24 Февраля 2025
search

Переговоры не будут исчерпываться только Украиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Могут, когда хотят

Наконец-то мировой финансовый кризис положительно сказался на кошельках россиян. Головокружительное падение цен на нефть на мировых рынков, от которого так страдает бюджет и государства, и нефтяных компаний, привел таки к удешевлению бензина. В данном случае лучше поздно, чем никогда. Учитывая, что теоретически компании могли бы и не сбрасывать цены, тем более, что премьер Владимир Путин во время прямой линии фактически оправдал нефтяников: налоговое бремя высоко, доход от экспорта нулевой, а единственный способ получить прибыль – втридорога продавать бензин в розницу. Какие цены на топливо не были бы установлены, покупатели всегда найдутся – целые армии автолюбителей ездят по большим городам, создавая мертвые пробки в часы пик.

Еще до "массового" снижения цен удивительный случай произошел в Ханты-Мансийске. АЗС "Роснефти" в один чудесный день снизили цену на 92-ой бензин с 21-го рубля до 17 рублей. Вслед за "Роснефтью" подтянулись и другие компании. Самое интересное, что такие изменения коснулись лишь заправок в Ханты-Мансийске. В целом, по округу стоимость бензина сопоставима с другими регионами. Щедрость компаний объясняется просто: административным делом ФАС. Правда, в самой УФАС по ХМАО уточнили, что компания сама приняла решение, до какого уровня снизить цены. В пресс-службе "Роснефти" Накануне.RU не смогли пояснить, из-за чего на заправках столь низкая цена. "Заправка "Роснефти" сдана в аренду "Хантымансийскнефтепродукт", формально она принадлежит "Роснефти", но "Роснефть" хозяйственную деятельность не осуществляет. Соответственно, цены устанавливает арендатор", - сказали в пресс-службе компании.

В УФАС ХМАО, в свою очередь, отмечают, что если АЗС так скинули цены, это говорит о том, что цена у них кратно отличалась от реальной. А тот факт, что стоимость бензина в самом Ханты-Мансийске и других городах округа разнится, объясняется тем, что там пока дела не заведены – не все сразу. Хотя уже сейчас в УФАС начали поступать жалобы от жителей других городов ХМАО, которые случайно оказались проездом в Ханты-Мансийске и были удивлены разницей в цене бензина. Так что антимонопольное управление начнет проверки в других городах округа в ближайшее время.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Между тем, самими расчетами, сколько должен стоить бензин, ФАС не занимается. "Данных, какая должна быть справедливая цена, нет, мы не устанавливаем им процент рентабельности, компании должны руководствоваться законами рынка, соразмерным отношением затрат и прибыли", - заявил Накануне.RU начальник отдела анализа конкурентной среды УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников. В компетенцию антимонопольщиков в данном случае входит лишь мониторинг ситуации, и, если установлены факты ценового сговора – тогда возбуждение административных производств.

Так, в Тюменской области в отношении трех компаний подтверждены нарушения, но опять же не по факту монопольно высокой цены, а в части согласованных действий. Ценовой сговор между компаниями обнаруживала и УФАС по Челябинской области. Как рассказала Накануне.RU руководитель областного УФАС Анна Козлова, в нарушении были уличены основные игроки – "Лукойлуралнефтепродукт" (занимает около 60% на рынке нефтепродуктов Челябинской области) и частный оператор "Челнефть" (занимает порядка 20% рынка).

Сейчас компании зачастую применяют превентивные меры. "В октябре у "Лукойла" снизились цены, а после этого у "Челнефти". Данная ситуация нам не понравилась, мы посчитали, что это долго. Готовы были возбудить дело по признакам монопольно высокой цены в отношении "Лукойлуралнефтепродукт", но следом произошло еще на рубль снижение цены", - отмечает Анна Козлова. Какова справедливая цена на бензин, она сказать затруднилась. Все познается в сравнении. "Мы прекрасно понимаем, что розница зависит от опта. Пока мы только мониторим, видим, что снижение цены имеет место. А чтобы говорить о монопольно высокой цене, нужно найти конкурентный рынок. В Екатеринбурге цена такая же, как в Челябинске, разница плюс минус 10 копеек", - добавила руководитель УФАС по Челябинской области. По ее словам, рентабельность АЗС не регулируется законом. Единственное, если опт серьезно отстает от розницы, это может стать поводом интереса антимонопольщиков. "Информация в СМИ, что компании закупают бензин по 12-13 руб. за 1 л, нашими данными, к сожалению, не подтверждаются. Мы видим цифру около 15 руб. Может быть, следующая неделя покажет азс бензин топливо заправка | Фото: Накануне.ruснижение оптовых цен, тогда будем ждать и снижения розничных", - говорит Анна Козлова.

В Курганской области, несмотря на то, что цены на бензин примерно такие же, как и везде, никаких дел в последнее время не возбуждалось. Старший инспектор УФАС по Курганской области Владимир Демидов сообщил Накануне.RU, что как оптовые, так и розничные цены постепенно снижаются. Средняя цена на АИ-92 в Зауралье составляет 21,05 руб. (за месяц снизилась на 2,1%), на АИ-95 23,95 руб.(снижение на 3,1%). "При резком повышении или понижение цен делаем запросы, потом анализируем данные, а после решаем вопрос о возбуждении дела. В нынешнем году признаков нарушения не выявлялось, дел не возбуждалось", - говорит Владимир Демидов. Дел не было и в Ямало-Ненецком автономном округе, хотя, как пояснили Накануне.RU в УФАС по ЯНАО, проверки не прекращаются, но снижение стоимости пока незначительное, где-то на полпроцента.

Не спешат падать цены на бензин и в Свердловской области, хотя здесь были факты возбуждения административных дел. Так, недавно Арбитражный суд Свердловской области оставил в силе решение Свердловского УФАС о признании факта сговора между ОАО "Екатеринбургнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт". Правда, факты эти имели место быть с первого января 2007 по первое апреля 2008. И простым автолюбителям сейчас от решения суда ни жарко, ни холодно, ведь АИ-92 приходится покупать по прежнему по цене, которая выше 20-и рублей, в отличие от соседней Челябинской области, где литр 92-го стоит уже меньше 20-и рублей.

В самих нефтяных компаниях объясняют факт снижения цен, конечно же, снижением стоимости нефти. "Мы приняли решение, нам позволила экономическая ситуация, и мы снизили цены на бензин", - заявили Накануне.RU в пресс-службе "Лукойла". По поводу снижения цен у других компаний здесь ничего сказать не смогли. В "Газпромнефти" (бренд "Сибнефть") понижение цен также объяснили мировыми тенденциями.

"Так как цены на нефть падают, мы также снижаем цены на своих АЗС. Про другие компании ничего сказать не могу, ориентируемся на себя. На бензин мы постоянно снижаем. Если цены на нефть будут и дальше падать, мы еще снизим цены", - отметила пресс-секретарь ОАО "Газпромнефть" Наталья Вялкина.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU азс бензин топливо заправка | Фото: www.bonline.ru

Почему же розница так отстает от опта (по оценкам ИЦ "Кортес" 1 т АИ-92 стоит 13 тыс. 680 руб., то есть оптовая цена за 1 литр бензина - порядка 10 руб.) и мировых цен на нефть, доступно объяснял премьер Владимир Путин. "Сегодня мы понизили налоговую нагрузку на нефтяной сектор, но она все равно высока. Они терпят убытки из-за налогов и мировых цен. Они пытаются сохранить доходы за счет внутреннего потребителя. Это тоже в значительной степени политика государства. За счет людей с большими или даже средними доходами, которые могут себе позволить ездить на машине и покупать бензин, мы перераспределяем бюджет в счет тех, кто относится к социально незащищенным слоям населения. Но, конечно, во всем нужна золотая середина. С 1 января 2009 г. снизится ставка по НДПИ, и в этом случае нефтяники снова уйдут пусть в небольшой, но плюс", - заявлял премьер-министр.

По мнению экспертов, теперешнее снижение цен можно объяснить и заявлением премьера. "Путин, несомненно, обозначил проблему. Все ее знали, он просто озвучил", - говорит директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков. "Есть определенная вилка, в которой могут быть установлены цены. Нельзя заставить сделать ниже, чем доходность экспорта. В последнее время поставки на внутренний рынок были выгоднее экспорта. Определенные пределы для снижения есть, и в их рамках могут быть не только экономические, но и политические причины", - также считает заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. По его словам, наш рынок несовершенный, и нельзя ожидать, Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU что все в одну секунду будет всему соответствовать.

"Связь между ценами на нефть и нефтепродукты достаточно эфемерна, если рассматривать розницу. По оптовым ценам закономерность прослеживается, цены падают вслед за колебаниями. Что сейчас мы видим, можно не покривив душой сказать, что это заслуга ФАС, которая пытается найти обоснование стоимости нефти на АЗС. Это выливается в то, что цены снижаются поэтапно на небольшую величину. Хотя снижение цен на бензин не то, что мы хотели бы видеть на внутреннем рынке", - уверен директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков. Он напоминает, что экспорт нефтяникам сейчас не выгоден, оптовый рынок тоже сузился, а единственный источник стабильного дохода – розница. "Розничный рынок по объемам потребления стабилен и предсказуем. А зачем продавать по 15 руб., когда можно за 20?", - задает риторический вопрос Павел Строков.

А справедливой цены на бензин, по мнению Сергея Ежова, вообще не бывает. Для компаний справедливая - побольше, для потребителей – поменьше. "У нас компании - коммерческие организации, и стремятся зарабатывать, с какой стати они будут продавать дешевле, чем покупают?", - подчеркивает Сергей Ежов.

Для потребителей получается замкнутый круг: когда мировые цены на нефть растут, бензин дорожает. "Как бензин может стоить дешево, если стоимость нефти вон какая?", - спрашивают нефтяники. Им можно возразить лишь то, что своими сверхдоходами они могли бы поделиться с населением. На это у компаний существует тоже масса доводов против. Сейчас цена на нефть опустилась ниже, кажется, некуда, значит и бензин должен был бы стоить копейки. Но теперь нефтяникам якобы нужно компенсировать убытки.

Когда же бензин существенно дешевеет? Выходит, что никогда. Тем не менее, локальный случай в Ханты-Мансийске, который, к сожалению, вряд ли перерастет в систему, показывает, что все возможно. Если есть желание. Или когда заставляет ФАС. Но автолюбители, даже в условиях рынка, не могут сказать нефтяным компаниям свое "нет", поскольку в противном случае они станут пешеходами. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС