Сергей Русаков: В вопросе сокращения геологоразведки на Ямале рано ставить точку
В 2009 году на Ямале планируется сократить объемы геологоразведки довольно существенно – на 30%. В то же время, сейчас готовится комплексная программа по освоению недр Северного и Полярного Урала, которая предполагает многомиллиардное финансирование, а в проект "Урал промышленный – Урал Полярный" было предложено включить и разведку углеводородов. Как на Ямале борются за то, чтобы интерес к недрам не остывал, в интервью Накануне.RU рассказал замгубернатора ЯНАО Сергей Русаков.
Вопрос: Сергей Юрьевич, сегодня проходит совещание рабочей группы, которая создана полпредом после поездки Дмитрия Медведева в УрФО. О чем пойдет речь?
Сергей Русаков: Действительно, это первое заседание рабочей группы, которое создано по поручению президента. Поручение связано с тем, что необходимо продолжать геологоразведочные работы в рамках проекта "Урал промышленный – Урал Полярный", в том числе, на Ямале. Будет продолжение геологического изучения наших недр, наших территорий, потому что явно возникла необходимость продления той комплексной программы, которая была у нас до 2009 года. Соответственно, необходимо дополнительное финансирование.
Вопрос: А в каких объемаХ?
Сергей Русаков: В наших предложениях по Ямалу это порядка 12 млрд руб. до 2015 года.
Вопрос: А что можно сказать об уже проведенных геологоразведочных работах? Какие появляются данные?
Сергей Русаков: Есть данные о подтверждении запасов, которые были поставлены на баланс, и об их увеличении, но мы хотим сделать не только крупномасштабные геохимические исследования, но и большее количество горных работ, планируем больше геологоразведочных скважин заложить для повышения эффективности всей нашей геологоразведки в том, что касается "Урала промышленного – Урала Полярного".
Вопрос: Строительные работы в рамках мегапроекта планируется начать в 2010 году, и это будет крайне важно для предприятий УрФО в условиях кризиса. Однако недавно речь шла об ускорении проектных работ, запланированных на 2009 год. Насколько это возможно?
Сергей Русаков: Проектные работы идут в плановом порядке, и там больших отклонений нет. Проектирование идет, финансирование проводится. Мы с полной уверенностью можем сказать, что этот проект будет завершен, и мы будем иметь полный пакет документов для начала строительства к 2010-2011 годам. Ускорение проектирование возможно, но вопрос этот, опять же, связан с финансированием. Скорее всего, для этого понадобятся дополнительные средства. Здесь все зависит от сроков. Мы прекрасно понимаем, что все-таки работы эти сезонные, необходимы дополнительные мощности, поисковые бригады, это все необходимо рассчитать. Можно ожидать, что эти расчеты будут сделаны в ближайшее время, но пока мы идем по той программе, которая была принята ранее.
Вопрос: Сейчас идет работа над секвестированием ямальского бюджета. Как ожидается, урезание доходной части составит порядка 20%. Как это отразится на программах, связанных с вашим департаментом - природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса?
Сергей Русаков: Есть постановление губернатора, по нему мы работаем над пересмотром программ. Что касается моего департамента, это программы восстановления минерально-сырьевой базы, программы экологические. Могу сказать, что мы оставляем в этих программах наиболее значимое, необходимое и основное направление – окончание работ, начатых ранее. То есть финансирование тех работ, которые мы наметили к завершению в 2009 году, мы не прекращаем.
Вопрос: А что касается сокращения объемов геологоразведки на Ямале в 2009 году на 30%, окончательно ли решен вопрос?
Сергей Русаков: Это вопрос достаточно серьезный. В настоящее время предприятия ТЭКа и предприятия, которые занимаются сервисом в области геологоразведки, сокращают объемы. Вопрос состоит в том, что мы можем предложить, чтобы эти работы продолжались. Здесь возможно уменьшение налогового бремени для сервисных предприятий, расширение финансирования федеральных программ. Мы в этом направлении работаем и, скорее всего, это еще не "точка". Мы будем стараться изыскивать возможности, делать предложения федеральным структурам и в своем округе решать эти задачи таким образом, чтобы геологоразведочные работы продолжались, поскольку необходимо сохранить целостность этих предприятий, чтобы они в эти тяжелые времена просто не прекратили свое существование.
Вопрос: А есть ли опасения относительно реализации крупных проектов, например, Бованенково?
Сергей Русаков: Там все идет в плановом порядке, а основные объемы геологоразведочных работ были выполнены в последние годы. Там никаких сомнений нет по подтверждению запасов и изученности данных месторождений. Там фаза уже не проектирования, а строительства. Соответственно, намечаемый результат – это добыча газа в 2011 году.