Кому нужна война в Индии?
Оказалось, индийская разведка несколько месяцев назад докладывала своему правительству о том, что в стране готовится масштабный теракт. Тем не менее, ничего не было предпринято. В произошедшем власти обвинили группировку "Лашкар-и-Тайба", находящуюся в соседнем Пакистане. Хотя ответственность на себя взяла организация "Деккан муджахиддин". Кроме того, непостижимым образом, количество жертв нападения 10 моджахедов уменьшилось до 172. Ранее Дели объявил о 195 убитых. О том, кто, откуда и почему атаковал Бомбей, в интервью Накануне.RU рассказал руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Геннадий Чуфрин.
Вопрос: На Ваш взгляд, откуда пришли боевики, атаковавшие Мумбаи?
Геннадий Чуфрин: Во-первых, очевидно, что группа действовала с территории Пакистана и представляла радикальную исламистскую организацию. Однако, не ясно, в какой степени она связана с сетью других исламистских организаций, какова координация их действий. Во-вторых, к сожалению, сейчас правительство Пакистана не в состоянии осуществлять контроль над деятельностью радикальных исламистов на своей территории. Это вызывает серьезное беспокойство не только в Индии, но и в других странах. Особенно с учетом того, что Пакистан является ядерным государством. Гражданское правительство Пакистана, сменившее режим полувоенный, не продемонстрировало способности к установлению контроля над экстремистами. В-третьих, подобные шаги радикалов могут привести к региональным и международным осложнениям. В частности, в отношениях между Индией и Пакистаном.
Вопрос: Местные уроженцы могли участвовать в акции?
Геннадий Чуфрин: Об организации, осуществившей теракт, известно очень мало. Подготовку ее члены проходили на территории Пакистана. Но кто принимал непосредственное участие, где находятся реальные корни движения, пока неизвестно. Не исключено, что среди исламистов могли быть граждане Индии. Такой вариант исключать нельзя.
Вопрос: По-Вашему, каковы были цели нападавших?
Геннадий Чуфрин: Обострение отношений между Индией и Пакистаном, использование этого к своей выгоде для усиления политического и военного влияния в данной части земного шара. Я полагаю, что в качестве виртуальной конечной цели им видится создание мощной базы, либо на основе восстановления контроля над Афганистаном, либо в более широком масштабе.
Вопрос: Стоит заметить, что подготовка была проведена довольно качественно…
Геннадий Чуфрин: 10 вооруженных бандитов стреляли по безоружным людям. Они могли убить гораздо больше. А если бы им удалось использовать еще и взрывные устройства, то их первоначальные планы о ликвидации 5 тыс. человек тоже могли бы реализоваться. Безусловно, их качественно подготовили. По предварительным данным, подготовка происходила в течение длительного периода времени – до полугода. Они тщательно изучали ситуацию в районе Мумбаи, обладали соответствующими средствами, организационными возможностями.
Вопрос: Как Вы оцениваете реакцию индийских властей?
Геннадий Чуфрин: С одной стороны, индийское правительство сделало максимум того, что могло сделать. С другой стороны, министр внутренних дел не случайно подал в отставку в связи с обнаружением значительных недочетов и ошибок в оперативных действиях сил безопасности.
Вопрос: Повлияют последние события в Мумбаи на другие проблемные регионы Индии – Кашмир, Ассам, Западный Бенгал?
Геннадий Чуфрин: Сомневаюсь. А вот в отношениях между Индией и Пакистаном ситуация достаточно взрывоопасная. У меня есть только пожелание в адрес правительств Индии и Пакистана - проявить максимум политического благоразумия и государственной мудрости, чтобы не пойти на поводу у эмоций и не скатиться на путь конфронтации. Подобная конфронтация чрезвычайно опасна в международном плане.
Вопрос: В худшем случае, инцидент используют как повод?
Геннадий Чуфрин: Совершенно верно. Этого очень не хотелось бы.
Вопрос: С учетом того, что стороны имеют ядерное оружие…
Геннадий Чуфрин: Да.