-и лет. Они со "Стройгородка" (микрорайон города Реж) пошли в поселок Быстринский к своей бабушке и пропали. В апреле 1990 года их обнаженные тела с ножевыми ранениями, черепно-мозговыми травмами были обнаружены в лесном массиве этого поселка. Тогда такие преступления становились очень резонансными. В Реже есть гостиница под названием "Гавань". Весь второй этаж занимала наша следственно-оперативная группа.
Кто мог совершить такое преступление? Вначале выдвигались типовые версии: ранее судимые, психически больные. Отрабатывали любую информацию, проверяли все связи. Была задействована масса народу. Совместными усилиями через полгода был установлен человек, совершивший это преступление. На кого не подумаешь. 16-летний подросток. Когда у него спросили: "Зачем?", рассказал, что насмотрелся видеофильмов. Закон гуманен. Ему дали десять лет, несовершеннолетним больше не дают.
Или другой случай. С 1998 года на территории Невьянска, Кировграда, Новоуральска пропадали девочки, иногда находили их трупы. При более глубоком анализе мы поняли, что, скорее всего, на территории Свердловской области появился очередной маньяк. В 1999 году отправили в Невьянск, понять, серийный маньяк или нет. Выехали, изучили материалы уголовных дел. Получается, что все девочки 10-12 лет, блондинки, худощавого телосложения. Большинство из них просто пропали, следов обнаружено не было.
Мы начали проводить оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия, работали очень плотно. Как потом выяснилось, преступник очень тщательно скрывал следы.
В 2000 году в Невьянске было совершено дерзкое нападение. Несовершеннолетняя Катя вместе с маленькой сестрой Настей возвращались из детского летнего лагеря, перешли дорогу. Надо было пройти немного по полю. Им навстречу выскочил молодой человек, схватил Настю, приставил нож к горлу и хотел с собой забрать. Но Катя взамен сестры пошла сама под нож к маньяку, Настя убежала. В итоге преступник захватил Катю, посадил в машину. Больше девочку живой никто не видел.
29 июля 2003 года в пионерском лагере "Таватуй" пропала 16-летняя девушка Евгения. Первая мысль – неужели это наш маньяк?
Опросив воспитателей, детей, установили, что в этот пионерский лагерь приезжал молодой человек на светлом автомобиле. Нашли его. Провели проверку на детекторе лжи. В итоге он сознался в четырех преступлениях, впоследствии был изобличен в 11- и убийствах.
У него была жена, ребенок, несколько любовниц. С виду нельзя сказать, что какой-то монстр. Почему нападал на детей? С ними легче всего справится. Его посадили пожизненно. Жена сменила фамилию, уехала из города.
Вопрос: Алексей Николаевич, наверняка, невозможно переживать за каждого убитого? Цинизм присутствует в Вашей профессии?
Алексей Искоренков: Бывают такие преступления, что душа у любого человека, даже привыкшего к крови, содрогается.
Вопрос: Наверное, жена уже давно смирилась с Вашим графиком работы?
Алексей Искоренков: Конечно, но нет-нет, проскользнет: "Как мне надоела твоя работа!" Хотя мы уже 20 лет вместе. Действительно, говорят, что нашим женам надо ставить памятники при жизни. Это правда, потому что неописуемо, как они выдерживают наш график работы. Раньше, конечно, когда ссорились, говорил: "Мы тут такими делами занимаемся!". А сейчас с годами вижу, сколько легло на ее плечи. Весь быт, воспитание ребенка (у меня дочери 13 лет), она все тянет на себе.
Вопрос: Хотели бы, чтобы дочь пошла по Вашим стопам?
Алексей Искоренков: Ни в коем случае. Хотя у нас много женщин работает, не самая плохая работа для женщины.
Вопрос: Рассказываете дома о своей работе?
Алексей Искоренков: Вы знаете, приходишь домой часиков в девять. Жена: "Поговори со мной. Почему ты не говоришь?" У нас на работе 62 аппарата, если хотя бы 15 аппаратов позвонят, с каждым человеком поговоришь несколько минут, плюс совещания, выезды, то дома уже не до разговоров.
Вопрос: Но бывает же у Вас отпуск, вот как сейчас? Неужели совсем не позволяете себе отдыхать?
Алексей Искоренков: Единственный отдых, который я могу себе позволить – пойду скоро на пенсию, у нас выслуга 20 лет. Раньше я думал: как же военные, такие молодые, в 40 лет пойдут на пенсию? Что они будут делать?
Вопрос: А Вы что будете делать?
Алексей Искоренков: Полгода просто лежать на диване.
Вопрос: Это Вам сейчас, наверное, так кажется.
Алексей Искоренков: Конечно. Ушел в отпуск и со следующего дня сразу же начал ремонт дома.
Вопрос: Алексей Николаевич, во многих фильмах, книгах, есть некое противостояние: следователь-преступник. Между ними идет игра, кто кого перехитрит. В жизни такое бывает?
Алексей Искоренков: Такие игры обычно в детективных сериалах. Преступления достаточно серьезные, преступники понимают, что играть-то не стоит, они целенаправленно скрываются, оказывают сильнейшее противодействие следствию.
Вопрос: А какие эмоции Вы испытываете после того, как преступник пойман и тяжелая работа завершена?
Алексей Искоренков: Зависит от психофизиологического состояния, но обычно – большое удовлетворение. Иногда бывает, что просто получаешь результат, но лучше было бы его отсутствие. Разные бывают ситуации. Бывает, когда жертва сама длительное время провоцирует на совершение преступления. По закону человек преступник, а по совести – нет. Особенно, если это женщина и у нее есть маленькие дети.