Коаксиловая зависимость. Как победить?
Общественность Сургута "звонит в колокола": в городе новый вид наркомании – коаксиловая зависимость, которая страшнее героиновой. "Жизнь" коаксилового наркомана – 3-6 лет, за это время он слепнет, ему ампутируют гниющие конечности, у него отказывают внутренние органы. Смерть после такой "жизни" – спасение. Уже готовы обращения к чиновникам по поводу внесения изменений в российское законодательство. Почему аптеки продают коаксил наркоманам? Кому нужно "развязать руки" для борьбы с ними? На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответил Сергей Бондаренко, председатель территориального комитета Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в городе Сургуте.
Вопрос: Сергей Афанасьевич, чем опасно употребление коаксила?
Сергей Бондаренко:
Последствия употребления коаксила: абсцессы, флегмоны, флебиты, химические ожоги – это гниение тела. Выполняются оперативные вмешательства – вскрытия абсцессов и флегмон, протезирование бедренных артерий, ампутация конечностей, пальцев при развитии гангрен. |
Вопрос: Расскажите о принятии обращения к правительству округа?
Сергей Бондаренко: На заседании Общественной палаты мы собрали всех, кто причастен к этому делу: представители администрация Сургута, члены антинаркотических комиссий города и района, сотрудники психоневрологического диспансера. На заседание прибыли замруководителя Юграздравнадзора, заведующий отделением гнойной хирургии, представители Госнаркоконтроля, оперативники, представители аптек, разных религиозных конфессий, представители организации "Матери против наркотиков", которые поднимают эту тему на протяжении последних трех лет самым активным образом.
Наше обращение носит конкретную цель, с конкретными предложениями по внесению изменений в кодекс об административных правонарушениях, о внесении препарата коаксил и ему подобных в соответствующий список для того, чтобы этим препаратом могли заниматься сотрудники госнаркоконтроля.
Вопрос: Ужесточение наказания за продажу препарата возымеет необходимое действие?
Сергей Бондаренко: Увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения сократило число нарушителей. Почему бы не ужесточить наказание за продажу коаксила? Сейчас немедицинское употребление коаксила приобретает массовый характер, потому что этот препарат не отнесен к списку сильнодействующих и ядовитых веществ. А раз так, то Госнаркоконтроль не может заниматься им так же как, например, занимается наркотиками. И здесь ответственность только административная за нарушение правил торговли. То есть сотрудники аптек понимают, чем именно они занимаются, но по документам это нигде не проходит. Им за это ничего не грозит.
Это, по сути дела, узаконенная продажа наркотиков. Лекарство должно продаваться по рецепту, но не все сотрудники аптек соблюдают это правило. Потому что знают, что им за это ничего не будет. Четыре тысячи рублей штрафа – это ерунда по сравнению с тем, что одна упаковка таблеток стоит 750 рублей, а они влет расходятся. А есть такие, которые употребляют по 300 таблеток за раз - это 7,5 тысяч рублей. Когда этот препарат будет включен в список сильнодействующих препаратов, тогда уж, если ты продал этот препарат, то ты уже попадаешь под другую статью, и ответственность совершенно другая. Наша задача донести до сведения всех властных структур, что коаксил необходимо внести в список сильнодействующих и ядовитых веществ. Чтобы Госнаркоконтроль мог препятствовать массовому распространению это препарата.
Вопрос: Что конкретно вы собираетесь делать?
Сергей Бондаренко: Необходимо разобраться, каким образом можно отзывать лицензии, ведь есть еще закон, который не дает возможности часто и беспричинно проверять те же аптеки. Мы будем готовить предложение по внесению изменений в кодекс об административных правонарушениях об ужесточении и увеличении штрафов за незаконную продажу таких веществ. Также мы будем обращаться к общественности, потому что профилактика не менее важна запретительных мер. Начинать надо с семьи. Именно семья должна стать тем местом, где ребенок бы четко понимал, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Для массовой профилактики это школы, где можно демонстрировать видео, разъяснять школьникам, что к чему. Мы, конечно, будем обращаться в департамент образования, для того чтобы в школах обязательно уделяли внимание профилактике, рассказывая не только о вреде коаксила, но и других наркосодержащих веществ.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы препарат внесли в список сильнодействующих?
Сергей Бондаренко: Общественная палаты Югры предлагает выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в постановление Правительства РФ №964 от 29.12.2007 года в части внесения медицинского препарата коаксил и ему подобных в список сильнодействующих и ядовитых препаратов. И после этого у Госнаркоконтроля "будут развязаны руки". Сейчас заканчивается подготовка обращения к думе и правительству округа, чтобы органы власти подняли вопрос о внесении изменений в постановление. Мы понимаем, что при такой активности этой темы будет и обратная реакция – кто-то из наркоманов захочет попробовать, но мы все-таки надеемся на здравый смысл и будем предполагать что эффект будет больше положительный, чем отрицательный.
Статистика. По данным отделения гнойной хирургии Сургутской больницы, пациенты с последствиями немедицинского употребления коаксила на протяжении последних трех лет стабильно составляют 8-10% от общего числа пролеченных в отделении гнойной хирургии больных с тенденцией к увеличению. Так, в 2006 году пролечено 95 пациентов, в 2007 – 115 пациентов, в прошлом году 126 пациентов, с начала этого года таких пациентов госпитализировано уже - 26 человек. Удельный вес койко-дней проведенных этой категорией больных в стационаре 12-14% от общей цифры. Это обусловлено более сложным течением гнойного процесса на фоне сопутствующих заболеваний, сниженного иммунитета, хронических вирусных гепатитов В,С и ВИЧ.
По данным управления информации сургутского психоневрологического диспансера, потребителей препарата коаксил среди больных наркотической зависимостью: 2004 год – 1127 человек, 2005 – 1662, 2006 год – 1981, 2007 – 2703, 2008 год – 2967 человек. Процент потребителей коаксила от общего числа больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением: 2004 – 30%, 2005 – 44,2%, 2006 – 53,1%, 2007 год – 72,3, 2008 – 81,5%.