Экономия на покупательском незнании. Зачем молоку регламент?
Уже с 17 декабря мы будем видеть на прилавках магазинов не только привычное для нас молоко, но и "молочные напитки". Дело – в техрегламенте на молоко и молочную продукцию, который вступает в силу и который направлен на защиту прав потребителей (а производители должны будут честно указывать на упаковке, используется ли восстановленное молоко или цельное). Уже подсчитано, что около 15% того, что мы привыкли называть молоком, "превратится" в "молочные напитки". Хотя раньше и за то, и другое приходилось платить одну и ту же цену. С принятием техрегламента сразу появились вопросы – не будет ли дефицита молока, не вырастет ли оно в цене, не окажутся ли сельскохозяйственные регионы в более "привилегированном" положении. О молочных метаморфозах, о том, как россияне съели военные запасы Запада и зачем Россия готовит доктрину своей продовольственной безопасности, в интервью Накануне.RU рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин.
Вопрос: Александр Васильевич, с 17 декабря вступает в силу технический регламент на молоко. Вроде бы по логике должно получиться, что молока на прилавках станет меньше. Но означает ли это возникновение дефицита продукции?
Александр Завалищин: Дефицита молока не будет, поскольку мы полностью обеспечиваем потребности населения. И от введения этого регламента, в первую очередь, выиграет само население. То есть покупатель будет покупать именно то, что будет написано на упаковке, это будет поставлено в соответствие. Ведь бывает, что на упаковке пишут одно, а качество товара совершенно другое, потому что есть возможность восстановления молока из сухого порошка. Когда этот регламент войдет в силу и Роспотребнадзор начнет контролировать ситуацию, все встанет на свои места. Сейчас сырого молока достаточно, чтобы выпускать и продавать качественную продукцию.
Вопрос: Тогда хотелось бы, чтобы Вы внесли ясность – как часто то, что лежит на прилавках и то, что мы, соответственно, пьем, можно назвать молоком, в соответствии с принятым техрегламентом?
Александр Завалищин: Я думаю, что техрегламент будет хорошим инструментом в борьбе с недобросовестными переработчиками. К сожалению, есть случаи, когда продается не то, что заявлено на упаковке, и таких производителей надо проверять и изобличать. В то же время сегодня очень много сырого переработанного молока лежит на складах. Я с уверенностью говорю, что сырого молока будет достаточно, чтобы обеспечить потребности населения в этом продукте. С вступлением в силу регламента его будет меньше на складах, а на полках магазинов будет больше и рынок больше будет наполняться цельно-молочной продукцией.
Вопрос: Но ведь как наступает зима, у нас сетуют на то, что молока по сезонным причинам становится меньше, соответственно, растут цены, а Вы говорите, что его вполне хватает?
Александр Завалищин: Хватает, мы уже перешагнули тот период, когда молока было меньше. Ту потребность, которую испытывает население, мы готовы закрыть сырым молоком и не будет никаких проблем.
Вопрос: А что будет с ценами?
Александр Завалищин: На цены, скорее всего, регламент не повлияет, потому что цены "ориентированы" на надпись на упаковке. Повлияет несколько на экономику перерабатывающих предприятий, скорее всего, там будет более разумная, взвешенная политика по переработке и приготовлению этой продукции. Оснований для повышения цены нет, есть только предположение, что качество товара будет выше, потому что теперь есть закон, который его регламентирует. А с учетом возможного снижения покупательской способности в условиях кризиса цены могут стать даже ниже.
Вопрос: Тогда сколько может стоить пакет молока и пакет "молочного напитка"?
Александр Завалищин: Сейчас сложно сказать точно. Но молочный продукт, как он называется, должен восстанавливаться из того молока, которое закупалось летом текущего года. А тогда стоимость сырья и переработки была другая, и сегодня разница цены восстановленного молока и цельного может составлять процентов 20-25%. Однако для покупателя по факту изменится качество – то есть он возьмет пакет цельного молока по той же цене, а там будет продукт лучше, чем он предлагался три дня назад, потому что должен будет соответствовать техрегламенту.
Вопрос: Я сам недавно зашел в магазин и увидел "заманчивое" предложение от довольно крупного российского производителя – литровый пакет стоил около 18 руб. Ну и решил проверить это "антикризисное предложение", купил. Оказалось, что это просто восстановленное сухое молоко, хотя сзади мелко, но честно было об этом написано…
Александр Завалищин: А производитель обязан об этом написать, согласно техническому регламенту, хотя, может, такой продукт и будет стоить дешевле.
Вопрос: Но насколько Вы считаете допустимым использование сухого молока в производстве?
Александр Завалищин: Это не запрещается, и это продукт, который можно потреблять, только ценообразование должно быть другое. Но на полках магазинов, могу заверить, будет лежать только качественная продукция, выполненная по установленным нормативам.
Вопрос: А Вы уже говорили о необоснованности предположений о дефиците молока. Хотелось бы уточнить – речь идет о сельскохозяйственных регионах, коим является Челябинская область, или такой проблемы не стоит вовсе?
Александр Завалищин: Нет, оснований для колебаний в обеспеченности этим продуктом сегодня не существует. На складах действительно очень много запасов, которые в дальнейшем больше будут предлагаться к торговле. Для несельскохозяйственных регионов никакой опасности нет. Кризиса в том, чтобы обеспечить людей молоком, я не вижу.
Вопрос: По аналогии с молочным техрегламентом, нужно ли вводить такие регламенты для других продуктов питания?
Александр Завалищин: Я думаю, что нужно. В начале 90-х годов вся проблема молочных предприятий заключалась в том, что не было такого регламента на животное масло, нашим потребителям что только не везли и откуда только не везли – все военные запасы с Европы мы уничтожили, съели их. А что такое запасы – консерванты, там было масло, которое и маслом-то не назовешь. Мы со своим маслом, которое соответствовало всем нормам, не могли пробиться в торговлю, потому что та продукция была очень дешевой, а под видом масла торговалась.
На все виды нашей продукции, я считаю, должны быть приняты такие технические регламенты. Посмотрите, что происходит с мясом – сколько там может быть добавок, и его качество на глаз не определить – добавки для цвета, запаха, добавки воды, сои. Сои, кстати, можно добавить до 40% в колбасу. Люди ведь должны это знать – мы же не говорим, что это несъедобно, но стоить-то такой продукт должен меньше. Значит, народ, на самом деле, готов покупать больше, а он этого делать не может. В итоге, получается, что поддерживается бизнес недобросовестных компаний. И из-за отсутствия регламента на мясную продукцию мы получаем то, что получаем. Поэтому люди сегодня идут на простой рынок – там меньше обмана и больше натурального продукта.
Вопрос: В России недавно разработана доктрина продовольственной безопасности. Как Вы оцениваете ее важность?
Александр Завалищин: Это очень правильно и вовремя сделано. Мы обязаны как минимум 70-80% продуктов питания производить у себя и только около 20% допустить для создания конкурентоспособной среды. Например, у нас в Челябинской области есть программа, которая ставит задачу обеспечить потребление жителей региона продуктами собственного производства почти полностью – на 90-100% по различным категориям продуктов.
Вопрос: То есть "региональная доктрина" будет выполнена на восемь лет раньше – не в 2020 году, а уже в 2012?
Александр Завалищин: Да, к 2012 году, у нас такая задача поставлена правительством, и возможности для этого есть.
Вопрос: А насколько реализация такой доктрины может осложниться кризисом?
Александр Завалищин: Я уже говорил о том, что покупательская способность у населения может снизиться, изменится стол у человека. А второй момент – нужно поправить ситуацию с кредитованием сельхозпроизводителей, чтобы кредитование наших предприятий в следующем году было не хуже, чем в этом. Правительство РФ над этим работает и правительство области все нам оставило, чтобы сезонные работы прошли в том же режиме, в каком прошли в прошлом году: дотации на молоко, на другие продукты, областной фонд продовольствия для организации полевых работы.
Более того, я считаю, мы должны в чем-то выиграть от кризиса. Например, есть такое понятие, как скрытая миграция – раньше многие уезжали на вахты, на приближенные к городам промышленные предприятия, а сегодня эти люди вернутся и будут работать у нас.
Вопрос: В таком случае, поделитесь, пожалуйста, планами на следующий сельскохозяйственный год.
Александр Завалищин: Нужно посеять не меньше, чем в этом году, и даже больше – мы ввели дополнительно 100 тыс. га. Если в этом году сеяли 1 млн 380 тыс. га, то в следующем будем сеять около 1 млн 500 тыс. га. Семена для этого имеются, горючее, минеральные удобрения, цены которых, кстати, снижаются, будут закупаться. Также будем увеличивать поголовье коров, надои. Прозимуем, проведем полевые работы, заготовим корма – словом, никаких особых проблем не должно быть. Это планы на ближайшие полгода, а дальше – будет видно.