Василий Михеев: России нужно усиливать восточный вектор
Сегодня российский премьер Владимир Путин серьезно упрекнул доллар, одновременно предложив Китаю совершенствовать взаимные расчеты в рублях и юанях. "Мир, основанный на долларе, переживает серьезные проблемы", – заявил он. Сегодня же должно состояться подписание соглашения о крупных поставках нефти в Китай. Вместе с тем, Саркози уже не раз высказывался о важности диалога с Китаем и Индией в поиске путей для выхода из кризиса, а страны Азии в какой-то степени "научены" относительно недавними кризисными событиями, после которых там последовал бурный рост. О том, что Китай может предложить миру в момент кризиса, появятся ли в мировой экономике новые принципы и возможна ли переориентация России на Восток, в интервью Накануне.RU рассказал экономист, эксперт Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Василий Михеев.
Вопрос: На прошедшем саммите Европа-Азия в Пекине президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози заявил о том, чтобы уже на встрече 20-ки 15 ноября в Вашингтоне найти решение по преодолению финансового кризиса. Какую роль в этом смысле можно отвести Китаю?
Василий Михеев: Китай уже заявил, что будет участвовать в этом саммите и выступит с рядом идей и предложений. В позиции этой страны на себя обращает внимание, прежде всего, мнение о том, что каждая страна вносит вклад в мировую финансовую стабильность за счет того, что умеет управлять своими собственными финансами и обеспечивать стабильность внутри страны. Это первый пункт из подхода Китая. Также Китай выступает за широкое сотрудничество с другими странами в вопросах финансовой стабилизации. Китай будет исходить из того, что очень важно обеспечить соотношение в мировых финансах, которое сейчас нарушено. Появление новых финансовых инструментов должно сопровождаться жестким регулированием их функционирования, чтобы избегать "вздутия" рынков.
Второе очень интересное соотношение – между виртуальной и реальной экономикой – то есть виртуальной экономикой, представленной на фондовых рынках, и реальной экономикой, представленной на заводах. Важно не забывать, что виртуальная обслуживает реальную, а не наоборот.
В-третьих, важно соблюдать пропорции между сбережениями и потреблением, чтобы потребление не опережало огромными темпами сбережение и тем самым не подрывало устои экономики. Такая китайская позиция будет, по крайней мере, с вниманием выслушана на саммите. Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что Китай способен сыграть позитивную роль на этом саммите.
Вопрос: Насколько это будет соотноситься с позициями России и ЕС?
Василий Михеев: Если проанализировать только что состоявшийся саммит в Пекине, в котором участвовали страны Евросоюза и ведущие государства Азии, то можно увидеть, что часть предложений Китая, о которых я говорил, в той или иной форме нашла отражение в общей резолюции. Главное, что у Китая и Евросоюза есть понимание того, что необходимо, во-первых, восстановить стабильность, а во-вторых, восстановить доверие к фондовым рынкам. В вопросе восстановлении доверия подходы могут различаться, однако здесь можно рассчитывать на компромисс. Россия также не возражает против восстановления доверия и стабильности. Другое дело, какие конкретные механизмы будут ею предложены. Но для диалога и достижения компромисса, в любом случае, есть поле. Для этого надо подождать, как будут развиваться события на саммите 15 ноября.
Вопрос: Не секрет, что финансовые институты в Восточной Азии довольно слабы. В связи с этим, не ставится ли под сомнение то, что страны региона могут оказать существенное влияние в преодолении финкризиса?
Василий Михеев: Относительно слабости это совершенно верно, хотя кризис всегда подталкивает на какие-то действия. Во время азиатского финансового кризиса (в 1997-98 гг. Индонезия, Таиланд и Южная Корея в попытках защитить национальные денежные единицы от полной девальвации истощили свои валютные резервы, а после этого были вынуждены обратиться к МВФ за помощью, - прим.) появилась система двухсторонних соглашений между ЦБ азиатских стран. При ней банк страны, испытывающей трудности, может использовать имеющиеся у него резервы банка страны-партнера. Сейчас речь идет о том, чтобы сделать эту систему многосторонней, пока есть больше десятка двухсторонних соглашений. Интересна идея создания "финансового пула спасения", который на первом этапе сформируют Китай, Япония и Южная Корея. В результате может получиться новый финансовый институт стабильности.
Поэтому мнение о том, что институты слабы, совершенно верное, но следующим шагом является идея по их укреплению в таких многосторонних форматах. Этот кризис, я думаю, подтолкнет укрепление и на национальном, и на региональном уровне финансовых институтов в Азии и, прежде всего, в Китае.
Вопрос: А можно ли говорить о том, что сейчас Европа действительно ищет некий "азиатский противовес" Белому дому, о чем сейчас много говорится?
Василий Михеев: В условиях глобальной экономики понятия "Восток" и "Запад" исчезают. Какой может быть противовес в условиях взаимозависимости? Ведь у Китая сотни миллиардов долларов "закачены" в казначейские облигации США. Этот подход политизирует финансовую ситуацию, а финансовая сфера одна из наиболее глобализированных сфер, и подходить к ней с политологическим анализом времен "холодной войны" фундаментально неверно.
Справка: В настоящее время азиатские страны в основном инвестируют валютные накопления в облигации США. Общая сумма инвестиций Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга в эти ценные бумаги превышает $1 трлн.
Вопрос: А как бы Вы прокомментировали возможную переориентацию российской экономики с ЕС на Восток? Накануне ряд федеральных СМИ писали о том, что в Минэкономиразвития подготовлен проект основных направлений внешнеэкономической политики России до 2020 года. При этом документ предусматривает "переориентацию торговли" с ЕС на Китай и Индию.
Василий Михеев: Я надеюсь, что в интерпретации позиции Минэкономразвития есть ошибка, а если это действительно так, то она в корне неверна. В Китае есть спрос на наши энергоносители, но вопрос может заключаться не в переориентации – ведь нефтепроводы нельзя в одну секунду "перекинуть" в восточном направлении – а в параллельном развитии и усилении нашего восточного вектора. ЕС остается нашим основным партнером при любых обстоятельствах, а вот усиление восточного вектора российской дипломатии, в том числе и экономического, – это, безусловно, насущная задача. Тем более что форум стран АТЭС пройдет в 2012 году во Владивостоке. И просто обязанности российской стороны как хозяина заставляют Россию думать об усилении восточного вектора, но не в противовес чему-либо. В условиях глобализации одно направление может быстрее развиваться, другое – медленнее. У нас сейчас восточноазиатское направление развивается плохо и медленно, это надо учитывать.
Вопрос: Сегодня китайский премьер Вэнь Цзябао обсуждает ежегодные поставки до 15 млн тонн нефти в эту страну с Владимиром Путиным. Насколько экспорт углеводородов будет определяющим в наших экономических взаимоотношениях?
Василий Михеев: Изменить структуру экспорта уже невозможно за счет традиционной продукции, можно это сделать лишь за счет инновационной экономики, и президент дает указания по соответствующей стратегии до 2030 года. Нефть будет играть ключевую роль в развитии российского экспорта в Китай, кому-то это не нравится, но для того, чтобы исправить то, что не нравится, нужно сделать ставку на инновационную экономику – только это может быть прорывом на китайский рынок – результата не будет со старыми станками или самолетами, которые уступают "Боингу". Но это вопрос далекого будущего, а в среднесрочной перспективе углеводороды будут главным нашим товаром.
Вопрос: Как Вы считаете, спровоцирует ли нынешний финкризис новые мировые экономические принципы, в том числе, и региональные? Если да, то в чем они могут заключаться?
Василий Михеев: Безусловно, и я уже отчасти их упомянул. Совершенно на поверхности лежит необходимость прекращать торговлю "короткими" позициями, а также – разрыв между интересами брокеров, извлекающих прибыли из движения рынка – ведь им неважно, куда он идет – вверх или вниз – и интересами реальной экономики. Фондовый рынок создан для того, чтобы аккумулировать финансовые ресурсы для развития реальной экономики, однако сейчас он превратился в что-то вроде управляемого казино, управляемой рулетки (в какой-то степени – иногда и неуправляемой). Поэтому принцип подчинить работу фондового рынка задачам реальной экономики будет обсуждаться и в том или ином варианте присутствовать в будущих стратегиях.
Еще один принцип, если мы возьмем региональный уровень Восточной Азии, то это многостороннее взаимодействие. Я думаю, что эти два принципа будут ключевыми и начнут определять формирование новой финансовой архитектуры в Восточной Азии.
15 ноября на саммите в Вашингтоне больше будут обсуждаться идеи глобальных институтов. На этом саммите только начнется процесс, и это не будет собрание с результатом. Поскольку сразу не получится что-то сделать на глобальном уровне, поэтому сначала заработают региональные инициативы.
Вопрос: На Ваш взгляд, какое место занимает в нынешнем кризисе занимают идеи государственной интервенции и экономического регулирования?
Василий Михеев: Естественно, на государство рассчитывают как на последний рубеж обороны. Все программы связаны с тем, что зотоло-валютные резервы государств используются для поддержания тонущих корпораций. Но здесь есть один очень серьезный момент, он десять лет назад во время азиатского финансового кризиса всплыл, но сейчас о нем не говорят. Это моральный фактор.
Государство, в частности, наше, начинает поддерживать и дополнительно накачивать деньгами Сбербанк, у которого 200 млрд руб. прибыли за девять месяцев. Или тонущие компании, имеющие вход в Кремль. Зачем их поддерживать? Тогда они будут работать плохо, будут считать, что им можно рисковать, залезать в долги и рассчитывать на то, что государство в трудный момент всегда поддержит. Здесь кроется огромная дилемма – как сочетать государственную поддержку с этим моральным аспектом так, чтобы сама возможность поддержки не позволяла крупному бизнесу действовать неосмотрительно, нерационально. Решение этой дилеммы – один из главных вопросов реформы финансовых институтов и России, и на мировом уровне. |