Тариф "Кризисный"
Инфляция и девальвация докатились до тарифов сотовых компаний. Один оператор из "большой тройки" уже заявил о повышении тарифов, пусть и завуалировано назвав это оптимизацией. Два других пока повысили расценки по связи в роуминге, но не исключают возможности увеличения тарифов и на связь внутри страны. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев уже пригрозил кнутом и стал уговаривать пряником, но что это за кнут и пряник, как он скажется на сотовых компаниях, до конца непонятно, а выгода от повышения тарифов очевидна. Так что, как уверены эксперты, подорожание сотовой связи – дело времени.
Все разговоры начались с заявления компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") о том, что с 27 февраля изменится ряд тарифов в ряде регионов. После того, как это сообщение в своей интерпретации распространили СМИ, "Вымпелком" выпустил еще одно официальное заявление в котором уточняется, что изменения коснулись лишь 7% тарифных планов и вызваны сохранением баланса цен между старыми тарифными планами и новыми предложениями.
"Например, в Екатеринбурге на тарифе "Монстр общения" увеличилась цена звонков на мобильные телефоны, но снизилась - на ГТС. По сути, речь идет о ребалансировке показателей внутри тарифов. Особо хочу обратить внимание: такие изменения происходили и в "мирное время". Это совершенно обычный процесс. Однако в связи с кризисом, они действительно обратили на себя внимание, чего раньше не происходило", - пояснил Накануне.RU старший менеджер по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" по Уральскому региону Дмитрий Чебыкин.
Он подчеркнул, что изменения никак не связаны с кризисом и колебаниями курса рубля. "Говорить о повышении цен в то время, когда мы выводим на рынок дешевый тарифный план, к которому мы отмечаем спрос как у уже существующих абонентов (абоненты меняют старые тарифы на новый), так и у новых (на Урале тариф является одним из лидеров наших продаж), действительно некорректно", - добавил старший менеджер по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" по Уральскому региону.
Однако в условиях кризиса компания не стала бы действовать себе в убыток и изменять тарифы так, чтобы абоненты платили меньше. Поэтому, несмотря на все уверения "Билайна" об оптимизации, большинством эта информация воспринимается именно как повышение тарифов. В частности, данный факт не остался без внимания и министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Министерство собирается поддерживать сотовых операторов, сдерживающих рост тарифов на связь, а ФАС - обратиться за разъяснениями к тем мобильным операторам, которые пересмотрят тарифы в сторону повышения. |
Министр Игорь Щеголев, как пишет РБК daily, заявил, что операторов, берущих на себя социальные обязательства в виде сдерживания роста тарифов и повышения качества связи, ждет поддержка. Какая именно, он не уточнил. Возможно, что способы осуществления этой поддержки еще не придуманы. Кроме этого пряника, в речи министра обозначился и кнут в виде сотрудничества с Федеральной антимонопольной службой. "Если мы обнаружим признаки картельного сговора, который отразится на общем росте тарифов на услуги мобильной связи и широкополосного доступа, то будут приняты соответствующие меры", - заявил Игорь Щеголев. Правда, что это за меры, он также не стал пояснять. Вероятно, что и они еще не разработаны. Но ФАС уже готова обратиться в "ВымпелКом" за разъяснениями относительно повышения по ряду тарифов. Возможно совпадение, но именно после этой информации и вышло заявление компании о том, что тарифы не повышаются, а оптимизируются.
Между тем, как считает аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов, внутренние причины у компании для повышения цен на разговоры есть. "У "Вымпелкома" сейчас далеко не лучшее финансовое положение - растущие в рублевом эквиваленте долларовые долги, что серьезно портит денежный поток компании. Прошла девальвация рубля и нужно отвлекать больше ресурсов на обслуживание долга, а выручку "Вымпелком" получает в рублях. Эта компания - явный кандидат на повышение тарифов, что мы и наблюдаем", - отмечает Илья Федотов. Что касается других операторов, то, по словам Федотова, у них столь серьезной долговой проблемы, как у "Вымпелкома", нет. "Сотовые операторы получают основную часть выручки в рублях, основная часть расходов тоже в рублях. Долларовые расходы – обслуживание долга и капитальные затраты. Что касается операционной деятельности, то рентабельность порядка 50%, это высокий показатель. Напрямую говорить, что из-за кризиса компании могут что-то потерять, не стоит", - добавляет аналитик ИК "Велес Капитал".
Сами компании не исключают возможность повышения тарифов в будущем, хоть и избегают об этом говорить. А повышение на роуминговые тарифы уже произошло, что вполне логично в свете девальвации рубля.
"Среди наших абонентов есть и бизнесмены, и студенты, и те, и другие получают услуги, соответствующие их потребностям и финансовым возможностям. В кризисной ситуации мы тем более стараемся сохранить лояльность своих клиентов, поэтому переводить тарифы в у.е и повышать не хотим. В феврале мы вывели на рынок новый тариф "Твое время", где стоимость звонков даже ниже, чем в большинстве действующих тарифов", - передала пресс-служба "Мегафона" слова гендиректора компании Сергея Солдатенкова.
В МТС также говорят о лояльности клиентов и своем нежелании ее, эту лояльность терять. "В условиях кризиса лояльность абонента своему сотовому оператору становится важным фактором для бизнеса оператора, поэтому к решению о повышении цен на связь необходимо подходить взвешенно, так как в условиях снижения уровня доходов населения нельзя исключать, что эффект от повышения может быть обратным, и люди либо начнут меньше говорить, либо уйдут в отток. Мы не исключаем повышения тарифов, внимательно следим за потребительским спросом, инфляцией и поведением конкурентов, но пока не видим в этом необходимости, так как МТС, как лидер рынка, имеющий прочное финансовое положение и небольшую долговую нагрузку, может себе позволить более лояльно относиться к своим абонентам", - заявили Накануне.RU в пресс-службе МТС.
Повышение тарифов всеми операторами не за горами, считает аналитик ИК "Атон" Надежда Голубева. По ее мнению, высказывание Игоря Щеголева может лишь отсрочить это решение. "Высказывание министра против повышения тарифов могут заставить МТС и "Мегафон" отложить решение о повышении тарифов. Но неизвестно, какие санкции может применить министерство и будут ли они. Операторы попытаются прощупать ситуацию, понять, грозит ли им что-то за повышение тарифов. Я думаю, что не грозит, и тарифы они повысят. Поддержка от государства слишком призрачна, а от повышения тарифов выгода понятна: тарифы повысили, денег стало больше", - подчеркивает Надежда Голубева.
Единственным сдерживающим фактором может стать вероятность ухода клиентов. Ведь если один оператор повышает тарифы, то вполне объяснимо желание уйти к другому, кто это не делает. Особенно в период кризиса, когда доходы многих сократились. Но привязка к номеру, которым пользовался много лет, может многих удержать. |
"Часть абонентов, самая низкодоходная, может быть, и уйдут, а бизнес-абоненты останутся, потому что возможности ухода со своим номером к другому оператору не существует, если человек использовал номер в течение десяти лет, все его знают, маленькая вероятность ухода к другому оператору из-за того, что свой повысил тарифы на 15%. Понятно, что другие операторы будут делать то же самое, это вопрос времени. Полагаю, что переток клиентов будет очень незначительным", - уверена аналитик ИК "Атон".
Будет незначительным и снижение количества и продолжительности разговоров, - подчеркивает аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов. "Если абоненты, действительно, станут меньше пользоваться сотовой связью, это касается корпоративных клиентов, либо абонентов, у которых существенно сократились доходы. Но снижение будет незначительным", - прогнозирует Федотов.
"Мобильная связь будет одним из последних пунктов сокращения расходов, оно не превысит 10%. Мобильная связь настолько необходима, что человек, скорее, откажется от похода в ресторан, чем от связи", - высказала Накануне.RU свое мнение аналитик ИК "Атон" Надежда Голубева.
В действительности получается, что сотовые компании, если не брать в расчет их внутренние проблемы в виде необходимости возврата кредитов, трудностей с получением новых, от кризиса пострадали минимально, а на их товар, то есть связь, покупатель всегда найдется. И уж если операторы захотят повысить тарифы, то абонентам деваться будет некуда. Придется еще больше затягивать пояса и говорить, говорить.