Кризис уходит под землю
Промышленное производство в России переживает ледниковый период. Кризис своим дыханием все больше сокращает объем производства и замораживает инвестиционные проекты. К последним относится и разработка месторождений. Может быть, перспективных, может быть, экономически выгодных, но не сейчас, когда цены на основных рынках сырья только и делают, что падают. Если цех на предприятии можно просто на время закрыть, то с разработкой российских недр все обстоит иначе: не выполнишь условия соглашения – отберут лицензию. Поэтому недропользователям иногда выгоднее не прикрываться этой мировой напастью , а, наоборот, назвать любую, какую угодно причину – но только не кризис.
В итоге случаев отзыва лицензии по причине кризиса не происходит. Встречается другое. Так, "Уралкалий" пересмотрел планы освоения Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения и решил отказаться от строительства рудника на нем. С просьбой пересмотреть условия лицензии компания обратилась в Роснедра. Согласно лицензии, необходимо согласовать с властями проект строительства горнодобывающего предприятия и получить одобрение в рамках необходимых госэкспертиз. Однако в соответствии с новым Лесным кодексом участок находится в зеленой зоне и "не может быть предоставлен в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых". Поэтому "Уралкалий", в свою очередь, не может подготовить технико-экономическое обоснование проекта до конца года.
Такое случается не так уж и редко. Руководитель Уралнедр Сергей Рыльков рассказал Накануне.RU, что зачастую недропользователь получает лицензию, начинает оформлять землю под проведение геологоразведочных работ и сталкивается с бюрократизмом. "Необходимо объехать всех собственников, получить документы. Увеличивается время. Предприятие вынуждено обращаться в органы, которые выдали лицензию, с просьбой отодвинуть сроки", - отметил Сергей Рыльков.
В случае с "Уралкалием" не только сложности с согласованием стали причиной пересмотра планов освоения месторождения. Скорее, это удобный повод. "Глобальный кризис, затронувший осенью 2008 года практически все отрасли мировой экономики, создал неопределенность на рынке сельскохозяйственной продукции и зависящем от него рынке минеральных удобрений. В условиях неопределенности на рынке калийных удобрений, а также сложной ситуации на рынках заемного капитала Совет директоров "Уралкалия" пришел к выводу о том, что компания "Уралкалий" не может в настоящее время принять решение о строительстве нового рудника на Усть-Яйвинском участке, предусматривающее, по предварительным оценкам, объем инвестиций в строительство порядка $3 млрд", - признаются в компании. Также в пресс-релизе "Уралкалия" сказано, что принято решение о необходимости подготовки проекта освоения его запасов с помощью присоединения его к шахтным выработкам второго рудника "Уралкалия", а не путем строительства нового рудника, как планировалось ранее. Новый проект будет менее сложным с технической точки зрения, потребует меньших затрат и позволит начать отработку Усть-Яйвинского участка в более короткие сроки.
Роснедра могут отказать компании, и тогда та лишится лицензии. Но это вряд ли произойдет. Во всех территориальных управлениях этой госструктуры правила едины. "Наша задача не тормозить и не отнимать лицензию, а поправить предприятие, найти способ пойти навстречу, если видно, что предприятие добросовестное", - говорит руководитель Уралнедр Сергей Рыльков. |
Руководитель управления по недропользованию по Тюменской области Владимир Рыльков также подчеркивает, что лицензии отнимаются, когда без видимых причин срываются все работы, то есть недропользователь недобросовестный. А объективные причины принимаются. В их числе и природно-климатические. "Недропользователи работают в полевых условиях, а у нас далеко не Саудовская Аравия, а болота, озера. Период холодов, когда по зимникам можно завести оборудование, в последние две зимы был коротким. До середины декабря не начаты работы по завозу оборудования. Это объективные причины, форс-мажор. Мы понимаем, что природой руководить невозможно. Эти факторы вносят коррективы в планы предприятий", -считает Владимир Рыльков.
Он добавляет, что в связи с кризисом лицензии пока не у кого не отнимали, но есть пара заявок на продление срока их действия в связи с тем, что ряд работ не выполнен, в том числе и по финансовым причинам. "Думаю, это связано с кризисом. Конечно, это не указано в явном виде, но есть череда неплатежей, сорванные контракты, полагаю, и по вине подрядчика, и контрагента", - добавляет руководитель управления по недропользованию по Тюменской области. Из подавших заявки – одно небольшое предприятие, второе – крупное. Какое именно – Владимир Рыльков называть не стал. Вместе с тем, другая крупная компания ТНК-ВР в 2009-2010 годах, напротив, планирует увеличение добычи почти в два раза.
В Свердловской области также были заявки на продление лицензии, и среди них – заявка структуры Уральской горно- металлургической компании (УГМК) "Святогор". "Недавно "Святогор" обращался с просьбой продлить лицензию. Но они предоставили все документы и обоснования", - признался руководитель Уралнедр Сергей Рыльков. Здесь лицензии продляли, но пока не у кого не отнимали. Это что касается нескольких месяцев. Раньше, конечно, такое происходило. Самый громкий случай – когда в мае лицензии на разработку Малышевского месторождения изумрудов отобрали у компании "Зелен камень". Новый конкурс состоятся в первом квартале 2009 года. Будут ли желающие принять в нем участие – большой вопрос.
Что же касается нынешней осени, то приказов о прекращении права пользования недрами не было не только на территории Свердловской, но и Челябинской области. Как заявил Накануне.RU начальник управления по недропользованию по Челябинской области Владимир Чернояров, также не поступало заявок о прекращении права пользования недрами по причине кризиса. Количество отозванных лицензий в последние месяцы не увеличилось. Правда, как отметили в управление по недропользованию по Челябинской области, возможны заявки на приостановление действия лицензии.
Дело в том, что итоги года подводятся в конце января, именно тогда станет ясна полная картина, насколько серьезно кризис коснулся недропользователей. Пока создается видимость, что все хорошо. "Недропользователи говорят, что могут не выполнить, но не из-за денег, они избегают называть эти причины. В законодательстве не прописано, что причиной может быть отсутствие денег. Компания обязуется перед государством выполнить условия. Когда предприятие шло на аукцион, то знало, что должны быть финансы для выполнения требований", - поделился своим мнением с Накануне.RU руководитель Уралнедр Сергей Рыльков. |
В российском масштабе случаи отказа от освоения или перенос сроков пока единичные. Кроме "Уралкалия", в пример можно привести разве что Магинтогорский металлургический комбинат, отложивший освоение Приоскольского месторождения. Возможно, что проект освоения Амурского цинкового месторождения отложит и Челябинский цинковый завод, - считает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский. Во всяком случае, это было бы логично, так как цены на цинк слишком низкие. "В России пять крупных металлургических компаний. Серьезные проекты были у "Магнитки", остались у "Мечела" по "Якутуглю" и "Кузбассу". А так в металлургии особо крупных проектов почти что и нет", - говорит Олег Петропавловский.
Эксперты прогнозируют, что в полной мере будет виден масштаб кризиса уже в январе-феврале. Остановленные производства, закрытые цеха, отсутствие возможности взять кредит не сказываются на общей картине одномоментно. И если у предприятий порой нет денег на выплату зарплаты, не говоря уже об инвестиционных проектах, то чего же можно ждать от недропользователей? В любом случае, руководители территориальных управлений Роснедр вовсе не исключают, что уже в следующем году к ним потянется очередь с просьбой отложить, пересмотреть, продлить. По причинам, конечно же, не связанным с кризисом.