14 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

Политпрогноз. Что год грядущий нам готовит?

2008 год подходит к концу, и не без опасений узнаем о том, что на границе с Южной Осетией вновь появляются грузинские танки. Начало какой-либо операции или провокации (да еще под Новый год)? Никто не исключает этого... О том, что год 2009-й будет полон неизвестности и неопределенности, сказано много (хотя в Минфине знают, что для мира это будет самый тяжелый год со времен Второй мировой). Мы же попытались узнать, какая будет политическая обстановка в России в связи с кризисом, какие возможны отставки, как будут складываться отношения во внешней политике. На вопросы Накануне.RU ответил политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов.

Вопрос: Прежде всего, Александр Борисович, что можно сказать об итогах 2008 года для России? И как российские власти будут бороться с кризисом в 2009 году?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Шатилов: Если говорить об итогах 2008 года, то они оказались двоякими для России. В первой половине года в экономическом плане страна динамично развивалась, имелся ряд внутриполитических побед, к коим можно отнести и беспроблемную передачу власти от Владимира Путина Дмитрию Медведеву, а также внешнеполитических – утверждение России после пятидневной войны в Закавказье и признание со стороны России независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако уже с сентября 2008 года, конечно, ощущались серьезные финансово-экономические и социальные проблемы, которые во многом будут определять и конъюнктуру 2009 года, и этот период будет весьма и весьма болезненным.

2009 год будет, с одной стороны, будет посвящен решению конкретных экономических проблем, в частности, проблем инфляции, падения цен на нефть (несколько позже произойдет падение цен на газ, поскольку газ привязан к нефтяным ценам, но это скажется с определенным запозданием), а также придется решать проблему стимулирования производства в условиях кризиса; с другой стороны, такого рода социально-экономические проблемы породят внутри- и внешнеполитические проблемы. К внутриполитическим проблемам можно отнести активизацию несистемной оппозиции, которая будет пытаться разыгрывать карты социального недовольства. Что касается внешней, то здесь я не исключаю ужесточения российского внешнеполитического курса, особенно в отношении соседей на постсоветском пространстве, что связано с активизацией населения в социально-экономических условиях на внешнеполитической тематике.

Вопрос: На Ваш взгляд, есть ли какие-либо различия в кризисе, который будет развиваться в России и в кризисе в США, в Европе? Если да, то в чем они заключаются?

Александр Шатилов: Различия определенные есть. Несмотря на то, что Россия в последние годы старалась подстраховаться от влияния кризисных явлений, думаю, что по экономике и социальной сфере он ударит гораздо сильнее, чем по экономикам ведущих западных стран, хотя в этом случае и сложно прогнозировать – здесь нужно учесть тот фактор, что российское население более, чем западное привыкло к различного рода катаклизмам и потрясениям последних лет. В этом плане, может быть, даже негативный эффект кризиса окажется гораздо меньше, чем за рубежом, где гедонистские коллективные настроения преобладали и население более активно всегда защищало свои права, поэтому оно будет в большей степени воспринимать этот кризис не только в финансово-экономическом аспекте, но и в моральном – в аспекте некого отказа от привычного в обществе достижения благополучия и благосостояния. Это различия в психологическом восприятии кризиса.

Если говорить о политическом аспекте, то в этом плане Запад будет более прагматично и рационально реагировать на финансово-экономические издержки, чего нельзя сказать о РФ – я не исключаю, что как у населения, так и у властей иногда будет иррациональные факторы, если не доминировать, то ощущаться в значительной степени. Это может выражаться в каких-то жестких внешнеполитических инициативах, в болезненной реакции населения на непопулярные действия власти и жесткую реакцию власти на протестную активность населения. Здесь возможны такие издержки. Хотя, повторюсь, пережив 1991 и 1998 год, население России, может быть, оказалось психологически более адаптивно к кризисным явлениям, чем население Запада.

Вопрос: Возможна ли ситуация, что Медведев в следующем году уйдет с поста Президента и на шесть лет придет Путин?

Александр Шатилов: Что касается обратного переформатирования власти, то такая ситуация возможна лишь в самом пиковом случае. Вряд ли будет принято решение досрочно прервать полномочия Дмитрия Анатольевича Медведева. Даже если будет путин владимир владимирович председатель правительства рф медведев дмитрий анатольевич президент рф | Фото: www.kremlin.ruнеобходимость вывести Владимира Владимировича Путина из-под удара финансово-экономического кризиса как премьер-министра, то будут найдены иные механизмы. Скорее всего, можно ожидать сохранение поста за Дмитрием Медведевым.

Вопрос: Стоит ли ждать изменений в политике Кремля с регионами? В частности, главы регионов теперь будут рекомендоваться победившей на выборах партией, а в 2009 году ряд действующих губернаторов ожидает процедура утверждения.

Александр Шатилов: На мой взгляд, определенные изменения возможны, прежде всего, я допускаю обострение отношений между федеральным центром и регионами, потому что регионы будут достаточно жестко урезать в получении бонусов и преференций. Это вызовет недовольство регионального руководства, потому что федеральный центр может попытаться переложить ответственность за кризис на региональных лидеров. И если это будет происходить, то губернаторам и президентам национальных республик в этой ситуации ничего не останется, как, наоборот, перекладывать ответственность на федеральный центр. Особенно это будет ощущаться, если Кремль попытается нейтрализовать "политиков-тяжеловесов", долгожителей российской политики – у них позиции в достаточной мере подвешенные, люди возрастные, но, вместе с тем, очень авторитетные и способные к сопротивлению.

Вопрос: В случае "неудачной" борьбы с кризисом в регионах возможны ли отставки губернаторов? Вообще, насколько это станет значимым критерием оценки их работы в Кремле?

Александр Шатилов: Кризис может быть основным фактором, который будет влиять на отставки губернаторов – тех или иных, но я не думаю, что они будут массовыми. Чистки слабых или нелояльных руководителей были проведены раньше, единственной остается проблема "тяжеловесов", а с остальными губернаторами удастся договориться и многие из них ориентируются в своей политике на федеральный центр.

Вопрос: Есть ли сейчас признаки того, что может быть сменен кто-то из членов федерального правительства?

Александр Шатилов: Если кризис будет развиваться, то несколько человек могут быть ответственными за это. В настоящий момент в качестве ответственного за борьбу с кризисом назначен Игорь Шувалов. Я не исключаю, что если борьба с кризисом окажется неудачной, то он может лишиться своего поста в качестве ответчика, чтобы не подставлять лично Владимира Путина.

В свою очередь, часть российской элиты играет против Алексея Кудрина (министр финансов РФ, - прим.), пытаясь сместить этого достаточно крупного в аппаратном плане чиновника и взять под контроль его сферу. Здесь конкретно ничего нельзя говорить, потому что Алексей Кудрин в общем и целом считается человеком Владимира Путина и находится под защитой премьера. Но, как бы то ни было, кризис разворачивается именно в его сфере и тут возможны варианты.

США, Украина, звездно-полосатый сине-желтый флаг(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Как будут складываться взаимоотношения России с Украиной, в том числе, по газовому вопросу, по базированию Черноморского флота, с учетом того, что в конце года там стартуют президентские выборы?

Александр Шатилов: Взаимоотношения будут явно непростыми, это обусловлено двусторонней конъюнктурой, потому что финансово-экономический кризис затронет оба государства, может быть, даже Украину в большей степени, чем РФ. Это породит определенную дестабилизацию – социальную и политическую, что мы, в принципе, сейчас в какой-то мере наблюдаем на примере конфликта Ющенко с Тимошенко.

Что касается РФ, то я не исключаю, что это направление станет приоритетным, возможна "демонстрация сил" в позиции российского руководства, а сейчас, по крайней мере, по линии Ющенко взаимоотношения с Россией развиваются в конфронтационном ключе, возможна более жесткая позиция России как по газу, так и по ряду других аспектов, связанных не только с пребыванием Черноморского флота в Крыму, но и по вопросам двустороннего политического взаимодействия, межнациональным вопросам и другим. Обострение взаимоотношений, на мой взгляд, произойдет.

Вопрос: Какой, на Ваш взгляд, будет международная политика администрации Обамы и можно ли говорить об оформлении самостоятельной внешнеполитической линии России?

Александр Шатилов: Международная политика администрации Обамы не столько определяется фигурой самого Обамы, он – человек Демократической партии США, в этой ситуации внешнеполитический курс будет обусловлен не столько личными приоритетами, сколько некоторой политической целесообразностью и политической конъюнктурой. Если анализировать направления деятельности демократических администраций в США, то приоритетными сферами будут: Афганистан, Ближний Восток, может быть, СНГ (хотя здесь критика со стороны США может даже усилиться по вопросам, которые являются болезненными для демпартии – вроде соблюдения прав и свобод человека).

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Замечу, что сейчас именно США обвиняют в том, что в этой стране зародился кризис, а появляющиеся издержки заставят администрацию Обамы действовать менее прямолинейно.

РФ сейчас позиционирует себя как великую державу и соответствующим образом предпринимает попытки создать имидж сильного мирового игрока, иногда обращаясь во времена Советского Союза – отсюда и стремление России поддерживать антиамериканские режимы, использовать жесткую риторику в отношении Вашингтона и попытка самоутвердиться на постсоветском пространстве. Но Россия не пойдет на жесткую конфронтацию с США, если не будет бесцеремонно затронуты ее интересы. В этом смысле и политика администрации Обамы будет более аккуратной, нежели политика администрации Буша.

Вопрос: Стоит ли в следующем году ожидать признания Абхазии и Южной Осетии какими-либо государствами?

Александр Шатилов: Вопрос признания республик другими государствами, на мой взгляд, потерял определенную остроту и актуальность, по крайней мере, со стороны России – она признала Абхазию и Южную Осетию, Никарагуа признала, а так – мало ли непризнанных государств существует в мире? – наберется несколько десятков. Это не будет приоритетным для России направлением.

Вопрос: Летом в России, а именно в Екатеринбурге, пройдет саммит ШОС, как ожидается, совмещенный со встречей формата БРИК. Какое значение будут иметь эти мероприятия, какой будет характер этих очередных шагов в сотрудничестве?

Александр Шатилов: Взаимодействие России с теми государствами, которые сейчас претендуют на то, чтобы создать альтернативный мировой центр, будет продолжаться, но пока это не приведет к четким проектам. Официальное оформление партнерских отношений формата БРИК или укрепление связей в рамках ШОС не состоится, потому пока есть противоречия между участниками этих организаций.

Вопрос: А как будут развиваться в целом отношения стран СНГ – насколько будет необходимой более тесная кооперация в кризис?

Александр Шатилов: Российское руководство может действительно воспользоваться, если хотите, неблагоприятной экономической конъюнктурой для консолидации вокруг себя как наиболее мощной экономики на постсоветском пространстве бывших советских республик. Определенные тенденции в этом наблюдается уже сейчас. Возможна более тесная кооперация в финансово-экономической сфере, в сфере двустороннего военно-технического сотрудничества, возможно даже углубление политического сотрудничества, по крайней мере, с Белоруссией. Направление СНГ, на мой взгляд, станет приоритетным во внешней политике России в следующем году. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС