Путина попросят заняться торговлей
Региональные законодатели на фоне кризиса озаботились ситуацией в сфере торговли и ее государственном регулировании, о необходимости которого представители потребительского рынка говорят уже давно. Речь идет о специальном законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который премьер Владимир Путин еще 19 мая в Ессентуках поручил внести на рассмотрение правительства в срок до 30 мая. Законопроект не единожды обсуждался, корректировался, но не принят до сих пор. Сейчас в связи с финансовой нестабильностью возникли сложности во взаимоотношениях товаропроизводителей и торговых сетей: торговые сети просят отсрочить оплату поставок, и в ряде случаев полки магазинов пустеют, а сами они оказываются под угрозой закрытия. Продолжают вызывать недовольство и особенности национального ценообразования: в ряде случаев наценки в крупных торговых сетях составляют 40%. Тюменские парламентарии готовят обращение к Путину для ускорения принятия закона о госрегулировании торговли.
Обращение, как ожидается, будет принято на заседании Тюменской областной думы, которое состоится 27 ноября 2008 года. В целом закон должен установить единый порядок организации и осуществления торговой деятельности в РФ, способствовать развитию конкуренции, разграничить полномочия органов госвласти различных уровней. При этом первое, на что обращают внимание авторы инициативы, – складывающаяся структура цен на продукцию.
Кому нужен закон
"Мы хотим, чтобы председатель правительства потребовал от соответствующего министерства ускорения разработки концепции закона. Сегодня замолкли о проекте и говорят о том, что концепция разрабатывается, но мы ее не видели", – отмечает председатель комитета тюменского областного парламента по аграрным вопросам и земельным отношениям Юрий Конев. Он считает, что концепция закона необходима вследствие складывающейся ситуации в структуре цены на конечный продукт в России. "Если на Западе минимум 60% в конечном продукте средств идет тем, кто производит сырье и в среднем по 20% "раскладывается" на переработку и торговые наценки, то в России максимально сырьевики получают только 35%. Все остальные 65% цены в готовой продукции – это расходы на переработку и на торговые наценки, а в больших сетях мы видим, что порой наценки составляют 30-40%. Также непонятны и те препоны, которые торговые сети ставят товаропроизводителям для того, чтобы им попасть на прилавок", – рассказал он Накануне.RU.
Начальник управления потребительского рынка Тюмени Анатолий Канов также считает, что принятие законопроекта затянулось. "Все работники сферы потребительского рынка говорят о том, что такой закон действительно нужен. Уже рассматривались несколько проектов закона, которые вырабатывались и с участием органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, активно принимал участие в этом процессе и потребительский рынок российских городов, в том числе и Виктор Владимирович Контеев (вице-мэр Екатеринбурга, – прим.). Но мы работаем-работаем над этим проектом, а в итоге его либо отклонят, либо заволокитят", – сетует он.
Участники потребительского рынка отмечают, что с изменяющейся ситуацией меняются и требования к объектам торговли, а сейчас формат таких объектов устанавливается без каких-либо норм. "Требований к объектам (которые раньше устанавливалось ГОСТами) нет и нет разграничений полномочий органов госвласти различных уровней", – говорит Анатолий Канов.
Между тем, сам бизнес настороженно относится к ускорению принятия закона, хотя его представители уже отмечают, что нестабильность рассмотрения и обсуждения может сказаться на качестве. "Для бизнеса этот вопрос стоит не так остро, как может показаться на первый взгляд, потому что у бизнеса есть обоснованные опасения, которые связаны с тем, что введение в действие любого закона всегда сопряжено со сложностями на первом этапе его реализации. Бизнес понимает, что лучше, чтобы такой закон был, и регулирование торговой деятельности в определенных рамках осуществлялось, особенно в плане инфраструктурного развития муниципалитетов, регионов, а из-за отсутствия законодательной базы они не всегда развиваются должным образом", – рассказал Накануне.RU исполнительный директор НП "Альянс" (свердловское объединение предприятий торговли, общепита, поставщиков продовольственных товаров) Алексей Подоляко. Еще один аспект – это введение так называемых стандартов торговой деятельности. Этот механизм передан сейчас саморегулируемым организациям. Однако в условиях отсутствия нормативной базы это поле остается пустым, и закон о госрегулировании торговли мог бы заложить основы стандартизации, отметил он.
Но в целом об ускорении принятия закона Алексей Подоляко говорит не без настороженности: "Было бы хорошо, если бы такой закон был. Но мы за то, чтобы "семь раз отмерить и один раз отрезать". Здесь, как говорится в известном фильме, "торопиться не надо". Лучше закон подольше пообсуждать, но принять с меньшими недочетами, чем если это будет сделано впопыхах".
Почему пустеют прилавки и закрываются торговые сети
Примечательно, что инициатива об ускорении принятия закона появилась в напряженное для рынка торговли время, когда уже можно слышать о закрытии магазинов в Москве, Питере. Большую обеспокоенность вызывают взаимоотношения товаропроизводителей и ритейлеров.
"Ритейлеры, столкнувшиеся с проблемой рефинансирования ведущих проектов, либо столкнувшиеся с тем, что им нужно погасить долги, а рефинансировать их на текущем долге не получается, начали задерживать оплату за сделанные поставки", – поясняет аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. При этом, как считает начальник управления потребительского рынка Тюмени Анатолий Канов, в условиях кризиса взаимоотношения крупного сетевого бизнеса и товаропроизводителей могут усугубиться, если их не урегулировать. "Те сети, которые были закредитованы, тем более, если речь идет о больших кредитах, оказались в довольно сложной ситуации. Теперь они пытаются поправить свое положение за счет перекладывания части своих бед на "плечи" товаропроизводителей", – сказал он. Как правило, если до кризиса сроки оплаты поставок составляли от 30 до 45 дней, то теперь – 60 дней и более, отмечает Анатолий Канов и добавляет, что при этом товаропроизводители находятся в не менее худшей ситуации. В результате производители порой начинают отказывать торговым сетям в поставках, однако эта проблема характерна для местных небольших сетей, нежели для крупных федеральных.
"Крупным поставщикам благодаря объемам поставок в торговые сети удается отчасти урегулировать проблему с торговыми сетями. Проблемы появляются у небольших торговых сетей – оплату задерживают небольшие игроки, и то не все. Положение изменится, как только нормализуется ситуация на рынке капитала – сейчас уже банки первого круга получили финансирование, требуется время, чтобы деньги дошли до банков второго и третьего круга. А сейчас большинство крупных ритейлеров уже получили кредиты", – рассказала Накануне.RU аналитик Татьяна Бобровская. Но она считает, что механизмов, которые позволяли бы вмешаться в рыночные отношения товаропроизводителей и ритейлеров, нет. "В каждом случае контракты предполагают разные сроки. Здесь государство пока бессильно повлиять на эту ситуацию, оно дольше будет законодательно разрабатывать этот вопрос", – считает она.
А по словам инициаторов обращения к Путину, государство могло бы обеспечить региональным товаропроизводителям возможность более значимо быть представленным на прилавках крупных торговых сетей путем заключения соответствующих договоров между ритейлерами и руководством субъектов РФ. Депутат Юрий Конев убежден, что во взаимодействии ритейлеров и производителей должны учитываться региональные особенности: "Мы сегодня можем полностью обеспечить юг Тюменской области своими молочными продуктами, овощами, полностью обеспечиваем яйцом и практически полностью – куриным мясом. При этом мы имеем на прилавках подчас все, что угодно, но недостаток нашего куриного мяса. Те товары, которые мы производим, должны иметь возможность реализоваться в торговых сетях".
"Благодаря тому, что ритейлерам удобнее работать с крупными поставщиками, у которых есть собственные логистические мощности, либо уже хорошо выстроена логистика поставок в магазин, они могут отдавать приоритет крупным поставщикам по сравнению с региональными. Здесь нужно стимулировать не работу с игроками, с которыми экономически невыгодно работать, а необходимо стимулировать самих региональных производителей к тому, что они были удобными и выгодными контрагентами для торговых сетей, развивали свою инфраструктуру", – считает эксперт "Броккредитсервиса".
Исполнительный директор НП "Альянс" Алексей Подоляко также отмечает: "Это рабочие отношения (товаропроизводителей и торговых сетей, – прим.), все они регулируются одним его величеством законом спроса и предложения. Сегодня у нас в стране так сложилось, что производится больше, чем людьми может быть потреблено. Поэтому торговые сети сегодня вправе выбирать, кого "поставить" на полки, чтобы продавать товар выгодней, с большей прибылью. Это их право. И если производителю не нравится тот или иной представитель торговли, то он вправе его сменить". Он заметил, что в Свердловской области около 30 тысяч объектов торговли, при этом ни один ритейлер, даже самый крупный, не занимает больше 2-3% рынка.
Между тем, вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев ожидает, что финансовый кризис вызовет передел рынка торговли. "Сложилась уникальная ситуация: у тех, у кого есть финансовые возможности, очень вольготно себя чувствуют. Они могут купить коммерческую недвижимость, очень сильно развиваться, поглощать ритейлеров. Я думаю, что будет передел", - отметил Виктор Контеев.
Кто переписывает магазинные ценники
Одна из декларируемых целей обсуждаемого закона – попытаться начать регулировать систему ценообразования, рассказывает Алексей Подоляко и в связи с этим отмечает: "Практика показывает, что любое регулирование цен тут же вызывает их рост. В любом учебнике по экономике сказано: регулирование цен на продукты приводит к их дефициту, а следствием дефицита какого-либо товара будет повышение цены на него".
Начальник управления потребительского рынка Тюмени Анатолий Канов также считает, что едва ли цены в магазинах сейчас можно поставить под прямое государственное влияние. "От ведомства господина Гореедва (Минсельхоз, – прим.) исходит предложение об установлении жестких торговых наценок на хлеб, молоко, но я считаю, что этого не произойдет, потому что последствия будут достаточно печальными. Каких-то жестких рычагов влияния, за исключением, может быть, норм, предусматривающих соглашения между товаропроизводителями и продавцами (в первую очередь, крупными), этим законом не будет предусмотрено", – рассказал он. Такие соглашения могли бы предусматривать вопросы стабилизации цен на продукцию первой необходимости, считает Анатолий Канов. Депутат Тюменской областной думы Юрий Конев отмечает, что в ряде случаев наценки в крупных торговых сетях достигают 40%, впрочем, аналитик "Броккредитсервиса" Татьяна Борбровская считает, что, в основном, такие наценки идут на товары премиум-класса – высокого ценового сегмента. "На товары основных категорий такие высокие наценки, как правило, не делаются, потому что здесь конкуренция очень жесткая, есть много игроков и на региональных рынках", – рассказала она.
Так или иначе, наценки в наших магазинах можно считать довольно высокими по сравнению с западными, и это ни для кого не секрет. Ответ у представителей бизнеса на этот вопрос прост: соответсвующие цены на энергоносители, сырье, коммунальные услуги и их постоянное повышение.
"Я считаю, что пока в стране продекларирован рынок и пока он реально есть, заниматься регулированием цены – дело очень затратное и малоперспективное. Нужно сделать стабильными основные составляющие ценообразования – это цена на сырье и цена на услуги, с помощью которых это сырье обрабатывается и транспортируется. Причем цена на сырье зависит от цены на топливо, газ, электричество, коммунальные услуги. Получается, что и производитель обоснованно поднимает цену, и магазины это делают обоснованно. Поэтому регулировать ценообразование необходимо только там, где есть монополизация рынка: в нефтегазовом секторе, в электроэнергетике и сфере ЖКХ, притом, регулировать так, чтобы бизнес от этого не страдал", – рассказывает Алексей Подоляко. А, как известно, с 1 января цены на газ, электроэнергию и коммунальные услуги будут расти ускоренными темпами. Так, цена на газ и электричество повысится на 25% и это тут же отразится на магазинных ценниках. "Продукты подорожают на 3-4%, а то и на 5%. У производителей и ритейлеров просто не будет выбора: цены придется поднять, чтобы сохранить и без того невысокую (3-4%) рентабельность", – прогнозирует Алексей Подоляко.
Поэтому стоит задаться вопросом, кому же все-таки выгодно повышение цен? Крупнейшие монополисты сумели "продавить" Минфин, чтобы их ресурсы для граждан начали дорожать стремительными темпами, а это сразу же скажется на кошельке россиян не только в оплате коммунальных счетов, но и магазинных чеков. К слову, и наценки в магазинах (как и, например, цены на бензин на заправках) оправданы настолько, насколько покупатель готов за это платить. И это тоже – применение начальных экономических постулатов.
Таким образом, можно ожидать, что государственное регулирование торговли не зайдет далеко, однако в определенных вопросах в этой отрасли принятие закона действительно назрело. Утверждения документа ожидают (в лучшем случае) к апрелю 2009 года. Как рассказал депутат Юрий Конев, сейчас концепция закона уже находится "на выходе". "В таком случае в первом квартале 2009 года закон надо принять", – отметил он.