Виктор Пичугов: Если не помогать предприятиям сейчас, ситуация усугубится
Новый год принес компаниям очередные предсказуемые проблемы. Настало время платить налоги, а на это нет денег. Счета многих предприятий заблокированы, им грозит банкротство. И, если сейчас ничего не предпринимать, то потом, как считает член Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа, бывший глава Нижневартовского района Виктор Пичугов, будет поздно. О том, что такое налоговые кредиты, кому, как и на каких условиях их необходимо предоставлять, а также о региональных банках, инвестициях и мега-проекте "Урал промышленный – Урал Полярный", рассказал в интервью Накануне.RU Виктор Пичугов.
Вопрос: Вы выступаете за идею введения налоговых кредитов. Для чего они нужны?
Виктор Пичугов: Уральский федеральный округ - очень развитая территория, здесь много крупных металлургических предприятий. И вокруг них есть мелкие и средние сервисные компании, которые страдают сейчас, в первую очередь, когда на рынке снижается объем заказов. Крупные предприятия все равно устоят, они найдут возможность заключить договора о реструктуризации задолженности и так далее. А вот мелкие и средние компании попадают в сложнейшую ситуацию. Их счета заблокированы, начинается процедура банкротства. Сейчас в Москве и других крупных городах, чтобы подать заявление в Арбитражный суд, люди занимают очередь в пять-шесть часов утра. Это тоже показатель того, что число предприятий, попадающих под банкротство, увеличивается.
Вопрос: Как и на каких условиях должны предоставляться кредиты?
Виктор Пичугов: Речь идет о том, чтобы с 1 января предоставить налоговый кредит, разблокировать счета, и предприятия начинали работать. Государство все равно не получает этих денег, а здесь тот же самый долг остается живым долгом. И если кредит будет предоставлен по ставке рефинансирования, предприятия его погасят.
Решение о том, кому выдавать кредит, кому нет, на мой взгляд, должны принимать региональные комиссии под руководством налоговых служб. Эти комиссии можно создать достаточно быстро, если будет решение правительства. Комиссии рассматривают документы, которые подают предприятия, для обоснования предоставления налогового кредита, рассматривают программу компании по выходу из кризиса. Изучив все, комиссия принимает решение, давать кредит или нет.
Есть возражения, что и здесь коррупции не избежать. Хорошо, пусть на заседании комиссии присутствуют представители общественных организаций, это позволит исключить возможность коррупционных схем и даст возможность предприятиям в рабочем режиме выйти из сложнейшей ситуации.
Вопрос: На какой срок, на Ваш взгляд, должны предоставляться налоговые кредиты?
Виктор Пичугов: На срок около года. Нет таких предприятий, которые могли бы зарабатывать прибыль 20-25% в сегодняшних условиях. А кредиты сейчас предоставляют именно под такие проценты. Многие кризис называют финансовым, но он уже давно вышел из финансовой сферы. Это кризис перепроизводства. Продукция (металл, углеводороды и так далее), производящаяся в УрФО, в большинстве своем была направлена на экспорт. На эту продукцию спрос упал достаточно быстро, поэтому на предприятиях идут повальные сокращения. Есть скрытые сокращения, о которых сейчас никто не говорит. То есть предприятия договариваются с работником, выплачивают пособие за полгода, а те потом пишут заявление по собственному желанию. Эти люди пока не встают на учет, по ним нет статистики. Это так называемая скрытая безработица. В апреле-мае все это начнет проявляться. Для того, чтобы не усугублять ситуацию, и нужно предоставлять налоговые кредиты.
Я также и за то, чтобы оказать более существенную поддержку региональным банкам. Подчеркиваю, региональным, а не казначейским, которые работают при крупных компаниях, и не пострадают, так как обслуживают конкретный бизнес. Страдают региональные банки, работающие с физическими и юридическими лицами. Эти банки самые близкие к предпринимателям, прекрасно знают их бизнес. Можно опять же через комиссионную систему смотреть, какому банку оказывать поддержку, какому нет. Деньги должны быть тоже даны на срок, не менее года. На сегодняшний день использовать кредитные инструменты на меньший срок просто несерьезно.
Вопрос: А есть ли понимание этого в Правительстве, Совете Федерации? Можно ли рассчитывать на то, что налоговые кредиты в ближайшее время будут введены?
Виктор Пичугов: Я могу сказать, что в Совете Федерации понимание есть. Пока нет речи о том, чтобы взять это за основу, но все осознают, что проблема существует. Если не налоговые кредиты, пусть будет что-то другое, что бы работало на разблокирование счетов.
Блокировка счетов – это прекращение легальной деятельности предприятий. Оно не может провести сокращения, уволить, выплачивать заработную плату – это уголовно наказуемое деяние. Руководитель находится между двух огней. Региональные комиссии в состоянии разобраться и отделить легальный бизнес от спекулянтов, которые попытаются воспользоваться этими мерами поддержки. Если сейчас ничего не предпринимать, ситуация усугубится, весной ее исправлять будет намного сложнее. |
Говорят, что не надо вновь трогать налоги, но нужно понимать, что налоги эти виртуальные, никто их выплачивать не будет. Зачем опять наступать на одни и те же грабли? Давайте дадим предприятиям возможность выкарабкаться, они вернут налоговые долги, будут выплачивать зарплату. Кто не хочет – пусть идет по пути процедуры банкротства. За процедурой банкротства потянутся другие проблемы. В итоге все останутся ни с чем.
Вопрос: Стоит ли ожидать конкретных действий в ближайшее время в данном направлении?
Виктор Пичугов: В Совете Федерации на сегодняшний день есть люди, которым поручено проводить мониторинг ситуации. Уже есть меры, в которых отображено, что необходимо сделать. Эти документы будут представлены правительству. Какие будут действия – пока сказать не могу, но я вижу, что наши слова доходят до правительства. Я уверен, что в том или ином виде эти меры будут приняты.
Вопрос: Знаю, что Вы будете участвовать в заседании по проекту "Урал промышленный – Урал Полярный". На Ваш взгляд, не повлияет ли кризис на реализацию этого проекта?
Виктор Пичугов: Я почти 30 лет отдал геологии, работал по разведке углеводородов. Являюсь сторонником этого проекта, знаю, что там огромные перспективы. Но экспертные заключения и реальный коммерческий проект несколько отличаются друг от друга. На сегодняшний день нужно четко понимать, каковы извлекаемые запасы по тому или иному виду ископаемых. Поисково-оценочных работ практически не проводилось, пока нельзя говорить о каких-то коммерческих проектах, за исключением бурого угля. Я предлагал, в первую очередь, усилить работу в этом направлении Министерства природных ресурсов, чтобы оно стало оператором для ускорения работ.
Для того, чтобы строить инфраструктуру, необходимо знать, а что есть в недрах. Существуют экспертные оценки, но это, повторю еще раз, не геолого-разведочные работы, а нечто другое. Прежде, чем стали строить железную дорогу в Среднем Приобье, понадобилось 15 лет поисково-оценочных работ. На мой взгляд, можно построить дорогу, инфраструктуру, но по-минимуму с возможностью дальнейшего расширения.
Вопрос: А имеет ли смысл откладывать реализацию проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" до окончания кризиса?
Виктор Пичугов: Кризисы приходят и заканчиваются, они цикличны. Даже в войну геолого-разведочные работы не останавливали, реализовывались и инфраструктурные проекты. Так почему мы должны сегодня останавливать проект, если он имеет такое колоссальное значение для государства? А "Урал промышленный – Урал Полярный" сам по себе колоссальный проект!