Переяславская рада. 355 лет ратификации единства
Накануне во Львове некий благотворительный фонд выпустил в тираж карту "Соборная Украина". На этой изумительной по своему кристально-девственному идиотизму карте утверждается, что государственная граница Украины в 1919 году была как минимум в 1,6 раз больше нынешней. Об этом сообщает "Львовская газета". Прошу читателей покрепче взяться рукой за стул – во избежание падения. Ибо сейчас откроется доселе непознанное. Итак, оказывается, на этой карте отображены "украинские этнические земли, которые в 1919 году были в составе Украины".
Это: Кубань, Ставрополье, Черноморщина, Восточная Слобожанщина, Старобущина (ныне в составе России). Берестейщина и Гомельщина (ныне в составе Белоруссии). Холмщина, Подляшье, Надсянье, Северная Лемковщина (Польша), Северная Лемковщина (Словакия). Мармаровщина, Южная Буковина (ныне в составе Румынии), ну и, понятное дело, Крым. |
Ну как? Не слабо? А теперь переведите дух и приготовьтесь к сладкому.
"На карте, над которой работала группа историков и ученых, на основе архивных материалов выделены территории компактного проживания украинцев, так называемые "клинья", где формировалась украинская армия. Малиновый клин – Северный Кавказ, серый клин – Северный Казахстан и Юго-Западная Сибирь, зеленый клин – Южная часть Дальнего Востока (главный город – Владивосток), желтый клин – Нижнее и Среднее Поволжье. А так как площадь зеленого клина была вдвое больше территории Украины, тут украинцы проводили государствообразующие процессы: в 1918 году они требовали от российского правительства признать дальневосточный Зеленый Клин частью Украины и объявили культурную Конституцию украинцев Дальнего Востока и Самостоятельную Украинскую Дальневосточную Республику", – утверждает это официальное львовское издание (и это не выходка сбежавших их психлечебницы идиотов!) |
Честно признаюсь, прочитав ТАКОЕ, я с некоторым опасением покосился на свою собственную жену – по советскому паспорту украинку. Мало ли, подумалось, что я живу с ней уже 15 лет. Мало ли там, что дети. Вот как прочитает она этакое, как решит вдруг создать на основе своей собственной самостийной Конституции на основе себя самой свою армию…
******
Да, некоторые историки любят повторять: то, что происходило когда-то, к сегодняшнему дню не имеет никакого отношения. Хотя бы потому, что у нынешних людей проблемы совершенно другие, чем у их предков. Но это весьма странный, мягко говоря, подход.
******
Между тем, в этом январе исполнилось 355 лет ратификации воссоединения Украины с Россией.
В настоящее время на Украине проживает 8 миллионов русских, составляющих 17% населения, и большое количество украинцев живет и работает в России. Однако, в русско-украинских отношениях накопилось множество больных вопросов. Это и проблема преподавания русского языка, споры о государственной принадлежности ряда территорий, транзит газа в Европу, вхождение Украины в НАТО и многое другое. |
За истекшие со времени распада Советского Союза годы оценки Переяславской Рады, ее роли в истории России и Украины, как и самих русско-украинских отношений, претерпели на политическо-официальной Украине кардинальные изменения.
С начала 1990-х годов в СМИ, системе среднего и высшего образования Украины и особенно среди ярых политиков-свидомитов вбивается, вколачивается как единственно верный взгляд на Переяславскую Раду и на последовавшее за ней вхождение земель Левобережной Украины в состав Российского государства как на ошибочный, стратегически неверный шаг "украинской державы", якобы приведший украинский народ к утрате своей государственной и национальной независимости.
Переяславская Рада по-прежнему рассматривается как некий символический рубеж, как поворотный пункт в истории Украины, но уже со знаком "минус". Все более популярным становится взгляд на "турецкий вариант" подданства как наиболее благоприятный для казацкой Украины. Говорится об этом на полном серьезе, каждый день, хотя все "выгоды" и последствия этого варианта можно легко увидеть, если просто посмотреть на истории народов Балканского полуострова, в том числе к сегодняшним событиям вокруг Боснии, Косова и Македонии.
Интересно, что в начале 90-х украинские националистические организации даже инициировали в некоторых городах "рады", на которых скоморошно разыгрывалось "отречение" от переяславских решений. Впрочем, национализм всегда и везде устремлен в прошлое, чувствуя себя уверенно лишь в борьбе с химерами "исторической несправедливости".
******
Переяславская Рада, как кость в горле, торчит у всех врагов восточно-славянского единства. Если бы существовала машина времени, то, уверен, они забрались бы в нее и летели целыми "науковими інституціями" в Переяслав, дабы на четвереньках умолять гетмана Хмельницкого не принимать подданство русского царя. И что бы тогда они Богдану не целовали! Но так как, даже несмотря на то что, как известно, протоукры прилетели на Землю с Сириуса пять миллионов лет назад, нынешним бедолагам приходится ограничиться банальными подделками, объявляя задним числом бывшее - не бывшим.
За последние годы случившееся в январе 1654 года в Переяславе пытались назвать "временным военным союзом между Хмельницким и Москвой", "трагедией Украины и Европы" (странно, почему не всего мира?), "потерей независимости" и даже "нелегитимным актом" (и плевать хотели свидомые, что ни одного из этих двух слов тогда ни в русском, ни даже в "украинском" языке просто не было). Наконец, как заметил в юбилейном сюжете журналист одного из центральных украинских каналов, "Нині вчені обох країн сходяться в одному: про що тоді домовилися гетьман Богдан Хмельницький та цар Олексій Михайлович, точно не відомо. Історичних документів поки ніхто не знайшов".
В действительности же - известно всё. И о чем договорились Хмельницкий с Алексеем Михайловичем. И как это было. И кто присутствовал. И даже документы имеются. Но так уж получилось, что большинство свидомых "вчених", на скорую руку переделанных из советских докторов и кандидатов исторических наук, больше всего боятся правды. Как увидят ее, так сразу в обморок валятся или начинают нести сущую околесицу про "трагедию Европы". Видимо, у них устройство такое.
Поэтому, наверное, стоит вкратце рассказать о тех событиях.
Начнем с того, что никакой независимой Украины на момент Переяславской Рады не существовало. Юридический статус Богдана Хмельницкого и Войска Запорожского, гетманом которого он являлся, определялся Белоцерковским договором 1651 года между казаками и польским королем. Он был заключен после поражения Хмельницкого под Берестечко. Согласно ему, территорией, подвластной Запорожскому Войску, признавалось только Киевское воеводство. И все. Шляхте возвращались все поместья на Украине, которыми она владела до начала казачьего бунта. А гетман лишался права любых дипломатических сношений с другими государствами и признавал своими прямыми начальниками коронного и польного гетманов Речи Посполитой.
Таким образом, Белоцерковский договор определял территорию Запорожского войска как автономного субъекта в составе Польско-Литовского государства. Но и в пору наивысших успехов восстания Хмельницкий всегда оставался польским гражданином. В 1648 году он выступил против своеволия магнатов под… польским знаменем с белым орлом на красном полотнище, которое пожаловал казакам король Владислав IV.
С этим стягом Хмельницкий будет сражаться до самой битвы при Берестечко, подчеркивая, что воюет против злоупотреблений местных властей, но не против государства. Сражался бы он, наверное, и дальше, да только при Берестечко польская армия отобрала знамя как трофей у разбитых казаков.
Но и это еще не все! В 1649 году, в пору своих самых больших успехов украинского казачества, когда Польша согласилась расширить казачий реестр до 40 тысяч человек, Хмельницкий был обязан "просить у польского короля прощения на коленях" и "как польский шляхтич присягнуть на верность Речи Посполитой". Эти пункты были специально внесены в так называемый Зборовский договор. И гетман их выполнил, получив взамен амнистию. Как пишет современник этих событий, секретарь французского посольства в Польше Пьер Шевалье, Хмельницкий "прибыл к королю и, став на колени, произнес со слезами на глазах длинную речь, дабы доказать, что он предпочел бы появиться перед королем для получения похвалы за какую-нибудь значительную услугу его величеству и Речи Посполитой, нежели прибыть туда еще обагренным так густо пролитой кровью". После этого гетман "со всей покорностью попросил прощения за свои прошлые провины" и "пообещал исправить их своим поведением в будущем".
Эти факты показывают, в каком положении был гетман.
О "равноправном союзе" с человеком, стоявшим на коленях, и речи быть ни у кого не могло! К концу 1653 года он был буквально приперт к стенке. Его бросили татары, заключив в Каменце-Подольском сепаратное соглашение с королем, к обсуждению которого Хмельницкий не был даже допущен. Он потерял в Молдавии сына Тимоша, убитого в неудачном походе. Да и сами казаки к этому времени смертельно устали от шестилетней войны. Единственным выходом было найти нового сюзерена.
На выбор их имелось только двое – московский царь и турецкий султан.
А в Кремль гетман стучался не раз, пока его впустили. И причина не впускания была вполне очевидна – очень уж не хотелось московскому царю против Польши воевать. С другой стороны, внезапное расширение Турции нашем Кремлю тоже не сильно было по душе. Как не было по душе оно и украинцам.
Еще в июне 1653 года султан прислал к Хмельницкому своего посла с предложением, чтобы "гетман с Войском Запорожским был под его рукой и служил ему, турскому царю, чтобы быть Войску Запорожскому у него в холопех". Так докладывал в Москву подьячий Иван Фомин. Но и сам Хмельницкий тут же сообщил русскому правительству об этом предложении и передал в Посольский приказ (тогдашний аналог МИДа) копии турецких грамот. Предложение султана гетман использовал как очередной повод, чтобы подтолкнуть царя наконец-то выступить против Польши и взять Войско Запорожское под свою защиту. Это было не первое письмо гетмана к царю. С самого начала восстания он просился на московскую службу. Но Россия, побаивавшаяся конфликта с Польшей, не торопилась. И только в 1653 году кремлевские тугодумы наконец вняли слезным мольбам.
И нет ничего странного, что не сохранилось копий Переяславского договора. А кто сказал, что там вообще заключался какой-то договор? Хмельницкий приехал в Переяслав не подписывать дипломатические соглашения, а принимать присягу на верность царю. Документ же о вхождении Украины в состав России назывался иначе - решение Земского собора от 1 октября 1653 года. Этот правовой акт хорошо известен специалистам, сохранился в оригинале и не раз публиковался. "Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявили, — гласит он, — что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство".
Так, созванный специально по этому поводу Земский Собор 1653 года, представлявший почти все сословия Российской державы и исполнявший в то время роль российского парламента, разрешил царю Алексею Михайловичу принять в состав России всю Левобережную Украину вместе с Киевом по прошению гетмана Богдана Хмельницкого. Вот так гетманские земли и были включены в состав России. А спустя год, в 1654 г. в Переяславле, который сегодня называется Переяславль-Хмельницкий, состоялась лишь ратификация Радой этого соглашения. Наши малороссийские братья, такие же русские, как и мы с вами, юридически подтвердили, что эта территория навечно вошла в состав российской державы. |
Земский собор, к слову, перечислял все обиды, нанесенные царю польским королем ("чего не токмо великим государем християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати и терпети невозможно"), объявляет войну Польше и удовлетворяет многократные просьбы Хмельницкого о принятии в русское подданство: "А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку".
На протяжении нескольких месяцев после Переяславской Рады вслед за гетманом и старшиной присягу царю принесли еще 127 тысяч человек — практически все мужское население подвластной Хмельницкому Украины. По словам казачьей летописи Самовидца, "по усей Украине увесь народ з охотою тое учинил". Не присягали только дети и женщины, так как по тогдашним законам не имели на это права.
Сразу же после присяги Хмельницкий направил в Москву благодарственное письмо: "Богу милостивому и вашему царскому величеству велико благодарим, получивши ныне, что от веку жадали есмо: что ваше царское величество пожаловати под крепкую высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил"… Подпись под этим документом не допускает никаких фантазий о подлинном статусе гетмана: "Вашему царскому величеству верные подданные и нанижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским".
До Переяславской Рады Богдан ставит факсимиле под документами на польском языке, именуя себя "гетманом Войска Запорожского его королевской милости". После Переяслава он подписывается только по-русски: "гетман Войска Запорожского его царского величества".
*******
Но дальше было всё ещё круче. Дальше гетманство начало войну за отделение Украины от Польши. Сначала против Польши воевал Богдан Хмельницкий со своими казаками и татары. Потом в битву вступила и Россия, которую наконец-то УПРОСИЛИ "принять Украину под свою руку на веки вечные". Потом Хмельницкий умер, и часть казацкой верхушки вместе с новым гетманом и татарами перешли на сторону Польши. То есть, фактически воевали поляки и татары - с одной стороны (за присоединение Украины к Польше), и русские - с другой. Один раз татарам и полякам удалось победить Россию - в конотопской битве (не в войне, а в битве - именно это сегодня свидомыми и празднуется). Потом русские им не раз насовали (но это почему-то не празднуется).
Но в результате победы в этой битве война затянулась, застопорилась, и Польша мощно, так что гражданин Адольф мог бы позавидовать, принялась наводить порядок на западной Украине – да так, что людей там почти не осталось. Это, кстати, один из результатов победы в той битве, в том числе и приведший к окончательному отторжению украинцев от поляков. Вот и вдумайтесь, что сегодня празднуют эти свидомые.
Наконец, в октябре 1659 года казацкая рада в Белой Церкви окончательно утвердила Юрия Хмельницкого (сына Богдана Хмельницкого), в роли нового гетмана Украины. Выговского принудили отречься от власти и официально передать гетманские клейноды Хмельницкому. Вскоре Выговский бежал в Польшу, где позже был казнён по обвинению в нелояльности польской королевской власти. После очередного избрания Юрия Хмельницкого он подписал новый договор с Русским царством, который существенно ограничивал власть гетманов (1659). |
Кстати, самый главный современный украинский праздник – это День независимости (24 августа). Мы же называем этот "праздник" немного по-другому. Дело в том, что 24 августа непростой день в истории - именно ночь на 24 августа получила название "Варфоломеевской". Именно так у нас эту дату и называют: "день Варфоломеевской ночи". Что очень символично.
******
Думается, что государство, проводящее политику полонизации языка и культуры, отрывания народа от общерусского единства (т.е., политику Речи Посполитой, политику измены воле Переяславской Рады) сегодня является вовсе даже не украинским, а формирующимся новопольским. Это не означает, что население будет исконными поляками или, что оно не является сейчас различного рода версиями украинцев, русскими и другими этносами на современной украинской территории. Просто на границах России появляется этнокультурная общность, крайне однотипная с той, что чуть не погубила Россию во времена смуты 17 века.
При этом ни в коем случае нельзя смешивать миллионы нормальных украинцев, русских и других славян и не славян на Украине со свидомыми фашистами, отражающими лишь умонастроение "Галиции и старшины", которая всегда вела себя ровно так, как сказал Достоевский.
Да, да, вообще еще Федор Михайлович, еще в позапрошлом веке написал, как там будет на Украине. Прошу прощения за, может быть, слишком объемную цитату, но, поверьте, она стоит того.
"...не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!
Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед.
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись... при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".
Долго, о, долго ещё они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. …Признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это?
Да ни за что на свете не признают!
Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки, не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение, наверно, существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России.
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут все величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море..."
Ф.М.Достоевский, Дневник писателя ПСС, т. 26, стр. 77-82.
P.S. Это сказал один из всемирно признанных классиков, столпов мировой литературы. А вот кто в мире знает некоего пригретого, выкупленного, выращенного и выкормленного русским барином (художником Брюсовым) и при этом вечно русофобствующего Шевченко?