Южноуральским лазером - по всему миру
Южноуральские ученые представили свои разработки в области лазерной медицины на Международной ярмарке высоких технологий в Китае. Без награды не остались – обратно в Челябинск они привезли диплом за разработку лазерных медицинских технологий. Китайцы проявили большой интерес и заявили о желании поехать в Россию, чтобы освоить процесс производства. Однако южноуральцы уже решили, что не будут показывать коллегам из Поднебесной, как самим делать оборудование. О том, чем именно обусловлено такое решение, какие страшные заболевания можно вылечить при помощи лазера и где это находит большее применение, в интервью Накануне.RU рассказал сопредседатель Межвузовского медико-физического центра при Челябинском госуниверситете и Челябинской госакадемии, доктор физико-математических наук, профессор, академик Лазерной академии наук РФ Александр Лаппа.
Вопрос: Александр Владимирович, расскажите о разработках, которые были представлены на Международной ярмарке высоких технологий в городе Шеньжень.
Александр Лаппа: В Китае демонстрировались медицинские лазерные технологии Межвузовского медико-физического центра, были представлены несколько последних наших разработок. Они касаются довольно серьезных болезней, речь идет в основном о так называемой малоинвазивной хирургии. Слово "инвазивный" означает "проникающий", а "малоинвазивный" – соответственно "малопроникающий". Это малотравматичные операции, которые заменяют порой серьезные, кровавые, тяжелые операции с большим количеством осложнений. Прежде всего, были представлены наши разработки в области фотодинамической терапии лечения злокачественных опухолей. Вместе с коллегами из Москвы мы разработали и запатентовали новый фотосенсибилизатор. Это такое лекарство, которое вводится больному в кровь, в вену, и накапливается в опухоли, не накапливаясь при этом в здоровых тканях. Другое его свойство заключается в том, что оно является фотоактивным: под действием света определенной длины волны запускается фотохимическая реакция, которая приводит, в конечном счете, к гибели сенсибилизированных клеток. Мы уже достаточно давно этим занимаемся, и на выставке были представлены некоторые результаты.
Другая технология, очень эффективная – это технология так называемой остеоперфорации при лечении целого ряда костных заболеваний. Суть заключается в том, что в пораженной кости перфорируются лазером отверстия вплоть до костного мозга. В результате этой операции возникает несколько эффектов: полная декомпрессия (при гнойных воспалениях костный мозг находится в условиях повышенного давления и это вызывает болевой синдром). Но одной декомпрессии мало, вслед за ней происходит термическая санация. Кроме этого нанесенная травма стимулирует ангиогенез – образование новых кровеносных сосудов (известная защитная реакция организма), что также приводит к ускорению выздоровления. В результате получается эффективное малотравматичное лечение многих костных заболеваний: остеомиелитов различных форм, панарициев, плохо срастающихся переломов, асептических некрозов и других.
Еще одна технология – операция на щитовидной железе. Наиболее распространенной проблемой является узловой зоб – увеличение железы сопровождается узлами. Это доброкачественная опухоль, но она изменяет работу щитовидной железы, и эту опухоль надо удалять. Стандартная операция делается скальпелем, на горле, рядом с сонной артерией, нервами. К тому же тех, кто делает такие операции в России, можно сосчитать на пальцах. Однако можно обходиться без этого с помощью лазерной термотерапии. Операция выглядит таким образом: под местной анестезией, под ультразвуковым контролем в узел вводится иголочка. Человек при этом не испытывает никаких неудобств, находится в полном сознании. Потом в эту иголочку вставляется световод, который присоединяется к лазеру и происходит лазерный, локальный подогрев тканей. Не до очень высоких температур, это не сжигание. В результате такой процедуры локального прогревания (одной, а иногда и нескольких) патологические клетки гибнут, и через некоторое время этот узел уменьшается в несколько раз. Редко он рассасывается совсем, но его уменьшения достаточно для того, чтобы человек стал здоровым. Остается маленький неактивный узел, который абсолютно не мешает. Получается, что пациент обошелся без кровавой операции. Вот эти разработки и были представлены на ярмарке.
Вопрос: Каким образом будет строиться дальнейшее сотрудничество с китайскими учеными?
Александр Лаппа: Мы не планируем с ними сотрудничать по одной очень простой причине. Наш коренной интерес – продавать технику, оснащенную технологиями. Но с китайцами этот номер не пройдет совершенно: они просто-напросто возьмут наши технологии и сделают по ним собственные лазеры. У нас они уже не будут покупать, а все сделают сами. Нас это не устраивает, потому что мы бы хотели продавать эти медицинские технологии за рубеж только вместе с техникой. Сама технология стоит не очень дорого. Приедут китайцы к нам на учебу – сколько мы с них возьмем? Ну, к примеру, одну-две тыс. долларов. Это очень мало. А если бы они взяли и начали покупать у нас лазеры – тогда бы мы могли как-то жить, особенно при том финансировании, что есть у нас сейчас. Поэтому Китай в этом плане нас не интересует. А вот Бангладеш, Венесуэла – они просто не смогут сделать собственный лазер, да даже и не пытаются. Недавно несколько лазеров у нас купил Тайвань, но там их брали врачи. А люди с выставки – это не врачи, а те, кто делают эту самую лазерную технику. Нам это неинтересно.
Вопрос: А какие заболевания еще можно лечить с помощью лазеров?
Александр Лаппа: Помимо тех, о которых говорилось выше, в нашем центре разработана очень важная технология, которая востребована больше всего – это лазерное лечение гемангиом. Это заболевание – просто бедствие человечества. Дети очень часто рождаются с гемангиомами, во всяком случае, к одному году она есть у 10% детей. Это такая сосудистая опухоль, красно-багровое образование, которое просто обезображивает внешность еще с рождения. Они бывают разных видов – есть полегче, а есть и очень страшные. Мы достаточно давно этим занимаемся и научились лечить практически все виды гемангиом, включая самые сложные. К нам в Челябинск приезжают из других городов, даже из других стран.
У нас есть и другие технологии, ведь мы давно работаем. Могу сказать, что все они запатентованы, нас хорошо знают за рубежом, потому что мы не только занимаемся разработкой технологий и лечением, но и еще и учим врачей, сами много ездим как по России, так и по всему миру.
Вопрос: Где лазерная медицина находит большее применение – у нас в стране или за рубежом?
Александр Лаппа: Вообще, на мой взгляд, это понятие состоит из двух частей: собственно "лазерная медицина" и "лазерное шарлатанство". Второе является обычным бизнесом на несчастьи. Это так называемая низкоинтенсивная лазерная терапия или фотобиостимуляция, проще говоря, посветил на болячку – и все, якобы, прошло. Так уверяют те, кто использует этот метод, особенно если им при этом еще хорошо заплатить. Это все чистой воды психотерапия. Да, какой-то обезболивающий эффект есть, но вылечить окончательно болезнь нереально. Шарлатаны говорят: болит? А мы сейчас посветим на это место лазерным пучком с магнитными полями и прочими сложными импульсами - и все пройдет. А народ-то у нас тотально неграмотен, что говорить, если по телевидению непрерывно показывают всяких экстрасенсов, и люди во все это верят. Таким лечением, повторюсь, можно снять болевой синдром, но при этом сильно навредить организму. Боль – это сигнал о том, что нужно лечить заболевание, а низкоинтенсивная лазерная терапия часто борется лишь с этим сигналом. В результате организм становится менее защищенным – в нем разрастаются патологические процессы, а он этого не чувствует, не подает сигнал, и чем все это может закончиться, думаю, понятно.
В Америке этого нет, в Европе есть, но немного, но больше всего, конечно, у нас в России. Если отбросить шарлатанство, наша страна будет выглядеть неплохо, но у российской лазерной медицины есть одна проблема. Мы делаем неплохие полупроводниковые лазеры (правда, в последнее время перешли на американские диоды, то есть импортные комплектующие), но у нас медицинские лазеры производятся голыми, не в составе замкнутой системы. А вот скажем в Европе, например в Германии, выпускают уже такие машины, где просто нажал на кнопку – и операция сделана. Врач даже не знает, что там происходит. Это, конечно, плохо, но с другой стороны, очень удобно.
Вообще, в последнее время наша страна закупила массу дорогостоящего медицинского оборудования – и все оно зарубежное. Что получилось? Россия сильно продвинула вперед фирмы развитых стран, а себя опустила еще ниже. Вместо этого нужно было хотя бы часть этих денег вложить в наши ВУЗы, науку, производство, но об этом сейчас никто не думает, кроме самих врачей и ученых.