Янтарь спасет изумруды?
В судьбе многострадального Малышевского месторождения изумрудов появляется ясность. Роснедра во второй половине года проведут конкурс либо аукцион на право пользования лицензией, и уже известен один участник битвы – это ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Но вероятно, что сражения и не получится. Месторождение проблемное, а тут еще и кризис. Компаниям, которые раньше были бы не прочь повоевать за изумруды, сейчас не до новых проектов.
Роснедра проведут конкурс или аукцион сразу на два объекта: на само Малышевское изумрудно-бериллиевое месторождение и на отвалы некондиционных руд Аульского и Малышевского месторождений. Как пояснил Накануне.RU заместитель руководителя Уралнедр Николай Кокорин, обладателями лицензии на эти два объекта может стать как одна компания, так и две. "Если нет ограничений по соображениям национальной безопасности, в конкурсе может участвовать кто угодно, если докажет свою состоятельность. Должна быть и техника, и кадры, и финансы и отсутствие задолженности перед бюджетом", - отмечает Николай Кокорин. Теоретически, одним из участников конкурса/аукциона мог бы стать и прежний обладатель лицензии компания "Зелен Камень". "Если докажет свои возможности, то пусть попробует побороться за лицензию, но я сомневаюсь, что его все равно допустят. У компании долги перед бюджетом, это основание, чтобы не допустить на конкурс", - добавляет замруководителя Уралнедр.
Положение когда-то перспективного ЗАО "Зелен Камень" (аффилированная компания канадской корпорации Tsar Emerald Corporation) весьма плачевное. ЗАО было создано в 1997 году для того, чтобы добывать изумруды на Малышевском руднике. Так случилось, что кроме канадской корпорации претендентов на уникальное месторождение не нашлось – слишком обширные требовались инвестиции в добычу. К слову, канадцы активно вкладывали средства в восстановление объекта. В 2004 году объем финансирования со стороны Tsar Emerald Corporation составил 17 млн руб., в 2005 году - 77,9 млн, а в 2006 - 105,2 млн руб. Канадцы знали, что делали: по их расчетам добыча на месторождении могла составлять до 3 млн карат изумрудов в год. Но все же сил и средств, вложенных в рудник, оказалось недостаточно: лицензионное соглашение не выполнялось, и власть несколько раз порывалась отобрать лицензию. Но за неимением других претендентов на месторождение выбирали наименьшее зло и право добычи за канадцами оставляли. В противном случае работу рудника вообще бы никто не поддерживал.
Справка: Малышевское изумрудно-бериллиевое месторождение, самое крупное месторождение изумрудов в Европе, расположено на восточной окраине поселка Малышево Свердловской области. Главный полезный компонент – изумруд, попутные – хризоберилл, фенакит, берилл. Балансовые запасы по категории С1+С2 на 1 января 2007 г составляют 11,5104 млн т руды, 15761,8 т ВеО /оксид бериллия/. Разведанные и утвержденные запасы месторождения обеспечивают работу предприятия на 30 лет.
Летом прошлого года то ли терпение властей лопнуло, то ли появились потенциальные претенденты на изумруды, то ли все вместе взятое, но лицензию все-таки отобрали. И, как оказалось, не зря. В отношении "Зелен Камня" вот-вот может начаться процедура банкротства. Этот вопрос по инициативе инспекции Федеральной налоговой службы Асбеста 26 февраля будет рассматривать Арбитражный суд Свердловской области. У ЗАО "Зелен Камень" множество кредиторов, среди которых и налоговики, и энергетики, и отдельные компании.
Впрочем, сегодня компания к месторождению не имеет никакого отношения. Единственное, она пока еще остается собственником имущественного комплекса, располагающегося на поверхности. Но если банкротство все-таки произойдет, то и эта проблема будет решена.
Сейчас операторской лицензией, выданной на год, обладает ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Как рассказала Накануне.RU коммерческий директор предприятия Дина Казачкова, инициатива того, чтобы ГУП взял на себя заботы о месторождении принадлежала Роснедрам. "Решено было возродить месторождение с помощью госкомпании, какой мы являемся. Мы для того, чтобы дали лицензию, проводили определенные действия, лицензия досталась не просто так", - сообщила Дина Казачкова. По ее словам, "Калининградский янтарный комбинат" будет участвовать в конкурсе или аукционе на месторождение, а также, возможно, что и на отвалы. "Наш интерес - в расширении сферы деятельности", - объяснила коммерческий директор ГУП. |
Справка: Калининградский янтарный комбинат создан, фактически в 1947 году, и находился в введении Министерства внутренних дел. В годы перестройки предприятие было приватизировано, но затем состоялся беспрецедентный процесс, в результате 8.которого предприятие вернулось в государственную собственность. Комбинат разделили на два предприятия: добывающее янтарь и производящее готовую продукцию. Комбинат является мировым лидером по производству янтаря, ежегодно в Калининградской области добывается 300 т этого камня.
Дина Казачкова затруднилась точно сказать, будет ли комбинат участвовать в конкурсе либо аукционе на отвалы некондиционных руд Аульского и Малышевского месторождений, но, предполагает, что, скорее всего, да.
Отвалы образовались, когда, до 1993 года Малышевский рудник контролировался Министерством атомной энергетики России. Правительство интересовали тантал и бериллий, которые использовали в ракето- и самолетостроении, а также в ядерных боеголовках. На изумруды не обращали особого внимания. Сегодня все ровно наоборот: необходимость в тантале и бериллии отпала, а драгоценные камни привлекают особый интерес. То, что в отвалах изумруды есть – факт (не зря же Росприроднадзор в свое время обвинил "Зелен Камень" в отработке изумрудов с отвалов без разрешительных документов). А вот сколько их – можно только гадать. По данным Роснедр, ресурсный потенциал отвалов составляет 9 тыс.189 кг изумрудов и 294 кг александритов. "Каждый инвестор ищет свою выгоду. У кого есть возможности работать с шахтой, то есть на Малышевском месторождении, пойдет на шахту, у кого нет такой возможности, пойдет на отвалы. Но там нужно проводить геологоразведочные работы. Изумруды есть, вопрос как много и насколько рентабельно их извлечение", - обрисовал Накануне.RU привлекательность одного и второго объекта заместитель руководителя Уралнедр Николай Кокорин. Он вполне допускает, что обладателем лицензии и на месторождение, и на отвалы, станет одна компания, что было бы логично.
Вопрос в другом: будут ли еще претенденты на отвалы и рудник, кроме ГУП "Калининградский янтарный комбинат", и, если нет, то хватит ли у предприятия финансовых средств привести в порядок рудник. Канадцы вот хотели, но у них не получилось.
Еще полгода назад эксперты называли в качестве возможных претендентов на уникальное месторождение Уральскую горно-металлургическую компанию, "АЛРОСу", а также Ростехнологии через корпорацию "ВСМПО-Ависма" (владеет совместно с УГМК компанией "Уральское золото", которая претендовала на основной пакет акций ОАО "Малышевское рудоуправление"). Но за полгода многое изменилось: УГМК сейчас не до вложения инвестиций, у "ВСМПО-Ависмы" пусть дела обстоят лучше, но корпорация тоже вряд ли станет затевать новые проекты (как недавно заявлял гендиректор Евгений Романов, корпорация намерена рассчитаться с кредитами). "АЛРОСа" обеспокоена падением спроса на драгоценные камни – какая уж тут забота о месторождении. "Вполне вероятно, что в текущих условиях и не найдут инвесторов. ГУП может зайти на месторождение, но добывать в перспективе двух-трех лет вряд ли будут. Тем более, что такой специфический вид продукции, не всегда находит спрос, особенно в период кризиса. Изумруды используются частично в промышленности для оптоволоконных технологий, а украшений много не нужно, даже по алмазам существенно упал сбыт. Вся надежда только на Гохран. Это будет прямая поддержка государства, и будут создаваться стоковые запасы, которые потом возможно продать, когда ситуация нормализуется", - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов.
"Число участников конкурса будет зависеть не столько от кризиса, сколько от его условий. Часть желающих могут просто не пройти его отбор. И все же, несмотря на эти причины, думаю, что участников будет несколько. Заинтересоваться месторождением могут как сырьевые компании, например, металлурги, так и госкомпании, например АЛРОСа или Ростехнологии", - не исключает этот вариант ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Все же, раз инициатором выдачи операторской лицензии ГУП "Калининградский янтарный комбинат" были Роснедра, а комбинат согласился взять на себя заботу о руднике, вряд ли это делалось с расчетом на один год. Зачем ГУПу вкладывать средства в поддержание месторождения, чтобы потом его начал разрабатывать кто-то другой? "Комбинату надо будет победить, прежде чем он начнет вкладывать средства, если же его собственных средств не будет хватать, то думаю, что государство ему поможет, если и не напрямую, то через госбанки", - добавляет Дмитрий Баранов.
Правда, средства уже вкладываются, ведь если бы Роснедра в срочном порядке летом не подыскали изумрудам нового хозяина, рудник пришел бы в запустение, и восстановить его было бы очень сложно. Даже сейчас работы на месторождении очень много, - говорит коммерческий директор ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Дина Казачкова. "Пока состояние самого месторождения не самое лучшие, поэтому вопрос добычи – вопрос не одного даже 2009 года. Ситуация сложная, месторождение требует больших инвестиций. А на следующем этапе будет вестись добыча", - делится планами Дина Казачкова. Похоже, что на комбинате вопрос о том, кому достанется Малышевское месторождение, уже решен.