Mail.Ru: О планах не рассказываем - лучше сделать пользователям сюрприз
В этом году национальной почтовой службе и просто одному из самых посещаемых сайтов Рунета Mail.Ru исполнилось 10 лет. С 1998 года и в реальном, и в виртуальном пространстве России изменилось очень многое. Что нового готовит для своих клиентов компания, каковы перспективы рекламы в интернете и какие особенности появились у Рунета в последние годы? Как защищают письма пользователей, почему россиянам так интересны социальные сети и что ждет тех, кто выходит во всемирную сеть с мобильного? На эти и многие другие вопросы Накануне.RU ответила вице-президент, директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова.
Вопрос: Компании Mail.Ru в этом году исполняется 10 лет. Какой главный итог этого десятилетия для компании? Насколько велики различия между тем, что было в 1998 году, и тем, что есть сейчас?
Анна Артамонова: Разница между Mail.Ru сегодня и десять лет назад – значительная. В 1998 году мы были всего лишь небольшим почтовым сервисом (хотя и стремительно набирающим популярность). Сегодня бесплатный сервис электронной почты Mail.Ru – лидер в России и СНГ. И теперь почта – далеко не все, что предлагает пользователям портал Mail.Ru. Сегодня на страницах портала можно найти около 40 проектов, большинство из которых занимают ведущие позиции в своих сегментах рынка.
Предназначение большинства из них – помогать людям находить друг друга и общаться между собой. Помимо почты, это национальная социальная сеть Мой Мир@Mail.Ru (в которой на днях зарегистрировался 25-миллионный пользователь), лидирующий российский инстант-мессенджер Mail.Ru Агент (каждый месяц больше 7 миллионов его пользователей отправляют около 2 миллиардов сообщений), фото-, видео- и блогхостинги Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.Ru, Блоги@Mail.Ru и многие другие.
Чего еще мы достигли? В 2008 году Mail.Ru стал абсолютным лидером Рунета по аудитории – это очень важное событие для нас, безоговорочное признание наших заслуг и подтверждение того, что мы все делали правильно. Также за прошедшие годы мы вышли за пределы Москвы, открыв офисы в российских регионах (Новосибирск, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург).
Вопрос: Mail.Ru традиционно входит в тройку самых посещаемых сайтов Рунета наряду с поисковиками и социальными сетями. В первую очередь Mail.Ru – это почтовая служба. Какой сервис стоит на втором, третьем месте? Вообще, можно ли говорить о поисковой системе Mail.Ru как о конкуренте Яндексу и Google?
Анна Артамонова: В тройку самых посещаемых сайтов Рунета Mail.Ru, действительно, входит уже много лет, но нельзя не отметить очень важную деталь. В 2008 году мы не просто остались в тройке лидеров, мы стали первым порталом Рунета по аудитории (данные независимой исследовательской компании TNS).
Я бы не стала так упрощать, говоря, что Mail.Ru = почтовая служба. Да, конечно, почта – самый популярный и самый главный наш сервис, но за десять лет своего существования Mail.Ru также стал и главным коммуникационным порталом Рунета. Помимо почты для нас очень важны все наши коммуникационные сервисы – национальная социальная сеть Мой Мир@Mail.Ru (второй по аудитории проект Mail.Ru с ежемесячной аудиторией около 15 миллионов человек), лидирующий российский инстант-мессенджер Mail.Ru Агент (ежемесячная аудитория свыше 7 миллионов пользователей), фото-, видео- и блогхостинги Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.Ru, Блоги@Mail.Ru, сервис онлайн-дейтинга Знакомства@Mail.Ru, которые также весьма популярны.
Наш поиск – Поиск@Mail.Ru – также входит в ТОП-5 самых популярных проектов Mail.Ru (после почты). Его ежемесячная аудитория – 10-11 миллионов человек, сайт входит в тройку самых популярных поисковиков Рунета (по данным LiveInternet).
Но этим проектом присутствие Mail.Ru на рынке поисковиков Рунета не ограничивается. Мы развиваем под независимым брендом еще один поисковый сервис – GoGo.Ru, целиком разработанный нашими специалистами и содержащий в себе немало инновационных разработок. GoGo.Ru первым предложил пользователям Рунета поиск по видео, первым стал работать с синонимами … Возможно, доля проекта на поисковом рынке пока не столь уж и велика, но результаты независимых исследований показывают, что с технологической точки зрения поиск GoGo.Ru не только не уступает "большим" конкурентам, но в некоторых аспектах даже превосходит их.
Вопрос: Какие новые проекты появятся у компании в ближайшее время? Какими новыми инструментами смогут воспользоваться ваши клиенты?
Анна Артамонова: Мы предпочитаем не рассказывать о своих планах, о том, какие проекты хотим запустить в ближайшее время - лучше преподнести пользователям сюрприз. Одно можно сказать совершенно точно – все наши новые проекты так или иначе будут органично "вписываться" в общую коммуникационную стратегию Mail.Ru.
Если же говорить о существующих проектах, то в почте у нас, например – курс на юзабилити (повышение удобства пользования сервисом) и дальнейшее развитие антиспам-системы. Например, в конце мая стартовала новая ее версия, в результате количество попадаемого в ящики пользователей спама стало еще меньше, чем раньше.
Много нововведений предложим в ближайшее время посетителям проекта Игры@Mail.Ru. Игры – одно из ключевых для нас направлений. Мы разработали собственную игровую платформу, причем созданные на ее основе онлайн-мини-игры всего за три месяца стали самыми популярными в Рунете. И в целом Игры@Mail.Ru – самый большой игровой сайт в российском интернете.
Из недавних наших нововведений стоит упомянуть о Mail.Ru Агенте – недавно появилась его новая версия, 5.2, одной из самых главных особенностей которой является голосовая связь высочайшего качества. Вообще, VoIP-в инстант-мессенджере – одно из важнейших направлений, которое мы активно развиваем.
В общем, планов очень много, развивать будем все и очень активно – ни одно пожелание наших пользователей не останется без внимания.
Вопрос: Как Вы вообще оцениваете изменения, произошедшие с Рунетом в последнее время? Например, как Вы можете оценить перспективы рекламы в интернет-пространстве?
Анна Артамонова: В последние годы в Рунете приобрели колоссальную популярность социальные сети и "социализированные" проекты в целом - все, что связано с коммуникациями. Нам это было "на руку" - Mail.Ru традиционно фокусировался на этом рынке, и когда начался бум сервисов для общения, мы серьезно укрепили свои позиции.
Что касается рынка интернет-рекламы - он растет очень быстро, удваиваясь ежегодно. Сегодня в глазах многих рекламодателей интернет-реклама - это не новое экспериментальное направление, но обязательная строка в бюджете.
Причина понятна - аудитория интернета постоянно увеличивается, он начинает играть в жизни людей все более значительную роль. При этом в интернете собраны "сливки" общества, т.е. самая высокодоходная и образованная часть населения - попробуйте сравнить социально-демографические показатели тех, кто видит наружную рекламу на улицах города с теми, кто видит баннеры в сети.
Если же говорить о перспективах, то сейчас активно развиваются всевозможные технологии таргеттинга (фокусировки) рекламы, благо интернет-среда позволяет это делать очень четко – это позволяет еще более эффективно "выходить" на целевую аудиторию.
Вопрос: Ранее выход на биржу Вашей компании был перенесен как минимум на 2009 год. С чем это связано?
Анна Артамонова: На тот момент причина заключалась в том, что все акционеры, которые хотели продать свои доли, уже сделали это. А другие инвесторы продавать свои доли в Mail.Ru не хотели (и не хотят). Однако, учитывая сложившуюся сейчас на финансовом рынке ситуацию, мы видим, что решение отложить IPO оказалось весьма мудрым и дальновидным – условия на бирже сейчас крайне неблагоприятные.
Вопрос: Коснулся ли каким-либо образом компании мировой финансовый кризис?
Анна Артамонова: Mail.Ru находится в весьма выгодных, по сравнению со многими другими компаниями, условиях: у нас нет займов, мы развиваемся целиком на собственные средства, держим очень высокую "планку" рентабельности бизнеса. Так что кризис для нас – разве что дополнительный стимул быть еще более эффективными.
Вопрос: Сейчас в российских интернет-компаниях часто случаются изменения в составе акционеров. Собирается ли Ваша компания в ближайшее время привлекать каких-то новых инвесторов?
Анна Артамонова: Денег на дальнейшее развитие у Mail.Ru в настоящий момент хватает. А возможные изменения в составе акционеров предпочту не комментировать.
Вопрос: Очень многих пользователей любых почтовых сервисов волнует вопрос о конфиденциальности. Кто и как обеспечивает защищенность писем на вашем сервисе от "несанкционированных" вторжений?
Анна Артамонова: Во-первых, почтовый сервис Mail.Ru хранит пользовательские пароли в зашифрованном виде, причем функция шифрования – односторонняя (то есть получить по шифру исходный пароль невозможно). Во-вторых, функционирует внутренняя система мониторинга доступа к пользовательским аккаунтам, полностью исключающая возможность перлюстрации пользовательской корреспонденции.
Что касается "защиты от несанкционированных вторжений" - взломать почтовый ящик на Mail.Ru практически невозможно. Система безопасности препятствует внедрению в письма "зловредного" кода, перебору паролей и секретного вопроса, несанкционированному проникновению в почтовый ящик и т.д.
Вопрос: Не так давно Mail.Ru обзавелся собственным мобильным ICQ-клиентом. Вообще, как вы оцениваете, перспективы мобильного интернета в России? Насколько на пользователей мобильных телефонов ориентирована ваша компания?
Анна Артамонова: Да, мы купили компанию Smape, которой принадлежал один из самых популярных ресурсов телеком-тематики в Рунете Smape.ru и известнейший ICQ-клиент для мобильных платформ Smaper. Разработчики последнего усилили нашу команду, развивающую Mail.Ru Агент, а на базе Smape.ru мы запустили новый проект Mobile@Mail.Ru, который будет особенно интересен любителям разных гаджетов, мобильных устройств.
Мы уделяем развитию мобильного Mail.Ru много внимания, так как считаем, что у мобильного интернета – большие перспективы в России. У нас есть немало проектов в этом направлении. Помимо уже перечисленных, это мобильная версия портала wap.mail.ru и несколько программных продуктов – мобильный инстант-мессенджер Mail.Ru Агент, программа для удобной работы с почтовыми ящиками на Mail.Ru с портативных устройств "Мобильный почтальон".