Юрий Степкин: Когда речь идет о детском спорте, губернатор ставит жесткие задачи
Как известно, в этом году российские спортсмены порадовали нас небывалым числом побед на международном уровне. На недавнем заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта глава государства Дмитрий Медведев поставил четкую цель: к 2020 году создать условия для того, чтобы спортом занималась хотя бы половина наших граждан и не менее 80% детей. Пока же "спортивных" россиян насчитывается только 15%. В Челябинской области подобные показатели превышают общероссийские, но не намного. О том, что будет сделано, чтобы Южный Урал стал по-настоящему спортивным, как готовятся челябинские спортсмены к Олимпиаде-2012 в Лондоне и нужны ли России иностранные специалисты – в интервью Накануне.RU рассказал министр по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Юрий Степкин.
Вопрос: На недавнем заседании Госсовета Президент Медведев говорил о том, что сегодня физкультурой и спортом регулярно занимаются 15% граждан страны. Какова ситуация в Челябинской области?
Юрий Степкин: По нашим статочетам, в прошлом году спортом у нас занималось примерно 18,7% от всего населения региона. В 2006 году было 16,5%, а в этом году, по прогнозам, будет заниматься 23%, так что наши показатели по сравнению с общероссийскими несколько выше.
Вопрос: Какие меры планируется предпринять, чтобы увеличить число южноуральцев, занимающихся спортом?
Юрий Степкин: У нас построено достаточно большое количество спортивных сооружений, к тому же губернатором Петром Суминым и правительством области выделяются средства не только на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, но и на дополнительные ставки для работы в этих ФОКах, плюс у нас хорошо организована работа в клубах по месту жительства (в регионе насчитывается 187 таких клубов), где тоже выделяются дополнительные тренерские ставки. Соответственно, чем больше тренеров – тем больше детей приходит заниматься в секции. Для примера: в Нагайбакском районе, в селе Фершампенуаз есть ФОК с бассейном, и если население района составляет где-то 23-24 тысячи, то за год через этот ФОК проходит 11 тысяч. Рядом с комплексом есть легкоатлетический стадион с современным синтетическим покрытием, есть игровой зал, и половина жителей района посещают эти объекты.
Что делается еще? Программа по строительству ФОКов – мы от нее не отказываемся, мы продолжаем это делать, стараемся в год строить от трех до пяти таких комплексов. В настоящее время в Челябинской области функционирует 36 ФОКов: пять с искусственным льдом, 19 с игровым залом плюс еще три строятся, 12 комплексов с бассейном и игровым залом плюс три также строятся. Открыты двери для всех желающих заниматься физкультурой и спортом в семи ледовых дворцах, 33 бассейнах и 22 дворцах спорта. Помимо этого, в Сатке заканчивается строительство ледового дворца. В Челябинске активно идет строительство уникального конноспортивного комплекса. Также в южноуральской столице в декабре планируется сдача ледовой арены "Трактор", которая сможет "спортивно" охватить один из спальных районов города – Северо-Запад. Когда в области строятся такие дворцы – губернатором ставится жесткая задача, например, как в свое время перед "Уральской молнией": все учащиеся всех спортивных школ, которые там тренируются – за аренду не платят. За счет массового катания, за счет того, что к нам приезжают сборники из различных городов России оплачивается аренда, ну, а все спортивные школы занимаются бесплатно. А там у нас и фигуристы, и хоккеисты, и конькобежцы, и шорт-трек, и керлинг… Это привлекает будущих спортсменов.
Но нельзя, к сожалению, не сказать и о проблемах. Это кадры. Как правило, все хорошие специалисты в российских сборных, а на местах их немного, поэтому дефицит ощущается. Несильно, но когда спортсмен доходит до определенного уровня – хочется, чтобы тренер был на месте, чтобы не ездить в Москву. Поэтому нужны свои специалисты обязательно высокого уровня.
Вопрос: Как финансируется спорт на Южном Урале? Сколько денег выделяется и на что, какие приоритетные задачи стоят сейчас?
Юрий Степкин: В этом году у нас было дополнительное финансирование на подготовку и проведение Спартакиад, на кадры, на развитие инвалидного спорта. Приоритетные задачи – конечно, развитие массового спорта и введение в строй спортивных сооружений. Планируем, что в ближайшее время в Златоусте будет достроен плавательный бассейн для ватерпольной команды "Уралочка", сейчас практически все работы там закончены, остались только подготовительные, связанные непосредственно с вводом в эксплуатацию. Строится стадион Елесиной в Челябинске – первая-вторая очереди готовы (раздевалки, покрытие), сейчас строятся офисное здание, беговая дорожка и зал, где смогут прыгать шестовики. Одним словом, работа идет.
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали недавнее решение о дисквалификации российских легкоатлеток на два года? Насколько известно, одна из спортсменок представляет Челябинскую область.
Юрий Степкин: Действительно, одна из спортсменок – Гульфия Ханафиева – представляет Южный Урал. Ну, а что до решения Российской федерации легкой атлетики… Не совсем, конечно мы согласны с таким вердиктом, он был скорее политическим. Прямых доказательств в употреблении допинга нет, лишь косвенные предположения (ДНК проб не совпадает). Вопросов здесь больше, чем ответов. Мы от своих спортсменов не отказываемся, Гульфия тренировки не прекращала, 9 мая у нее заканчивается дисквалификация, то есть она уже сможет выступать на соревнованиях.
Вопрос: Начали ли южноуральские спортсмены подготовку к Олимпиаде-2012, которая пройдет в Лондоне?
Юрий Степкин: Да, у нас состоялась коллегия, на которой были оценены результаты выступления сборной Челябинской области в Пекине, были сделаны выводы и приняты решения о том, что и как нам делать в рамках подготовки к Лондону. В настоящее время Центры олимпийской подготовки составляют соответствующие программы. За ходом подготовки будет осуществляться жесткий контроль. Сейчас в области развивается больше ста видов спорта, и решено не разделять средства – "каждому по чуть-чуть", а более концентрированно направить их на подготовку спортсменов. Так, с нашим легкоатлетом Дмитрием Стародубцевым будет работать тренер Елены Исинбаевой и Сергея Бубки. Виталий Петров уже приезжал в Челябинск, давал мастер-классы для тренеров. Дмитрий будет ездить в Италию на сборы и будет тренироваться на Южном Урале. То есть, это уже такой кардинальный шаг – для подготовки конкретного человека к конкретным соревнованиям.
Пока результатов мы от него не ждем, планируется, что в 2010 году в Европе он покажет, чему научился, а за два года до Лондона можно будет в случае чего внести какие-то коррективы.
Вопрос: Как по-Вашему, в чем залог всех громких побед в российском спорте, которые произошли в этом году?
Юрий Степкин: С перестроечных времен многое изменилось. Сейчас политика Федерального агентства по спорту и Президента направлена как раз на то, чтобы развивать спортивное движение в стране. Финансирование увеличилось значительно, появился стимул, появились соревнования. Те же Спартакиады дали толчок к тому, чтобы у нас в стране реконструировались старые и строились новые спортивные сооружения, которые бы обеспечивались спортивным инвентарем и оборудованием.
Хотя если очень скрупулезно анализировать, приводя в пример ту же Олимпиаду, то в настоящий момент уходят спортсмены, которые были воспитаны еще Советским Союзом и происходит смена поколений – это так называемые "дети перестройки", когда тренеры не работали, когда был своего рода провал, и в ближайшие два года может не стоит ждать выдающихся результатов, но со временем… Тот же Дмитрий Стародубцев – ему всего 22 года, рано говорить, что он мог стать призером Олимпийских игр, а вот в 26-28 лет – это уже зрелый спортивный возраст, поэтому хорошие результаты будут.
Вопрос: Как считаете, нужны ли нам иностранные тренеры или нужно обращать больше внимания на российских специалистов, воспитание молодых спортсменов?
Юрий Степкин: Интересный вопрос. Если учесть, что половина российских тренеров работает за границей и готовит соперников – что в фигурном катании, что в других видах спорта… Дефицит хороших тренеров всегда был, хорошие специалисты нам нужны, ну, а заграничные или свои – это сложный вопрос. Лучше, конечно, воспитать своих, и мы на Южном Урале постараемся сделать это.