"Северный поток" пошел в обход российских компаний?
В Госдуме придумали план спасения отечественных машиностроителей – тех, которые работают на нефтегазовый сектор. Именно в кризис пришлось, наконец, задуматься о том, чтобы заказы на оборудование для нефтегазовой и других добывающих отраслей не "утекали" за океан, а работали на отечественную экономику (в частности, в УрФО много таких предприятий оказались в весьма затруднительном положении). Вот только появилось справедливое опасение – не слишком ли поздно возвращать доверие к "made in Russia"?
В какой ситуации оказались отечественные машиностроители, всем известно. Спроса нет, объемы выпуска продукции падают, предприятия переводят на сокращенные недели, людей отправляют в отпуска и на общественные работы. Кризис. На фоне которого проходят сообщения такого рода. ОАО "Газпром" будет увеличивать заказы оборудования у немецкой компании Siemens AG. А именно: "Газпром" и Siemens AG намерены наращивать масштабы сотрудничества и реализовывать новые совместные проекты, в частности, в области технологий производства СПГ и создания сервисной инфраструктуры для энергетических объектов. Это сообщение пресс-службы газовой монополии.
Или, например, сообщается о том, что компания Rolls-Royce подписала контракт с ООО "Газкомплектимпэкс", дочерним предприятием ОАО "Газпром", крупнейшей российской газовой компанией на поставку восьми газовых турбин на базе авиационных двигателей, приводящих в действие центробежные газовые компрессоры, для нового газопровода "Северный поток" протяженностью 1 тыс. 200 км из России в Европу. Газовые турбины будут установлены на компрессорной станции "Портовая". Они будут повышать давление газа перед подачей его в газопровод "Северный поток", который пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда).
Президент подразделения энергетических установок Rolls-Royce Том Кёрли сказал: "Нам очень приятно, что нас выбрали поставлять газокомпрессорное оборудование для этого важного газового проекта". Данный контракт – это еще один шаг на пути динамичного развития Rolls-Royce в России в этом году, говорится в сообщении компании Rolls-Royce. Сумма контракта не называется. |
"Газпром" надеется, что в уже этом году начнется строительство газопровода "Северный поток" в его подводной части и по территории Германии.
Идея спасения отечественного производителя появилась в комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, который рекомендовал правительству рассмотреть возможность внесения поправок в закон "О недрах". Предлагается некая "техническая квота" на поставки для проектов добывающих компаний. И иностранной "рабочей силы", согласно этой "квоте", должно быть не больше 30%. Если мера будет утверждена, то одним из основных критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр станет приобретение соответствующего оборудования российского производства в объеме "не менее 70% общей стоимости". Мы решили выяснить, как нововведения скажутся на компаниях, задействованных в работе нефтегазовой отрасли.
То, что предлагаемая мера сможет значительно поддержать отечественную промышленность, очевидно. Машиностроители будут только рады такой возможности, по их словам, сейчас соотношение "российский производитель – иностранный производитель" в нефтегазовом секторе складывается наоборот: 70% заказов идет за рубеж и только 30% – российским предприятиям.
Председатель думского комитета по природным ресурсам Наталья Комарова считает, что это предложение идет в русле тех мер, которые принимаются сегодня для поддержки отечественных производителей и импортозамещения. "Если говорить о нефтегазовом комплексе, то он является крупным потребителем промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования зависит загрузка российских предприятий. Актуальность таких решений в условиях кризиса многократно возрастает, поскольку стимулировать системную модернизацию, техническое перевооружение промышленности, повышение эффективности предприятий реального сектора невозможно в отрыве от развития внутреннего спроса на их продукцию. Прежде всего, через увеличение госспроса и спроса естественных монополий", – рассказала она Накануне.RU.
Замдиректора тюменского предприятия "Сибнефтемаш" Юрий Гетман (машиностроение юга Тюменской области традиционно работало на северные регионы) рассказал Накануне.RU, что за время кризиса, с сентября 2008 года, поставки продукции на заводе уменьшились вдвое. Конкуренция в поставках для "нефтянки" идет, в основном, с Китаем и США. Китай предлагает более дешевую продукцию. С американским же оборудованием история немного другая. "Все сервисные компании пришли к нам из за рубежа, поэтому и оборудование завозится оттуда. Нефтяники, вместо того, чтобы заказывать аналогичное оборудование у нас, не хотят рисковать, и заказывают американское оборудование. Получается, что оборудование, пришедшее из США, начинает тиражироваться, вводится здесь, а потом доказать, что наше не хуже, довольно проблематично. Самое сложное – сделать первый "положительный" экземпляр, тогда уже проще говорить о втором", – отмечает он. Предприятия и сами не рискуют делать сложное и дорогостоящее оборудование, если нет уверенности, что оно будет продано – любое оборудование в этой отрасли делается для конкретной добывающей компании.
Но он констатирует, что в Россию было завезено уже достаточно техники, которая не работает или работает не так, как бы хотелось нефтяникам. "Они уже тоже "хапнули горя", когда везли оборудование из -за рубежа, оно у них при морозах не работает, приспособлено к другой культуре работы – отсюда и проблемы", – говорит он.
Машиностроители убеждены, что импортозамещающее оборудование удастся "адаптировать" к российским условиям, его можно будет модернизировать и даже улучшить по сравнению с зарубежными аналогами.
Глава Управления недропользования по ХМАО (в этом регионе добывается 63% российской нефти) Валерий Рудин рассказал, что сейчас каких-либо обязательств по использованию оборудования при проведении конкурсов нет. Однако если закон появится, то такая оценка войдет в компетенцию ведомства.
Он считает, что предложенные депутатами меры - своевременное действие. "Сейчас много средств "уходит" за рубеж, а наши люди остаются без работы", – сетует он. Впрочем, в то время как в 2007 году в ХМАО было реализовано 57 участков на геологическое изучение, то в 2008 году – всего четыре. "Значительное снижение произошло в связи с тем, что были внесены дополнения в закон "О недрах", который обязал распорядителей недр на этапе проекта перечня согласовывать земельные вопросы с землевладельцами, что физически невыполнимо. Эта поправка полностью заблокировала нашу работу", – говорит он.
На 2009 год в ХМАО готовятся перечни на 132 участка, но пока не утвержден даже первый транш, который состоит из 25 участков. По оценкам Валерия Рудина, в этом году будет реализовано около 50 участков, но это сильно зависит от экономической ситуации. Сейчас в регионе в связи с кризисом изучается ситуация в экономической сфере, проводятся заседания специальной комиссии с участием самих недропользователей. "Предварительные выводы говорят о том, что положительные тенденции в этой отрасли начнутся лишь в конце 2010 – начале 2011 года", – говорит глава Югра-недр.
Он полагает, что в условиях, когда нефть становится добывать невыгодно, использование российской продукции может снизить себестоимость добычи. "Если компании будут закупать отечественное оборудование, то это поможет снизить себестоимость добычи в условиях инфляции и падения курса рубля", – полагает он.
Аналитик ИК "Велес-Капитал" Михаил Зак соглашается с ним: "Если брать себестоимость добычи в долларовом выражении, то здесь играет роль девальвация, тогда может произойти снижение себестоимости". Однако, по его словам, сейчас такое время, когда все нефтегазовые компании "сворачивают" программы по закупке оборудования, стараются работать на старом, а новые скважины никто бурить не хочет. И все же те скважины, которые будут буриться с применением российского оборудования, будут обходиться дешевле в долларовом эквиваленте. Поэтому, скорее всего, эта мера не будет иметь большого эффекта как срочная, антикризисная, но может сработать на перспективу. По словам замдиректора "Сибнефтемаша" Юрия Гетмана, подобные меры надо было вводить еще год назад – чтобы не допустить сложившейся ситуации.
А аналитик "Уралсиба" Михаил Занозин не считает, что поправки, которые могут быть внесены, окажут серьезное влияние на стоимость добычи нефти. "Фактически, основная составляющая расходов от цены на нефть– 55% – это НДПИ, экспортные пошлины, в среднем по России себестоимость составляет 4,5 доллара. Снижение ставки НДПИ будет более действенным в этом смысле", – рассказал он Накануне.RU.
Он убежден, что в то время как для промышленных компаний, производящих оборудование, мера действительно будет иметь антикризисный эффект, для нефтяных компаний это ограничение может стать лишним обременением. "Но в любом случае, оборудование потребуется нефтяным компаниям, вопрос – в каких объемах", – говорит он.
Депутат Наталья Комарова поясняет: объемы закупок российского оборудования не менее, чем на 70% взяты не с потолка - это сумма аналогична той, что указана в федеральном законе о соглашениях о разделе продукции. По ее словам, мера никак не ущемляет и не ограничивает добывающие компании. Речь не идет об оборудовании, аналогов которому нет в России – в основном, это касается тех случаев, когда возможно использовать аналогичное российское оборудование, соответствующее всем установленным параметрам, но это не делается нефтегазовыми компаниями.
Сами нефтяные компании располагают другими данными относительно использования в своей работе оборудования отечественного производства. Как пояснили нам в пресс-службе компании "ЛУКОЙЛ", "по всем проектам, которые ведутся, компания старается отдавать предпочтение отечественным производителям, несмотря на то (имеются ввиду подрядные работы), что, как правило, крупные проекты проводятся на тендерной основе". Только в том случае, если по каким-либо причинам необходимое оборудование не производится на территории России, и его просто не у кого купить, закупается западное. По словам сотрудника пресс-службы, разница в соотношении от проекта к проекту есть, но в среднем используется не менее 80% российского оборудования.
В пресс-службе ТНК-ВР заявили, что предлагаемая мера никак не ограничивает работу компании. "У нас, в основном, используется российское оборудование – подавляющее большинство, а доля иностранного мизерная". "То есть российского оборудования используется не меньше 70%?", – уточняем мы. "Однозначно больше 70%", – заверяет представитель компании. При этом, как поясняют в нефтяных компаниях, уточнение о том, что речь идет о стоимости оборудования не менее 70%, существенной роли не играет.
Аналитик "Велес-капитала" Михаил Зак говорит: "Достаточно большую часть оборудования российские нефтяники закупают у отечественных производителей, при этом есть целый ряд производителей, которые занимают фактически монопольное положение на российском рынке".
По официальной информации "Газпрома", доля закупок российского оборудования в 2008 году составила 88%. В декабре 2008 года, как отмечают в компании, для отечественных производителей были установлены преференции при размещении заказов. Справедливости ради надо отметить, что, например, в сентябре 2008 года на Заполярном месторождении состоялся запуск буровой установки нового поколения БУ-4200/250ЭК-БМ (Ч) "Екатерина". С их помощью осваивается стратегическая сырьевая база России - полуостров Ямал. Завод "Уралмаш" победил в тендере ОАО "Газпром" американские и немецкие компании. Впрочем, это является и подтверждением конкурентоспособности нашей продукции.
По поводу поставок оборудования для "Северного потока" в пресс-службе "Газпрома" пока воздерживаются от комментариев. Однако стоит отметить, что этот проект еще не утвержден и большинство конкурсов для него не проведены. Впрочем, в предложенных поправках в закон "О недрах" речь идет лишь о разведке и добыче полезных ископаемых, а не транспортировке. Здесь можно вспомнить и то, что "Транснефть" планирует закончить первую очередь ВСТО в декабре 2009 года, одновременно начнется работа на ВСТО-2 - на этот проект, в том числе, рассчитывают и уральские трубники (ПНТЗ), участвовавшие в строительстве ВСТО-1.
Расхождение в данных о доле российского оборудования, видимо, происходит оттого, что каждый проект имеет свою специфику, и в каждом конкретном случае использование оборудования разных производителей тоже может сильно отличаться. Измерить "среднюю температуру по больнице" невозможно, считает председатель думского комитета по природным ресурсам Наталья Комарова. Но преференции для российских предприятий, которые выпускают качественную продукцию, способную заменить иностранную на разрабатываемых месторождениях и в рамках осуществляемых проектов, нужны, убеждена она.
"Сегодняшняя экономическая ситуация должна ускорить принятие этих решений, поскольку от их реализации во многом зависит, насколько конкурентоспособной будет наша экономика, ее ключевые отрасли в посткризисный период. Мы внесли в правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы предложение о создании рабочей группы для выработки мер государственной поддержки сектора сервисных геологических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья", – говорит Наталья Комарова. В думском комитете надеются, что этот вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании.