За кем слово?
60-70% россиян доверяют телевидению (как центральному, так и региональному) и только 25% – родным и близким. Такие в чем-то неутешительные данные статистики приводят специалисты ВЦИОМа. На третьем месте в рейтинге доверия источникам информации расположилась центральная и региональная пресса: ее сообщениям доверяет половина жителей страны. Только четверть россиян может положиться на информацию, поступающую от родных и близких, Интернет-источникам доверяют всего 23% россиян, а самый низкий уровень доверия – к иностранным СМИ. Между тем, самих СМИ, которым привыкли доверять граждане, становится все меньше: из-за кризиса региональные представительства федеральных изданий начали закрываться, всюду сокращают штаты и журналисты оказываются на улице. В Челябинской области правительству региона предложили сформировать заказы для "свободных художников", таким образом обеспечив их работой. Что из этого может получиться, читайте в материале Накануне.RU.
Госзаказ на свободу слова
Союз журналистов Челябинской области обратился к губернатору Петру Сумину с просьбой обеспечить работой уволенных журналистов с помощью госзаказа. То есть, по сути правительству предложили финансировать деятельность пока свободных журналистов посредством союза, чтобы те не "сбились с пути" и продолжали писать о значимом и насущном для области.
Вроде бы и региональной власти это может быть выгодно, поскольку так или иначе любые власти считают необходимым иметь рычаги реального влиянияв СМИ, являться учредителями каких-либо изданий, а здесь, казалось бы, такой подарок… Но, выясняется, что судьба увольняемых, как и перспективы этой профессии в регионах далеки от безоблачных. В УрФО в настоящее время Челябинская область, пожалуй, является единственной, где журналистское сообщество открыто выразило готовность поработать по такому госзаказу, лишь бы остаться в отрасли в трудное время, сохранить кадры.
В регионе уже начали закрываться СМИ, в первую очередь, представительства федеральных изданий, и экспертные мнения не лишены опасений относительно дальнейших, если и не закрытий СМИ, то серьезных сокращений журналистов. Так, в области серьезно свернута деятельность представительства "Российской газеты", закрыто представительство газеты "Труд", "5 канала", закрылся журнал "Панорама ТВ", из местных СМИ – интернет-издание "Газета Чел".
Сейчас в Челябинской области официально зарегистрированы 1060 СМИ, хотя реально работает гораздо меньше, рассказал Накануне.RU председатель областного Союза журналистов Владислав Писанов. "Медиарынок таков, каков он должен быть. Предшествующая рыночная ситуация уже его отфильтровала. Именно поэтому первыми закрылись у нас представительства федеральных СМИ, – сказал он. – Но, тем не менее, это мощные журналистские коллективы, сработавшиеся, знающие весь техпроцесс, обладающие всей штатной технологической цепочкой. Но, в то же время, есть опасность, что свою работу они могут начать делать для каких-то деструктивных сил. Если мы сегодня не дадим другого варианта, то люди могут сбиться с пути, а практика прошлых кризисов показывает, что если специалист уходит из журналистики, то, как правило, в нее уже не возвращается. Мы можем потерять хорошие кадры, которые восполнить будет очень сложно".
Также он опасается за возможный резонанс в студенческой молодежи, которая учится на факультетах журналистики либо думает поступать на эти факультеты – может произойти отток. "Последствия кризиса мы, наверное, хлебнем лет через пять, когда и вузы прекратят выпускать специалистов. Если мы журналистскую аудиторию сможем организовать и как-то ей помочь, то сумеем помочь и в плане перспективы сами себе", – полагает Владислав Писанов.
По предложению союза, планируется делать заказы на написание материалов журналистами закрывшихся изданий, публиковать материалы в других СМИ, а труд оплачивать деньгами из фонда.
Союз журналистов в качестве аргументации вспоминает слова Владимира Путина, который на одной из своих встреч с профессурой Санкт-Петербурга в августе сказал, что если обществу не нравятся СМИ и кинематограф, можно формировать госзаказ на патриотизм, мораль, здоровый образ жизни и спорт. Нельзя сказать, чтобы премьер выступил инициатором такого госзаказа, скорее, он интуитивно среагировал на довольно пафосную речь ректора университета профсоюзов Александра Запесоцкого о силе пропаганды. Об этом писало тогда "Время новостей". "Сегодня телевидение – это враг педагога, и дело не во вкусах. СМИ – это очень мощное средство пропаганды. Школьному учителю невозможно противостоять телевидению, а нам сложно перевоспитывать ребят, наученных первыми каналами", – изложил ректор свою позицию премьеру. И потребовал от правительства "не только раздавать частоты", но и воздействовать на СМИ, принуждая пропагандировать мораль и нравственность. Премьер ответил: "Мы не можем командовать СМИ. Ни электронными, ни печатными. Нам только дай покомандовать, не будем знать, как выпутаться". На его взгляд, выход все-таки есть – государственный заказ. "Тогда и мораль будет, и патриотизм, – заверил Путин. – Главное не жадничать. До сих пор мы жадничали!"
Теперь, когда настал кризис, власть и просят не жадничать. Ведь, возможно, именно сейчас и найдутся те освободившиеся журналистские силы, способные донести до людей и проблемы морали, и нравственности, тогда как раньше было недосуг. "Мы переживаем даже не за целые СМИ, а за (уволенных) журналистов. Есть, например, журналист, который оказался не у дел – штаты все укомплектованы, его СМИ расформировано, но журналист квалифицированный, знает тематику, он местный, он знает людей, знает все в своей профессии. Союз журналистов, обладая неким финансовым ресурсом и некой поставленной задачей, может пригласить его и сказать: поработай в этой теме, подготовь серию публикаций, ты за это получишь такие-то деньги, это позволит человеку какой-то период хотя бы получить занятость, может быть, этот проект станет долгосрочным. Мы как профессионалы на южноуральском медийном рынке видим, каких СМИ не хватает, знаем людей, кто лучше может осветить ту или иную тему, с этой точки зрения мы можем привлекать людей, загружать их работой. Никакая чиновничья структура этим заниматься не будет", – рассуждает Владислав Писанов. К примеру, кстати, в ГУВД Челябинской области сетуют, что, в отличие от коллег из соседних регионов, не имеют собственного СМИ, хотя криминальная обстановка и диктует, что профилактика преступности нужна. Растет и количество совершаемых суицидов. "А кроме СМИ общество не придумало никаких других средств воздействия на массовую аудиторию", – отмечает председатель союза, хотя всех карт о "невосполненном медийном рынке" региона не раскрывает.
Бюджет – не резиновый. И не "Ноев ковчег"
Госзаказ же ратующее за свободу слова сообщество теперь расценивает как "очень современный подход". Впрочем, конкретный предложенный механизм, как выясняется, не радует областную власть, на которую возлагаются надежды.
"То, что сформулировано Союзом журналистов, мне кажется немного странным, – комментирует Накануне.RU первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов. – Мол, дайте нам государственные деньги, мы будем ими распоряжаться. Но мы и сами ими распоряжаемся, причем, что самое интересное, на основе тех же конкурсов. Зачем нам прокладка в лице Союза журналистов, если проводится конкурс между СМИ на право освещать деятельность правительства области? Они либо выигрывают, либо не выигрывают, в зависимости от этого получают от нас заказ и соответствующее финансирование".
Андрей Косилов считает, что едва ли Союз журналистов сможет лучше определить, кому давать деньги, а кому – нет. "Этот пакет (заказов) есть, есть соответствующее финансирование, но правительство – это не биржа труда", – говорит он.
"СМИ – это, за исключением тех, которые напрямую учреждены структурами власти, частные структуры, у них у всех есть хозяева, работодатели. Если в рыночных условиях то или иное издание демонстрирует рыночную неэффективность, то почему мы должны заниматься его спасением? Ведь первичным в данном случае является право людей на получение достоверной и правдивой информации. На конкурсной основе распределяются заказы между СМИ, мы выделяем дотации городским и районным газетам, у нас есть собственные медийные проекты, как то областное телевидение, их спектр самый разный – и прямое участие через учредительство, и финансирование, и различного рода конкурсы, доступы к тендерам. Но пока я не берусь обсуждать те предложения, которые мы получили. Я дал задание подробнее разобраться с ними", – рассказал Андрей Косилов.
Также, отмечает он, по закону власть не имеет право выделять деньги общественным организациям. "Если бы у Союза журналистов было бы СМИ, тогда мы бы могли помогать, а выделять общественной организации деньги, чтобы она их делила, мы по закону это позволить не можем", – рассуждает он.
Более того, первый вице-губернатор полагает, что речи о том, чтобы власть стала больше контролировать СМИ в условиях кризиса, не идет, и власть сама к этому не стремится. "Реально сегодня львиная доля СМИ сегодня не имеет никакого отношения с точки зрения учредительства и финансирования к власти – это СМИ, которые самостоятельно формируют свой бюджет или с помощью своих учредителей научились формировать доходы. Это же не Ноев ковчег, чтобы принять всех, кто не может собрать себе бюджет, тем более что бюджет области уменьшается на 30%", – говорит он.
Андрей Косилов также полагает, что в кризис речь не идет о спасении государством различных отраслей. "Никто никого не спасает. Надо определить, кто за что отвечает. За то, чтобы на рынке выживал хозяйствующий субъект (СМИ, кстати говоря, тоже формирует свои доходы и расходы самостоятельно), отвечают, прежде всего, руководители и учредители. Что касается государства, то если в каком-то секторе возникают большие проблемы, нужно формировать некие правила игры, которые бы позволили тем, кто хочет выживать, преодолевать эти проблемы. Я считаю, что надо вести речь не о спасении, а о том, у кого какая стратегия выживания и развития в этой ситуации, кто как ее будет реализовывать и что государство может сделать для того, чтобы стратегия успешно реализовывалась", – полагает он.
Спасение – в бутылке?
К слову, госзаказ как спасение для СМИ является не единственным предложенным вариантом. Поскольку многие СМИ начали испытывать проблемы с привлечением рекламы, было предложено и в дневное время разрешить рекламу пива, как это было раньше. Ведь объемы потребления этого напитка не падают, и производители пива являются весомыми игроками на рынке рекламы.
Депутат Госдумы, "эсер" Геннадий Гудков предложил временно отменить законодательные ограничения рекламы пива в средствах массовой информации, что успели поддержать представители СМИ и сами рекламодатели. "За", в частности, официально высказались президент Ассоциации рекламодателей Владимир Аксенов, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев и гендиректор телеканала НТВ Владимир Кулистиков.
Между тем, сама "Справедливая Россия" поспешила откреститься от предложения своего партийца. Председатель Совета Федерации и партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов сказал, что законопроект о снятии ограничений на рекламу пива в СМИ - это личная, не согласованная с партией, инициатива депутата Геннадия Гудкова. "Не думаю, что увеличение объема пивной рекламы так уж поможет средствам массовой информации пережить трудные времена, ведь обилие рекламы и без того является мощным раздражителем, который отвращает от издания или телеканала потенциальную аудиторию. Я бы предложил скорее ужесточить ограничения на такую рекламу, чем снимать их. А за пивную отрасль можно не беспокоиться. Эффект ее агрессивной рекламной политики будет еще очень долгим, даже слишком долгим", - сказал Миронов. По его мнению, законопроект через Госдуму не пройдет.
Челябинский вице-губернатор Андрей Косилов также называет предложение депутата Гудкова спорным. "Я думаю, что борьба была огромная, когда эту рекламу убирали. А под флагом кризиса пересматривать сейчас какие-либо решения, которые ограничивают рекламу вредных привычек (а чрезмерное потребление пива стало огромной проблемой), наверно, не стоит", - сказал он.
***
Ожидается, что представители челябинского Союза журналистов и облправительства встретятся до 25 декабря, чтобы обсудить перспективы потерявших работу "тружеников пера". Между тем, сейчас, по всей видимости, нет приемлемого варианта для того, чтобы журналистскому сообществу напрямую договориться с властью об "антикризисных" госзаказах. Впрочем, это может быть реализовано как элемент федеральной политики, если в Москве решат заняться и моралью, и нравственностью, и здоровым образом жизни – сейчас для этого появляется возможность. Наверное, погибающие СМИ предпочтут "свободному слову" хоть какое-то слово.